Депутат Калининградской областной Думы Олег Болычев дал развернутое интервью радиостанции «Балтик Плюс». Народный избранник ответил на вопросы журналиста, которые касались последних законодательных инициатив парламентария, и прокомментировал общую экономическую ситуацию в стране и в Калининградской области в частности.
Б.+: Калининградская областная Дума предложила внести поправки в федеральное законодательство, предусматривающие запрет для банков повышать процентную ставку по уже выданным бизнесу кредитам. Изменения одобрили на местном уровне, после доработки они будут рассмотрены в Госдуме. И сейчас ждем, когда в Госдуме будут рассматривать эти поправки. Сегодня в студии «Балтик Плюс» автор инициативы, депутат Калининградской областной Думы Олег Николаевич Болычев.
Болычев О. Н.: Здравствуйте, дорогие друзья!
В.: Олег Николаевич, почему возникла необходимость внести такие поправки в закон о банках и банковской деятельности применительно к нашему региону?
Б.: Необходимость продиктована самой жизнью. С какой ситуацией мы столкнулись, когда Центробанк поднял ключевую ставку до 17% (в тот период). Дело в том, что банки, когда выдают кредиты, записывают пункт, что в одностороннем порядке банк имеет право изменять процентную ставку по кредиту, и этот пункт не действует и запрещен для физических лиц. То есть когда мы с вами как физические лица покупаем квартиру или какое-то имущество, то банкам запрещено включать этот пункт. И действует для юридических лиц.
Теперь поставьте себя на место любого юридического лица, любой организации, когда вы, например, берете пятилетний кредит. Когда банк, во-первых, дает этот кредит, то уже тогда он тщательно изучает финансово-экономическую устойчивость компании, и банк говорит: «Вот ты знаешь, под 14% я тебе кредит не дам». У нас такие разговоры были: «А вот под 11% - да, это вот нормально, у тебя экономика бьет, и ты нормально будешь возвращать кредит, и за пять лет ты этот кредит вернешь».
Теперь же, когда ситуация кардинально изменилась, есть, знаете, старый-старый анекдот: «Банкир – это тот человек, который в солнечную погоду тебе даст зонтик, а в дождь его заберет», - вот один к одному все происходит по этому анекдоту. И представим себе ситуацию, что, например, вот у нас по компании средневзвешенная ставка по кредиту до кризиса в сентябре была 12%. Эти процентные ставки вполне выдерживались, и нормально предприятия работали. С изменением ситуации, прежде всего по новым кредитам, здесь банк имеет полное право по новым кредитам выдать кредит, не выдать кредит – это право банка, и никто его не оспаривает. А банки стали поднимать процентные ставки по действующим кредитам. Причем не на какие-то там один-два пункта, а, допустим, на пять, шесть, семь пунктов. То есть с 12 до 17-18%.
Вот представьте, что вы купили квартиру, у вас договор под 12% годовых, а теперь вам банк говорит: «А теперь у тебя будет под 18% годовых». А, извините, у вас доход семьи не позволяет. Вам тогда нужно будет или детей не кормить, или, я уж про одежду не говорю, вам ни на что денег тогда просто не хватит. И даже на то, чтобы платить вот эти лишние 6% кредита, у вас тоже денег не хватит.
Ну, в данном случае мне трудно объективно оценивать действия банков, потому что, когда банк тебе выдает кредит, они находят одни аргументы, потом они начинают находить другие аргументы, эти аргументы прямо противоречат друг другу, и такой диалог получается ни о чем. Потому что тогда банк: «Ну, если ты не соглашаешься, тогда мы у тебя отзываем кредит». На это банк имеет полное право. Опять же - по договору.
Причем я даже факт не имею права называть, потому что во всех договорах написано, что это конфиденциальная информация, и она не имеет право раскрываться. С моей точки зрения, дискриминация со стороны банков по отношению и к производителям, и к сельхозпроизводителям, и к строителям, и к торговым компаниям, ко всему реальному сектору экономики совершенно очевидна.
И почему ни ФАС не реагирует на эти вещи, ни Центробанк не реагирует на эти вещи, ни Правительство не реагирует на эти вещи, мне сказать трудно. Именно поэтому [возник] этот закон, это предложение о том, что банки не имеют права в одностороннем порядке изменять, подчеркиваю, условия договора. То есть, пожалуйста, вы можете [изменять условия договора] по согласию клиента, если клиент подпишется, неважно, под понижение, под повышение ставки, здесь возможны разные варианты, «давайте сегодня на год повысим, а через год понизим на один процентный пункт», здесь возможны разные компромиссы.
Но сегодня юридическое лицо находится в совершенно незащищенном состоянии перед банками, что, с моей точки зрения, приводит уже сейчас или приведет в дальнейшем к самым плачевным последствиям. И этот законопроект поддержали подавляющее большинство предприятий Калининградского региона. На сегодняшний день его поддержали Республика Карелия, Республика Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Краснодарский край, Алтайский край, Оренбургская, Пензенская, Астраханская, Псковская, Калужская области.
Это где уже областные Думы поддержали этот законопроект. О чем это говорит? Вы можете себе представить? Это уже только за этими республиками стоят десятки миллионов человек и, я думаю, сотни, а может быть, тысячи предприятий, которые попали в это труднейшее условие. Ну посмотрим, что будет дальше.
В.: Ну, кстати, Вы как прогнозируете, какова вероятность, что федералы одобрят предложенные Вами изменения, поправки?
Б.: Мне трудно прогнозировать. Я никакого отношения к Государственной Думе не имею. Я – рядовой депутат Калининградской областной Думы, который зарплату [как депутат] не получает. И вот мне дальше трудно прогнозировать. Я с инициативой выступил – очень хорошо.
Я еще один аспект выпустил. Сегодня задают некоторые товарищи вопросы: «Вот смотри, курс падает, а почему цены-то не падают?» А как быть с этими 10% процентной ставки, которая повысилась по кредиту? Как с этим быть? Вот эти 10% - их банку отдай. И тогда давайте смотреть, кто выигрывает в этой ситуации.
В.: Ситуация двоякая.
Б.: Нет, она не двоякая. В этой ситуации не выигрывают ритейлеры. Ритейлеру невыгодно, когда курс падает, ритейлеру невыгодно, когда курс растет. Потому что необходима ситуация максимально стабильная. Вот тогда все играют по единым правилам, этих скачков не происходит, и населению, и всему реальному, подчеркиваю, сектору экономики необходимо, чтобы этих резких волантильных вещей на рынке не было.
В.: Большое спасибо. Олег Николаевич, Вы являетесь автором еще одной законодательной инициативы о праздничных датах. Какие новые даты могут появиться в нашем календаре?
Б.: Давайте вернемся в самое начало. Идея по поводу этого закона возникла еще несколько лет назад. И сущностью, главной целью этого закона было следующее. Первое – мы считаем, что на сегодняшнем этапе развития страны необходимо объединение всех слоев населения с разными идеологическими воззрениями, возрастными, экономической ситуацией в разных семьях. Объединение вокруг каких-то вещей, которые признавались бы всеми людьми как правда.
Позволю себе напомнить, что, например, в христианстве 10 заповедей, они христианами признаются, и [это] очень хорошо. При коммунизме, что бы о нем ни говорили, ведь у нас было полное понимание, что такое хорошо, что такое плохо. Сегодня, к моему глубочайшему сожалению, эти морально-нравственные категории расплылись.
Сегодня почему-то все идут работать в суды, прокуратуру, в милицию, правоохранительные органы - туда, где [можно] контролировать. И мы с вами все видим, как у нас ухудшается здравоохранение, как ухудшается общее образование, я уж про правоохранительную систему вообще молчу. Я напомню, что в семидесятые годы каждый из нас мог спокойно подойти к милиционеру, даже к гаишнику, попросить помощь и получить ее. Сегодняшний милиционер, к сожалению огромному, воспринимается иногда как источник опасности. Второй пункт.
История Калининградского региона крайне сложна. И Германия, и Караляучус этот город назывался, и Крулевец этот город назывался, он был и польским, и литовским, и русские цари здесь были, и славянские племена здесь были, и прусские племена здесь были. Сложная территория. Поэтому мы хотели бы, чтобы появились какие-то вещи, которые объединяли бы все население. Все в жизни меняется, есть какие-то даты, которые и так сами по себе признаются населением как праздник, но они формально-юридически такими праздниками не объявлены. Например, мы все радуемся, когда у нас последний звонок или день выпускника школы, все население радо за этих десятиклассников, и мы сами через все это прошли, и все через это проходят. И в очень многих регионах это объявляется именно муниципальным праздником. В Санкт-Петербурге это огромный муниципальный праздник. Значит, все население празднует, и прежде всего это концерты, мероприятия.
