Десятки миллионов рублей, вложенные в центр Калининграда, не сделали его доступным для стариков и инвалидов. Такой вывод в беседе с корреспондентом Русского Запада сделал представитель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов: «Большинство зданий в Калининграде не соответствует СНиПу 35–01–2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Между тем немалые средства федеральной программы «Доступная среда» в областном центре тратятся ежегодно. Каждый второй подъезд нового дома в Калининграде обеспечен пандусами, но взобраться по ним могут разве что паралимпийцы.
Инвалиды обманывают чиновников, или наоборот? Чтобы ответить на этот вопрос, сотрудники
Русского Запада отправились на «Социальный штурм» Калининграда. С
инвалидом-колясочником Натальей Румянцевой мы преодолели девять километров: через грунтовые склоны, высокие поребрики и дырявые тротуары центра «самого западного европейского» города России.
Партнер нашего проекта живет в новом микрорайоне Сельма. Власти Калининграда периодически хвалят этот жилой массив. Его называют едва ли не самым благоустроенным. Чтобы попасть от своей машины к подъезду № 38 на улице Челнокова, инвалиду нужно проехать на коляске через весь двор.
«Мне приходится двигаться не по прямой линии, а зигзагами, – рассказывает Наталья Румянцева. – Видите, высокие бордюры повсюду перегораживают дворовую территорию».
Приключения продолжаются у подъезда. Чтобы открыть дверь, колясочнику нужна площадка для разворота. Такие площадки у домов на улице Челнокова слишком малы. На наших глазах Наталья открыла дверь в свой подъезд. Колеса ее коляски тут же оказались на краю крутой лестницы. Наташа рискует упасть. И так каждый раз при возвращении домой.
В подъезде еще одна трудность – второй пролет пандуса слишком длинный. Девушка берется за перила и подтягивает себя на длину вытянутых рук с колоссальным усилием. Выход из дома сопряжен с теми же трудностями, но в обратном порядке.
«Перед поездкой в новое место я выясняю через интернет, достаточно ли низкие бордюры и поребрики тамошних тротуаров и дорог, – продолжает собеседник
Русского Запада. – Особенно важно понять, есть ли там, куда я еду, крыльцо с нормальным пандусом и перилами».
На фото: Даже лифты в подъездах новых домов ненормативные; инвалидам приходится протискиваться в кабинуПопасть в ближайшую от Сельмы парикмахерскую инвалид-колясочник может только на улице Нарвской. Крыльцо цирюльни, конечно, доступно для маломобильных граждан. Правда, до салона красоты еще нужно доехать. Наталья открывает дверь своей машины, на руках перебирается к рулю, поворачивает туловище и нагибается. В этом неестественном положении барышня вынуждена разбирать инвалидную коляску.
"Снимаем колеса, складываем сиденье, перетаскиваем все это через руль и приборную доску", – комментирует свои действия партнер проекта «Социальный штурм». Мимо нас проносятся машины, водители сигналят и ругаются, однако помочь никто и не пытается. Наша собеседница с трудом втискивает громоздкий агрегат в салон своей малолитражки на переднее пассажирское место. Туда же ставит колеса. Демонтаж и погрузка заняли десять минут. Девушка выдохнула: «Теперь можно ехать». Но не тут-то было. Подъехал грузовик и замкнул выезд малолитражке. Водитель вышел и уставился на значок инвалида на лобовом стекле.
"Когда я буду выезжать, могу поцарапать ваш грузовик", – сказала ему Наталья.
"Мне все равно, машина не моя", – ответил водитель и неспешно пошел по своим делам. Такое же отношение к автомобилю с желтым значком и на дороге.
Справка РУССКОГО ЗАПАДА
Федеральные деньги в сумме 664 миллионов рублей, выделенные Калининградской области для оборудования мест проживания маломобильных групп населения, осваиваются поэтапно с 2011 года.
За прошлый год было освоено 42 млн рублей на реализацию безбарьерной среды в средних общеобразовательных школах региона.
© Информационное агентство Русский Запад, специальный корреспондент Петр Старцев
© Фото Михаила Урсула