«Пожизненная» блокировка стала реальной

21.04.2015 11:00
   


В России всегда, включая времена СССР, мало кто соблюдал авторские права, а с развитием интернета и социальных сетей эта проблема стала особенно ярко выражена. Многие эксперты считают, что причина массовых нарушений заключается в том, что правообладатели, сетуя на слабую российскую правовую систему, не пытаются отстаивать свои права. Но это вовсе не так: сегодняшняя правовая система позволяет защищаться и привлекать нарушителей к ответственности в полной мере.

Первомай наедет на 700 сайтов

С 1 мая 2015 года в России могут быть навсегда заблокированы 700 интернет-сайтов. Список этих сайтов сформирован правообладателями, которые намерены добиваться их «пожизненной» блокировки, которая будет осуществляться в рамках расширенной версии антипиратского закона, вступающей в силу с 1 мая.
 
В настоящее время этот закон работает только в отношении кинофильмов. Если суд признает сайт нарушителем, этот ресурс будет внесен в черный список Роскомнадзора и станет недоступным для российских пользователей. Однако в случае удаления незаконного контента сайт может быть удален из черного списка.
 
Наказывать за нарушение авторских прав будут по всем видам контента, кроме фотографий. Кроме того, у правообладателей появится возможность закрывать сайты навсегда за неоднократные нарушения.
 
Среди тех, что составлял черный список сайтов, выступает ассоциация «Интернет-видео», объединяющая крупнейшие онлайн-кинотеатры Рунета. Раскрывать весь список в ассоциации отказались, назвав лишь пять сайтов, против которых иски будут поданы в первую очередь: kinogol.net, bobfilm.net, kinozal.tv, zerx.tv, intv.ru.
 
Свой список пиратских сайтов подготовила и Национальная федерация музыкальной индустрии, объединяющая такие компании, как Sony Music, Universal Music, Warner Music и др. В их черном списке сейчас фигурирует 23 ресурса, на которые приходится 95% всех скачиваний и прослушиваний пиратской музыки в Рунете. Первые иски будут поданы против rutor.org, primemusic.ru, buffa.ru и др.
 
Соцсети и киношники уже в курсе

В 2013 году защищать авторские права в социальной сети «ВКонтакте» серьезно взялись компании Sony Music, Warner Music Group и Universal Music Group. Так, нарушение авторских прав привело к массовому переименованию и удалению музыкальных треков «ВКонтакте».

Пользователям, разместившим на своих аккаунтах нелегальный аудиоконтент, поступили требования удалить пиратские записи. В случае игнорирования требования удаление треков осуществлялось автоматически. Таким образом, популярная в России социальная сеть избежала блокировки.

В том же 2013 году в Рунете стало появляться все больше "белых" онлайн-сервисов и интернет-кинотеатров, которые постепенно вытесняют сайты с пиратской продукцией. Так, с 1 августа 2013 года запрещен доступ к ресурсам, на которых размещены кино-, видео- и телематериалы, нарушающие авторские права.

Правообладатель, узнавший, что его продукцию распространяют в интернете без согласия автора, может обратиться к владельцу сайта, хостинг-провайдеру или в Роскомнадзор. Ведомство в данном случае действует как и в случае блокировки интернет-ресурсов, размещающих запрещенную законом вредоносную для детей информацию. Однако, информируя Роскомнадзор о пиратском контенте, правообладатель должен иметь на руках решение суда, на основании которого ресурс может быть заблокирован.

Западный пример нам не пример

И все же на сегодня в России пиратских ресурсов больше, чем в любой другой стране мира. В Рунете можно скачать все что угодно: фильмы, программы, игры, книги. Конечный потребитель контента либо незнаком с законами вообще, либо предпочитает их игнорировать. В подобных условиях ужесточение законов выглядит отчаянной мерой, результаты которой не гарантируют решения проблемы.

Например, специально для распространения книг в интернете существует огромное количество электронных библиотек, где книги находятся в свободном доступе и где их свободно может скачать любой желающий. Разумеется, существование таких библиотек ежегодно наносит книгопечатному рынку ущерб в размере нескольких миллионов рублей.

В этой связи просится пример Дании, Норвегии и Швеции, где для поддержки авторов, чьи произведения скачиваются и прочитываются бесплатно, создан специальный механизм, именуемый «право общественной выдачи», — писатели получают компенсацию из государственного или регионального бюджета за свои бесплатно отданные произведения. В России подобная система вряд ли когда-нибудь будет реализована. Наверняка каждый знает песенку «Happy Birthday to You», исполняемую почти на всех днях рождениях. На некоммерческих мероприятиях песенку можно петь смело, а вот использование мелодии в коммерческих целях без отчисления роялти правообладателю недопустимо.

Песенку эту написали сестры Пэтти Хилл и Милдред Дж. Хилл в 1893 году. Старшая сестра, Пэтти, была директором детского сада, а младшая работала в том же садике пианисткой. Изначально песенка называлась «Good Morning to All» и предназначалась для приветствия группой детей нового ученика. Позже авторские права на мелодию перешли к родственникам сестер, и в итоге песенка трансформировалась в версию, которая знакома всем сейчас.

В 1935 году авторские права были официально утверждены. По законам США они истекают только в 2030 году. Отметим, в художественных фильмах эта мелодия почти никогда не присутствует, так как за каждое исполнение нужно платить. Это приносит правообладателям ежегодный доход в размере $2 млн.
 
Нарушаем исторически

В СССР закона об авторском праве вообще не было. Идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству.

Известным примером такого положения дел служат пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не выплачивая владельцам ни копейки. Так, вплоть до 1986 года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно известной группы «Битлз». При этом бесплатно советские меломаны получить пластинки не могли, их надо было покупать.

Известен только один случай, когда знаменитый оперный певец Федор Шаляпин отсудил у СССР значительную денежную сумму. В 1922 году он покинул родину и начал выступать с гастролями по всему миру, после чего поселился во Франции. Еще до отъезда он в соавторстве с Максимом Горьким написал книгу «Страницы моей жизни».

Разумеется, книга была опубликована в СССР. В 1930 году Федор Шаляпин обратился с иском в парижский Коммерческий трибунал с требованием, чтобы правительство СССР компенсировало ему материальный урон от нарушения его авторских прав. Через год суд признал ответчика виновным и обязал СССР выплатить певцу 10 000 франков. В то время это были большие деньги.

© Информационное агентство Русский Запад по материалам «Известия», rg.ru, kakprosto.ru, therunet.com, publy.ru