К слову, сегодня дискуссия по Кубане: пожалуйста, вопрос задают некоторые - зачем нам Кубану завозить? Вот я и предлагаю - давайте завезем и устроим эти же самые рок-концерты для наших выпускников, замечательное было бы дело, и никаких дискуссий не было бы ни между церковниками, ни между никем, все вот оно, пожалуйста, берите и делайте.
Отсюда и список этих праздников, значит, это праздничные дни и праздничные даты. Это День взятия Кенигсберга (он и так празднуется населением Калининграда), День выпускников общеобразовательных школ (замечательное дело, почему нет?), День образования Калининградской области и День устава Калининградской области (это как день местной Конституции), который даже по формальным признакам должен быть так же, как День Конституции страны, так же и День Конституции региона, День многодетной семьи предлагается.
В.: Хороший праздник, я думаю.
Б.: А вот некоторые - не хотят, говорят - лишний.
В.: В Калининградской области много многодетных семей, и я думаю, что нужно их поддерживать.
Б.: Что на сегодняшний день абсолютно незыблемо для нормального человека? Это – семья. Ведь посмотрите, мы с вами, по сути, пережили в 1990 году революцию, а сейчас опять [возникают] русофобские все настроения. Россию пытаются выкинуть, пересматривать итоги Второй мировой войны. Но мы сегодня в семье ищем защиту, каждый нормальный человек ищет в семье, в детях, в родителях защиту, в том числе в повышении благосостояния семьи. И есть такая мудрость, что Правитель оценивается по тому, как растет население страны.
Если Правитель увеличивает население страны – значит, хороший правитель. А если не увеличивает – значит, давайте разбираться, как и что. Но вызывает сомнения у некоторых. Я считаю, то, что мы ушли на третье чтение, – это очень хорошо. Я, честно говоря, даже не ожидал, что такое широкое обсуждение этот закон получит среди населения. Есть только один человек, депутат, который говорит: «Нет, это лишнее и не нужно сейчас».
Но я здесь не могу комментировать, каждый выбирает сам. Конечно, экономика экономикой, а вот эти вещи они как бы святые. И памятные даты: это день рождения А. Гофмана, день рождения И. Канта, Черняховского, Снегова, Василевского и день основания Кенигсбергского Кафедрального собора. Подчеркиваю, что опять же здесь преемственность необходима, мы чествуем и немецких великих философов и музыкантов.
Мы чествуем в творческой части. Снегов – это общепризнанный мировой писатель, подчеркиваю, мирового уровня писатель. И мы чествуем двух наших генералов, которые возглавляли штурм Кенигсберга. Идут дискуссии. Я не знаю, почему правительство считает, что надо Черняховского и Василевского исключить из этого списка. Логики какой-то в этом я не понимаю. Значит, если исключить советский период, это к чему тогда призываете? И это – со стороны правительства.
То есть мое мнение, что именно такой комплексный подход дает общее видение этого закона, и еще раз повторю, что мы, перед тем как вносить эти даты, провели в течение года обширное изучение этого вопроса совместно с университетом, учеными, с директорами школ и т. д. И на сегодняшний день принято решение организовать рабочую группу, которая продублирует ту работу, которая была проведена до этого.
Ну и замечательно, создадим рабочую группу в количестве 15-20 человек, туда войдут ученые, руководители общественных организаций, директора школ, и они выскажут свою точку зрения. Было еще предложение увековечить день рождения Сталина. У меня лично такая точка зрения по этому вопросу: роль Сталина в мировой истории и истории СССР и российской государственности так много раз претерпевала разные точки зрения, что этот вопрос требует осмысления.
Наверное, надо еще подождать с этим вопросом. Хочу подчеркнуть, ведь когда мы говорим об этих памятных датах, никто не мешает позже выходить с другими инициативами, с новыми какими-то памятными датами. И с другой стороны, я вполне допускаю мысль, что жизнь сама продемонстрирует, какие из них были выбраны правильно, а какие сами по себе отомрут.
Если хотят творческие люди, писатели, литераторы, журналисты, художники – почему бы и не Снегов, советский и русский писатель... Вот Снегов не был бы каким-то объединяющим началом для того, чтобы они встречались, обсуждали; никто не мешает и других предложить, если такие великие есть. Мне посчастливилось - я даже был в квартире у Снегова в 1989 году, когда он еще был жив. Он жил на ул. 9 Апреля, а мы там недалеко жили. И для меня этот вопрос ясен, хорошее дело, полезное дело. Как дальше пойдет, посмотрим. Перенесли 3‑е чтение на осень.
В.: Ну, будем ждать продуктивного обсуждения. Большое спасибо.
© Информационное агентство Русский Запад