"Пьяное" ДТП - визитная карточка российских дорог

01.04.2015 12:00
   


В период с 1990 г. по настоящее время число погибших на дорогах Европы сократилось в два раза, тогда как в России этот показатель практически не изменился. В результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) люди продолжают гибнуть, и, что самое страшное, среди них по-прежнему бывают дети. Общее число погибших из-за пьяного вождения в прошлом году увеличилось почти на 50%.

Согласно отчетам ГИБДД, статистика аварий в России за 2014 год по сравнению с 2013 годом хоть и демонстрирует тенденцию к сокращению, но в целом мало чем изменилась. Естественно, в этой печальной статистике есть два ключевых показателя — количество ДТП и число погибших в них.
 
Всего в 2014 году в России было зарегистрировано 199 720 аварий, в которых погибло 26 963 человека и ранено 251 785 человек. При этом число ДТП сократилось на 2,1%, количество погибших уменьшилось на 0,2%, а по полученным травмам минус достиг 2,6%.
 
Если рассматривать ситуацию с точки зрения участия в ДТП детей до 16 лет, то в прошлом году число погибших увеличилось на 0,7% и составило 878 детей. В целом количество ДТП с детьми сократилось на 3,7% (20 376 аварий), число раненых уменьшилось также на 3,7% (21 588 детей).
 
По какой причине чаще происходят ДТП? Здесь ответ весьма банальный: нарушение правил дорожного движения (ПДД), в результате чего в 2014 году произошло 88% всех происшествий. При этом пешеходы, безусловно, тоже бывают виновниками ДТП, и на их долю приходится 13% аварий. Из-за своей беспечности погибли в прошлом году 7 323 пешехода, что на 6,1% меньше, чем в 2013 году.
 
Между тем аварийность из-за неудовлетворительного состояния дорог сократилась на 2,8% и составила 51 573 ДТП – это явный плюс. Однако в качестве реального ориентира ожидания улучшения состояния дорог и, как следствие, внушительного снижения ДТП в этой части эксперты называют период 5-10 лет.
 
Более всего удручает то, что сокращения аварийности по причине пьянства в нашей стране не происходит: рост за год составил 21,6% (16 517 ДТП). По вине пьяных водителей в прошлом году в России погибло 3 420 человек, что на 47,8% больше, чем в 2013 году.
 
Но не только пьянство – причина дорожных происшествий. Беспокойство вызывает также любовь водителей к телефонным разговорам и написанию СМС-сообщений. Ученые давно доказали, что при разговоре по мобильному телефону за рулем вероятность попасть в аварию увеличивается примерно в четыре раза, а при наборе СМС – в шесть раз. Скорость реакции при разговоре по телефону снижается на 9%, тогда как при наборе СМС – уже на 30%.
 
Еще вполне реальный пункт причин ДТП в России – лихачество. Данные экспертов говорят, что превышение скорости – причина большинства аварий, в том числе и со смертельным исходом. На дороге лихачат больше половины российских водителей.
 
Кроме этих очевидных причин, есть и многие другие, косвенные, но также приводящие к летальному исходу. Например, игнорирование ремней безопасности. Согласно статистике, вероятность смертельного исхода при фронтальном столкновении для водителей, пользующихся ремнями безопасности, уменьшается в 2,3 раза, при боковом столкновении – в 1,8 раз, а при опрокидывании автомобиля – в 5 раз. У пристегнутых пассажиров степень риска при лобовом столкновении автомобиля с препятствием или с другим автомобилем в 9 раз меньше, чем у непристегнутых.

Другая роковая ошибка – неиспользование в автомобиле специального детского кресла. Все системы безопасности автомобиля рассчитаны на взрослых людей. У детей другая комплекция, и их обязательно нужно перевозить именно в детском кресле. По данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских удерживающих устройств в транспортных средствах позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста – на 54%.

Дополним список еще недооценкой со стороны водителя погодных условий и вождением в состоянии усталости или под воздействием лекарственных препаратов.
   
Кроме того, к сожалению, в цифрах нельзя выразить конкретику ухудшения знания ПДД среднестатистическим водителем, но это очевидно. Прибавим сюда еще приобретение водительских прав без привязки к умению водить автомобиль. Эксперты отмечают, что почти половина аварий происходит по вине водителей-новичков. Подобная халатность на дорогах не должна проходить бесследно, и отвечать за нее, возможно, должны автошколы.
 
Одновременно с этим рост количества автомобилей на 1000 человек в России сопровождается ростом числа аварий с коэффициентом 1,2-1,3. Причинами столь высокого уровня ДТП в числе прочих являются низкая культура вождения и поведение пешеходов на проезжей части.
 
При этом просветительская работа в части развития культуры вождения в России результатов, увы, не дает. Некоторые эксперты считают, что есть лишь два эффективных способа воспитания наших водителей: драконовские штрафы и демонстрация страшных возможных аварий и их последствий.
 
Между тем с целью более качественного анализа происшествий в России планируется ввести "Журнал ДТП". Сотрудникам МВД предложено по-новому оформлять ДТП и фиксировать данные координат дорожного происшествия и полосы движения в специальных картах. Отдельно в эту карту должны заноситься предполагаемые основные и второстепенные причины ДТП. Явное нарушение ПДД классифицируется прямой причиной, наличие некачественной дорожной разметки – косвенной.
Кроме данных, касающихся непосредственно аварии, планируется регистрировать показатели, характеризующие качество работы спасательных служб: время прибытия, проводимые мероприятия и пр.

Отдельная часть карточки будет предназначена для внесения данных о месте и школе прохождения обучения нарушителя на права. Это позволит проводить анализ работы подразделений Госавтоинспекции по качеству подготовки водителей. Внесение данных о месте и времени гибели пострадавшего позволит на перспективу проанализировать необходимые действия для сохранения других жизней.

В заключение следует отметить, что, садясь за руль, необходимо помнить, что автомобиль – это, конечно, средство передвижения, но оно имеет повышенную опасность. Цена пренебрежения элементарными ПДД может быть, как показывает статистика, непомерно высока.

Справка по Калининградской области
 
На фоне России в целом Калининградская область, казалось бы, в выигрышном положении. По итогам 2014 года регион объективно достиг улучшения ситуации в области дорожно-транспортных происшествий.

Однако эта бочка меда не обошлась без ложки дегтя: статистика ДТП по вине пьяных водителей также в плюсе, как и в большинстве других регионов РФ. Чего только стоит авария, произошедшая 21 ноября 2014 года, когда около 22:00 в Калининграде на улице Куйбышева 40-летний водитель "Лексуса LX 570", находясь в состоянии алкогольного опьянения, насмерть сбил на тротуаре двух девушек. В крови мужчины обнаружили 1,3 промилле алкоголя.

Всего в 2014 году в Калининградской области было зарегистрировано 1 240 аварий (-5,2% по отношению к 2013 году), погибло 164 человека (-5,2%), ранено 1 404 человека (-4,3%).
 
С участием детей до 16 лет в регионе произошло 142 аварии (-15,5%), погибло 3 ребенка (0%), ранено 149 детей (-13,9%).
 
По причине нарушения ПДД произошло 1 054 аварии (-5,9%), по причине алкогольного опьянения водителя – 89 аварий (+1,1%), по вине пешеходов – 218 аварий (-6%), по причине неудовлетворительного состояния дорог – 388 аварий (-12,2%).

© Информационное агентство Русский Запад
Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 879 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты