Геннадий Юшкевич: "Девушки-разведчицы были примером для нас, мужчин"

23.04.2015 16:00
   


18 апреля в Гусеве открылся памятник Герою Советского Союза Анне Морозовой. Ее соратник по разведке в тылу гитлеровских войск Восточной Пруссии, ветеран Великой Отечественной войны Геннадий Юшкевич, побывал в Калининграде. Здесь он встретился с местной молодежью, возложил венок к памятнику своим погибшим друзьям и пообщался с корреспондентом Русского Запада.


Калининград заставляет вспоминать о Кенигсберге

- Геннадий Владимирович, как вы восприняли то, что министр иностранных дел Польши предложил встречать День Победы не в Москве, а в Лондоне?

- За свободу польского народа на территории Польши отдали свои жизни 600 тысяч советских солдат. Польского государства не было бы вообще, если бы не было Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Согласно заявлениям Геббельса, планы гитлеровской Германии заключались в том, чтобы вообще стереть поляков с лица земли. Сильных уважают, а слабых жалеют. Мы будем сильными, хотя, конечно, сейчас это еще не так, но наши мускулы сейчас наливаются кровью.

Геннадий Юшкевич: "Девушки-разведчицы были примером для нас, мужчин"

- Что вы чувствуете, вновь оказываясь на этой земле?

- С одной стороны, я нахожу, что Калининград хорошеет. С другой стороны, я оказываюсь как бы в состоянии, в котором был, когда расставался с Кенигсбергом. Но когда я прихожу сюда, в Парк Победы, где находится памятник героям-разведчикам, я как будто встречаюсь со своими соратниками. Сегодня их нет среди нас, но гибель многих из них была на моих глазах. Я вспоминаю все те "марафоны", погони, которые нам устраивали фашисты, чтобы ликвидировать нашу группу. Но как бы ни было тяжело, мы все равно выживали и действовали, потому что знали: Победа будет за нами.

Воевал в пиджаке погибшего командира

- Кого из разведгруппы “Джек” вы вспоминаете чаще всего?

- Я часто вспоминаю капитана Павла Крылатых (оперативный псевдоним “Джек” – прим. Русского Запада), с которым у меня была связана еще партизанщина в Белоруссии. Очень хорошее впечатление у меня в душе оставил лейтенант Николай Шпаков (оперативный псевдоним “Еж” – прим. Русского Запада). После того как погиб капитан Крылатых, с него сняли пиджак. Пуля попала капитану прямо в сердце. Лейтенант Шпаков после этого сказал мне: “Одень пиджак Павла. Пуля дважды в одно место не попадает – закон баллистики. Ты - самый молодой. Тебе обязательно надо выжить”. В этом пиджаке я прошел все огни и воды, тысячу смертей. Ни одна пуля здесь, в этой Восточной Пруссии, не царапнула меня даже близко к сердцу. В пиджаке погибшего командира я вернулся в свою часть. Конечно, я не могу забыть наших девчат – Зину и Аню (радисток Бардышеву и Морозову – прим. Русского Запада). Нам - еще куда ни шло, а вот за что мучились девчата… В мужском кругу мы всегда между собой об этом говорили. Им было в сто раз сложнее, чем нам. Вечная им память.

Геннадий Юшкевич: "Девушки-разведчицы были примером для нас, мужчин"

Радистки “Сойка” и “Лебедь” хранили силу духа

- Чем они отличались друг от друга по характеру?

Зина (оперативный псевдоним “Сойка” – прим. Русского Запада) - русская душа. Аня (оперативный псевдоним “Лебедь” – прим. Русского Запада) - более сдержанная, даже скрытая. Но обе – бесстрашные. При нас никто из них не роптал. Представьте себе, это было в условиях, когда мы не ели горячей пищи и не могли помыться. Чтобы напиться, искали какую-нибудь лужу на дороге. Зине и Ане приходилось все это выносить. Как мы могли с этим не считаться? Они сносили все это молча. Подчас наши девушки даже служили примером для мужиков. Примером того, как надо держать себя… Зина иногда вспоминала, как после боев в Белоруссии она прибыла на побывку к матери. Как мать радовалась ее возвращению. Она говорила: “Наверное, мама переживает, что у меня сейчас так складывается судьба”. Аня была молчаливая. Она почти ничего не говорила о своих родных.  

На фото слева направо: Анна Морозова, Зинаида Бардышева, Геннадий Юшкевич

Геннадий Юшкевич: "Девушки-разведчицы были примером для нас, мужчин"


Справка РУССКОГО ЗАПАДА

Геннадий Владимирович Юшкевич – ветеран Великой Отечественной войны, разведчик.

Геннадий Юшкевич: "Девушки-разведчицы были примером для нас, мужчин"

Родился 1 января 1928 года в Минске. 

26 октября 1941 года потерял мать (казнена гестапо).

1942 - 1944 гг. – проводник, курьер, а позже - боец-партизан специальной диверсионно-разведывательной группы “Чайка”.

19 июля 1944 года привлечен в спецчасти оперативной разведки Генерального штаба Красной Армии. После освобождения Белоруссии отправлен на курсы киномехаников, но сбежал. Нелегально перебрался к своим боевым товарищам.

26 июля 1944 года под Гродно зачислен на должность разведчика специальной диверсионно-разведывательной группы “Джек” для работы в тылу Восточно-Прусской группировки немецко-фашистских войск.

27 июля 1944 года десантирован в тыл с борта самолета в 2 км южнее восточнопрусского поселка Ляукнен (ныне – Громово Славского района Калининградской области)

Кавалер трех орденов Отечественной войны I степени, II и Славы III степени, а также - многочисленных медалей.

Подполковник милиции в отставке.

Геннадий Юшкевич: "Девушки-разведчицы были примером для нас, мужчин"

© Информационное агентство Русский Запад, специальный корреспондент Петр Старцев

© Фото Михаила Урсула

© Фото из архива редакции