В 2015 году в России с учетом текущих трендов номинальный рост покупок FMCG-товаров составит 12,5% (в рублях). Ожидается, что рынок будет восстанавливаться как за счет импортозамещения, как это было после спада 1998 года, так и за счет тренда «все дома» – по аналогии с кризисом 2008 - 2009 гг. Такие прогнозы делает исследовательская компания GfK.По данным аналитиков, поскольку на продуктах питания потребитель экономит в последнюю очередь, то FMCG-индустрия, так же как и фармацевтический рынок, является наиболее устойчивой в ситуации экономического спада. По сравнению с другими сегментами потребительского рынка после кризиса они быстрее восстанавливаются.
Итоги 2014 года на FMCG-рынке в России оказались лучше, чем ожидалось. Более 50% категорий, которые мониторит GfK в России, продемонстрировали рост. Однако скачок цен оказал значительное влияние на динамику категорий, отмечается и рост потребления, в основном в продовольственном сегменте. Среди падающих категорий – различные категории спиртных напитков, прежде всего водки (падение на 13-15%).
Аналитики прогнозируют, что основным драйвером рынка в 2015 году станет рост цен, а также постепенное увеличение предложения отечественных товаров на рынке. Жесткую конкуренцию за предпочтения экономных россиян выиграют те компании и бренды, которые смогут лучше других учесть ключевые тренды рынка – рациональный подход к покупкам и тренд «все дома».
При снижении покупательной способности россиян при выборе товаров на первый план выходит основной критерий - цена. Одновременно с ростом экономсегмента падает доля премиум-сегмента, а также уверенные позиции занимают частные марки. Однако пока позиции лидеров продаж устойчивы, как в целом по FMCG-рынку, так и по продовольственному и непродовольственному сегменту.
Изменился состав покупательской корзины – доля свежих продуктов питания в покупках российских домохозяйств снизилась. Сократился также объем потребления рыбы, некоторых видов мяса и молочной продукции.
Значительное влияние на продажи FMCG оказывает тренд «все дома». Снижение покупательной способности заставило россиян отказываться или сократить расходы на развлечения вне дома, покупку еды на вынос и походы в рестораны и кафе. Россияне стали больше готовить дома, что стимулирует рост целого ряда категорий продовольственных товаров.
Между тем, по данным исследования компании «Ромир», ежемесячный необходимый бюджет семьи из трех человек респонденты оценили в 68 900 рублей. При этом впервые за все годы проведения исследования о запросах для «нормальной» жизни уровни желаемого и реального дохода почти совпали лишь с разницей в 3%.
По данным аналитиков, показатель в 68 900 рублей снизился по отношению к запросам респондентов в предыдущие годы. Так, в 2014 году он составлял 79 500 рублей, а в 2013 – 76 500 рублей. Вместе с тем каждая пятая семья готова уложиться в сумму 20-45 тыс. рублей в месяц. Лишь 7% посчитали приемлемым доход свыше 120 тыс. рублей. По федеральным округам запросы жителей снизились, в частности в Северо-Западном округе – на 22%.
Эксперты отмечают, что в настоящее кризисное время происходит переоценка ценностей, что влияет на стиль потребления. Например, если ранее на каждый проданный планшет продавалось три смартфона, то сейчас баланс изменился в пользу смартфонов: на каждые пять смартфонов приходится один планшет. Это говорит о том, что покупатель понимает - планшетный компьютер, по сути, является «вторым экраном», что само собой подразумевает некую роскошь.
В этой связи, по мнению экспертов, рынок планшетов в 2015 году сократится до 40% в деньгах, в штуках падение будет несколько меньше. В то же время планшеты, конечно, будут продаваться, в частности замещая собой ноутбуки, являясь более компактным и доступным устройством.
Переоценка ценностей происходит и на алкогольном рынке. До недавнего времени российский покупатель упорно предпочитал вина под иностранной маркой и был не в курсе, что есть достойные российские вина. Этому способствовало и то, что иностранное вино приходило в Россию по минимальным закупочным ценам. Сейчас ситуация меняется.
После того, как импортное вино существенно подорожало, потребитель обратил свое внимание на продукцию российского производства. Однако предпочтительный сегмент качественных российских вин не должен в цене превышать 300-500 рублей за бутылку. Как отмечают эксперты, потребитель хоть и обеднел, но он не стал маргиналом. Он хочет, чтобы его уважали.
В настоящее время 30% винодельческой продукции на прилавках российских магазинов производится в России, 30% – привозится из-за рубежа, 40% – делается в России из винодельческих продуктов Испании, Италии, Украины и других стран под маркой иностранных производителей.
В заключение следует отметить, что исследование, проведенное GfK, показало: в прошлый кризис население считало, что он продлится 1-2 года, а сегодня большинство ожидает, что кризис продлится 3-4 года. При этом нынешний кризис отразился в первую очередь на наиболее «продвинутых» и ранее благополучных группах потребителей.
Последние годы потребительский рынок России рос как за счет увеличения объемов потребления, так и за счет перехода на более дорогие товары. Сейчас же объемы продаж падают, а в качестве факторов роста объемов рынка (в денежном выражении) осталось только повышение цен. Все категории потребителей переходят на более дешевые товары, снижается доля спонтанных покупок, покупки товаров длительного спроса откладываются на дальнюю перспективу. В общем, рационализация потребления закрепилась надолго.
© По материалам Retail.ru