Религиозные праздники все заметнее входят в наши житейские календари. Люди, прежде не знакомые с традиционными религиозными учениями, начинают вникать в их суть, пытаясь разобраться в том, что несут они миру и каждому человеку. Сегодня на вопросы нашего корреспондента о светлом празднике Пасхи отвечает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Калининградской епархии РПЦ благочинный протоиерей Вадим.
– Ваше Высокопреподобие, почему символом Пасхи стало яйцо?
– По старинному церковному преданию, яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение кровью Иисуса Христа. У пасхального яйца много различных предназначений: с ним христосуются друг с другом, благословляют жениха и невесту, ими одаряют родных и знакомых, с яйцом идут на кладбище помянуть близких. Существует народное поверье: чтобы быть здоровым и красивым, нужно умыться водой, в которую опускали крашенку.
– Расскажите, как в Церкви проходит празднование Пасхи?
– Накануне праздника Пасхи храм украшается, освящается, священники облачаются в самые богатые ризы, прихожане с зажженными свечами ждут первых пасхальных песнопений как вести ангела. Ровно в полночь начинают служить заутреню. Торжественный крестный ход с хоругвями и иконами выходит из храма и обходит его вокруг. В это время двери храма закрываются, напоминая нам закрытый Гроб Господень. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, и священник начинает радостную пасхальную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (то есть Христос воскрес из мертвых, победив Своею смертью смерть и дав жизнь тем, кто был в гробах). В ответ на эту радостную песнь распахиваются двери, и процессия входит в храм, наполняя его радостным пением и светом зажженных свечей. Начинается служба, во время которой почти ничего не читают, – все поют, а священник кадит храм и, продвигаясь среди прихожан, приветствует их словами «Христос Воскресе», на что православные миряне отвечают: «Воистину Воскресе». Все как братья обнимаются и трижды целуются (христосуются) и в радости о вести воскресения Христова забывают горе и обиды.
– Посещая храм, особенно в первые дни пасхальной недели, я заметил, что Царские врата в иконостасе не закрыты. Почему?
– Царские врата остаются открытыми всю неделю в знак того, что Царство Божие открыто для всех.
– И для преступников тоже? Ведь когда мы говорим о распятии Христа, то вспоминаем разбойника, который первым вошел в рай.
– С точки зрения человеческой логики то, что разбойник первым вошел в рай, кажется верхом несправедливости. Но тут дело в том, что разбойник общался с Христом, он покаялся, и Христос дал ему вечную жизнь – «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» (Лк. 23, 42). И Иисус принял покаяние – «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 24, 43). А второй разбойник был настолько озлоблен, что даже не понимал, что перед ним праведник, что Он страдает безвинно, он не был способен отличить добро от зла. Поэтому первый разбойник, распятый справа от Христа, покаявшись, выбрал путь жизни вечной, а второй, распятый слева, – путь смерти, путь в бездну.
– Не с этим ли связано толкование о том, что правый конец третьей перекладины креста направлен вверх, то есть в рай, а левый - вниз, то есть в ад?
– Совершенно верно. И отсюда же выражение «сходить налево», что означает не только известного рода искушение, но и выбор гибельного пути. Когда мы говорим о приходе в Божий дом, то есть в Церковь, то важно понять, что не помещение спасает, а внутреннее участие – можно часами простаивать на службе, но если ты не находишься в диалоге с Христом, бдения твои напрасны.
– По старым народным поверьям, от Пасхи до Вознесения Господь вместе с апостолами, одевшись в нищенские одежды, ходит по земле и испытывает милосердие людское. Как распознать Христа?
– Христос говорил: посетили больного – вы Меня посетили, напоили страждущего – вы Меня напоили. Вспомните, первый разбойник не знал Христа и никогда не слышал его проповедей, но он почувствовал Его и сделал свой выбор. И это выбор человеческой души – принять или отринуть, вынуть из себя грязь и открыть душу Христу или замкнуться во грехе. Христос говорит: Я стою и стучу в двери сердца и жду, кто Мне откроет.
© Алексей Горевич, специально для Русского Запада