В период с 1990 г. по настоящее время число погибших на дорогах Европы
сократилось в два раза, тогда как в России этот показатель практически
не изменился. В результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) люди
продолжают гибнуть, и, что самое страшное, среди них по-прежнему бывают
дети. Общее число погибших из-за пьяного вождения в прошлом году
увеличилось почти на 50%.
Согласно отчетам ГИБДД, статистика аварий в России за 2014 год по
сравнению с 2013 годом хоть и демонстрирует тенденцию к сокращению, но в
целом мало чем изменилась. Естественно, в этой печальной статистике есть два ключевых показателя — количество ДТП и число погибших в
них.
Всего в 2014 году в России было зарегистрировано 199 720 аварий, в которых погибло 26 963 человека и ранено 251 785 человек. При этом число ДТП сократилось на 2,1%, количество погибших уменьшилось на 0,2%, а
по полученным травмам минус достиг 2,6%.
Если рассматривать ситуацию с точки зрения участия в ДТП детей до 16
лет, то в прошлом году число погибших увеличилось на 0,7% и составило
878 детей. В целом количество ДТП с детьми сократилось на 3,7% (20 376
аварий), число раненых уменьшилось также на 3,7% (21 588 детей).
По какой причине чаще происходят ДТП? Здесь ответ
весьма банальный: нарушение правил дорожного движения (ПДД), в
результате чего в 2014 году произошло 88% всех происшествий. При этом пешеходы, безусловно, тоже бывают виновниками ДТП, и на их долю
приходится 13% аварий. Из-за своей беспечности погибли в прошлом
году 7 323 пешехода, что на 6,1% меньше, чем в 2013 году.
Между тем аварийность из-за неудовлетворительного состояния дорог
сократилась на 2,8% и составила 51 573 ДТП – это явный плюс. Однако в качестве реального ориентира ожидания улучшения состояния дорог и, как следствие, внушительного снижения ДТП в этой части эксперты называют период 5-10
лет.
Более всего удручает то, что сокращения аварийности по причине пьянства в
нашей стране не происходит: рост за год составил 21,6% (16 517 ДТП). По
вине пьяных водителей в прошлом году в России погибло 3 420 человек,
что на 47,8% больше, чем в 2013 году.
Но не только пьянство – причина дорожных происшествий. Беспокойство
вызывает также любовь водителей к телефонным разговорам и написанию
СМС-сообщений. Ученые давно доказали, что при разговоре по мобильному
телефону за рулем вероятность попасть в аварию увеличивается примерно в
четыре раза, а при наборе СМС – в шесть раз. Скорость реакции при
разговоре по телефону снижается на 9%, тогда как при наборе СМС – уже на
30%.
Еще вполне реальный пункт причин ДТП в России – лихачество. Данные
экспертов говорят, что превышение скорости – причина большинства аварий,
в том числе и со смертельным исходом. На дороге лихачат больше половины
российских водителей.
Кроме этих очевидных причин, есть и многие другие, косвенные, но также
приводящие к летальному исходу. Например, игнорирование ремней
безопасности. Согласно статистике, вероятность смертельного исхода при
фронтальном столкновении для водителей, пользующихся ремнями
безопасности, уменьшается в 2,3 раза, при боковом столкновении – в 1,8
раз, а при опрокидывании автомобиля – в 5 раз. У пристегнутых пассажиров
степень риска при лобовом столкновении автомобиля с препятствием или с
другим автомобилем в 9 раз меньше, чем у непристегнутых.
Другая роковая ошибка – неиспользование в автомобиле специального детского кресла. Все системы безопасности автомобиля рассчитаны на
взрослых людей. У детей другая комплекция, и их обязательно нужно
перевозить именно в детском кресле. По данным Всемирной организации
здравоохранения, использование детских удерживающих устройств в
транспортных средствах позволяет снизить смертность среди младенцев на
71%, а среди детей более старшего возраста – на 54%.
Дополним список еще недооценкой со стороны водителя погодных условий и
вождением в состоянии усталости или под воздействием лекарственных
препаратов.
Кроме того, к сожалению, в цифрах нельзя выразить конкретику ухудшения
знания ПДД среднестатистическим водителем, но это очевидно. Прибавим
сюда еще приобретение водительских прав без привязки к умению водить
автомобиль. Эксперты отмечают, что почти половина аварий происходит по
вине водителей-новичков. Подобная халатность на дорогах не должна
проходить бесследно, и отвечать за нее, возможно, должны автошколы.
Одновременно с этим рост количества автомобилей на 1000 человек в
России сопровождается ростом числа аварий с коэффициентом 1,2-1,3.
Причинами столь высокого уровня ДТП в числе прочих являются низкая
культура вождения и поведение пешеходов на проезжей части.
При этом просветительская работа в части развития культуры вождения в
России результатов, увы, не дает. Некоторые эксперты считают, что есть
лишь два эффективных способа воспитания наших водителей: драконовские
штрафы и демонстрация страшных возможных аварий и их последствий.
Между тем с целью более качественного анализа происшествий в России
планируется ввести "Журнал ДТП". Сотрудникам МВД
предложено по-новому оформлять ДТП и фиксировать данные координат
дорожного происшествия и полосы движения в специальных картах. Отдельно в
эту карту должны заноситься предполагаемые основные и второстепенные
причины ДТП. Явное нарушение ПДД классифицируется прямой причиной,
наличие некачественной дорожной разметки – косвенной.
Кроме данных, касающихся непосредственно аварии, планируется
регистрировать показатели, характеризующие качество работы спасательных
служб: время прибытия, проводимые мероприятия и пр.
Отдельная часть карточки будет предназначена для внесения данных о месте
и школе прохождения обучения нарушителя на права. Это позволит
проводить анализ работы подразделений Госавтоинспекции по качеству
подготовки водителей. Внесение данных о месте и времени гибели
пострадавшего позволит на перспективу проанализировать необходимые
действия для сохранения других жизней.
В заключение следует отметить, что, садясь за руль, необходимо помнить,
что автомобиль – это, конечно, средство передвижения, но оно имеет
повышенную опасность. Цена пренебрежения элементарными ПДД может быть,
как показывает статистика, непомерно высока.
Справка по Калининградской области
На фоне России в целом Калининградская область, казалось бы, в
выигрышном положении. По итогам 2014 года регион объективно достиг
улучшения ситуации в области дорожно-транспортных происшествий.
Однако эта бочка меда не обошлась без ложки дегтя: статистика ДТП по
вине пьяных водителей также в плюсе, как и в большинстве других регионов
РФ. Чего только стоит
авария, произошедшая 21 ноября 2014 года, когда
около 22:00 в Калининграде на улице Куйбышева
40-летний водитель "Лексуса LX 570", находясь в состоянии алкогольного
опьянения, насмерть сбил на тротуаре двух девушек. В крови мужчины
обнаружили 1,3 промилле алкоголя.
Всего в 2014 году в Калининградской области было зарегистрировано 1 240
аварий (-5,2% по отношению к 2013 году), погибло 164 человека (-5,2%),
ранено 1 404 человека (-4,3%).
С участием детей до 16 лет в регионе произошло 142 аварии (-15,5%), погибло 3 ребенка (0%), ранено 149 детей (-13,9%).
По причине нарушения ПДД произошло 1 054 аварии (-5,9%), по причине
алкогольного опьянения водителя – 89 аварий (+1,1%), по вине пешеходов –
218 аварий (-6%), по причине неудовлетворительного состояния дорог –
388 аварий (-12,2%).
© Информационное агентство Русский Запад