Александр Рольбинов: "Власть готова заниматься портами и маринами"

12.05.2013 15:00
   


Власть начала понимать, что огромный потенциал России сконцентрирован именно на реках, озерах и заливах. По ним можно ходить на яхтах и катерах. Но нужно кардинально менять российское законодательство, открывать новые пункты пропуска для иностранных судов и развивать водно-моторную инфраструктуру по всей России, где есть водная стихия.

В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года государство старается максимально поднять те регионы, где будут проходить футбольные матчи. Корреспондент Русского Запада обратился за разъяснениями к вице-премьеру Калининградской области Александру Рольбинову, чтобы выяснить, стоит ли яхтсменам ожидать чего-то хорошего накануне сезона 2013.

Корр. РЗ: 
- Александр Семенович, в Италии, во Франции, в Голландии, в Германии, в Финляндии, в Тайланде, да где угодно - везде, где есть вода, море, канал, река или озеро, – все кишит суденышками, от мала до велика. В России, в Калининградской области есть выход в море, можно ходить по рекам и каналам. Однако развитие данной отрасли держится больше на энтузиастах, чем на массовом получении удовольствия от морских и речных прогулок.

Александр Рольбинов:
- Государство обращает внимание на подобную критику, готово вкладывать средства в модернизацию данной отрасли. Есть федеральная программа развития водного туризма, есть аналогичный документ теперь и в Калининградской области. 
Теперь дело за инфраструктурой. Взять, к примеру, реку Волгу или каналы Калининградской области, доставшиеся нам в наследство от Восточной Пруссии, – это жемчужины, которые до сих пор никто не поднял. А между прочим, развитие маломерного судоходства – часть программы рекреационного развития Калининградской области.
У всех соседей нашего региона яхтенно-катерный сектор развит достаточно сильно, а у нас – никак. На пути этого развития есть сдерживающие факторы. Один из мощнейших – пункты пропуска для маломерных судов. Нам предстоит построить четыре пункта пропуска для маломерных судов.  Два морских пункта - в порту Пионерский и в Балтийске, два - речных, на  Куршском и Калининградском заливах.
В любом прибрежном регионе каждой европейской страны, помимо прогулочных катеров и яхт, сохраняется прибрежное рыболовство. Мы должны перенимать европейский опыт. Он  необходим  для региона. Более того, нужно, чтобы выловленная траулерами продукция поставлялась  в рестораны всего Калининградского взморья. Так происходит во всем мире.
Попробуйте уточнить где-нибудь в Светлогорске, откуда рыба, которую вы себе заказали? Не только Крайний (Андрей Крайний, руководитель "Росрыболовства" – прим. ред.), но и мы сами рыбаков в обиду не дадим. Флот прибрежного лова нам нужен, он останется.

- Вы упомянули, что предстоит построить 4 пункта пропуска для маломерных судов и яхт. Уточните, пожалуйста, сроки строительства. 

- Всего нам предстоит построить и открыть четыре пункта пропуска для маломерных судов. Организация двух  морских пунктов, в Пионерске и в Балтийске, – дело не из легких, много согласований. Это перспектива, которая растянется на год или два.
Зато в ближайшее время нас ждет открытие так называемых речных пунктов пропуска, на Куршском и Калинградском заливах: в поселках Рыбачий и Краснофлотское. 
Примерно 21-22 мая текущего года ожидается "запуск"  речного пункта пропуска в Рыбачьем.

- Какие марины будут построены в Калининградской области, где и на сколько мест?

- Основная задача правительства Калининградской области в порту Пионерский – строительство яхтенной марины. 
Марина  будет использоваться и для флота прибрежного лова, и для захода к нам иностранцев, и для российских яхтсменов.
В Пионерском – не простая ситуация, пока мы приступили к детальной проработке  данной задачи. Во-первых, нужно учитывать,  что это все же рыбацкий порт. Во-вторых, для нас он важен как место строительства терминала для захода круизных судов.
Мировая практика показывает, что $1, вложенный в такие объекты, привлекает до $20 сопутствующего бизнеса: кафе, ресторанчики, техническое обслуживание маломерных судов, даже их строительство и многое другое. 
В любом случае мы намерены строить там дополнительный мол, который даст возможность швартовки нескольких сотен яхт.

- Ожидаются ли инфраструктурные изменения в Балтийске? Ведь там масса неиспользуемых причальных сооружений, принадлежащих Министерству обороны.

- Принципиальная договоренность с Министерством обороны по вопросу предоставления причальной территории уже была достигнута, ведь в задачи Правительства Калининградской области входит организация в Балтийске пункта морского погранично-таможенного контроля.
Военные, муниципалитеты и региональное правительство  посмотрели  наиболее подходящие пирсы, причальные стенки с соответствующей инфраструктурой и нашли подходящую площадку для организации такого пункта пропуска. 
Площадка определена, сейчас требуется дополнительно проработать вопрос с законодательством. Согласно документам удобная площадка в Балтийске не входит в границы порта Калининград, поэтому там пока нельзя осуществлять погранично-таможенный контроль. Думаю, этот вопрос решаем, но предстоит этап согласований с различными ведомствами. Приведем в порядок разрешительную документацию, и в 2014 году можно будет приступить к организации строительства.
Пока оформление маломерных судов осуществляется только в Балтийске, в третьем и четвертом бассейнах морского вокзала, построенного за счет федеральных средств. Но ведь там необходимо ставить и хранить суда, а оборудование марины или иного типа стоянки маломерных судов – дело инвестора. 

- Раз уж Вы заговорили об инвесторах, вопрос: как распределяются затраты на организацию подобного развития территорий? Иными словами, кто и на какие деньги будет строить?

- Сделать дноуглубление, волногасители, отбойники и прочую гидротехнику можно только с привлечением федеральных средств. 
Инфраструктура и коммуникации – из областного бюджета. 
Обустройство и эксплуатация – инвестиционные средства из частных, внебюджетных источников. 
Только совместив все три интереса - федеральный, областной и частный, можно создать пункты пропуска яхт, катеров и ялов.  

- Наши "жемчужины" – каналы, по которым можно путешествовать по всей Калининградской области, - нужно, прежде всего, чистить.

- Да, гидротехника, доставшаяся нам от инженеров Восточной Пруссии, нуждается в прочистке, реконструкции, а то и в полном восстановлении. Но в первую очередь, нужно формировать спрос. А он достигается путем формирования инфраструктуры. 
Лиха беда начало. На встрече с нашими земляками-предпринимателями я понял, что у нас образовался огромный пласт бизнеса, заинтересованного в обустройстве инфраструктуры маломерного судоходства. Когда это стало ясно окончательно, обозначились новые горизонты для работы, моей - в частности.

- Какая ситуация с портом Пионерский?  Всем известно, что французский инвестор Доминик Буйон и его представительство в России, "Мерсфор Рус", отказались от строительства на территории порта вследствие сложных взаимоотношений с федеральным агентством "Росрыболовство", чьим руководителем является выходец из Калининграда - Андрей Крайний. 

- Наш губернатор встречался с руководством агентства, вместе с ним и с Минтрансом мы проводили совещание на эту тему. Мы также пообщались с арендаторами причалов по поводу дальнейшего сотрудничества. Параллельно с этим к созданию эскизов реконструкции порта были привлечены петербуржские ученые. 
Общий итог - правительство области готово выделить деньги из регионального бюджета на проектирование. Надеюсь, в текущем году мы уже объявим соответствующий тендер.

- И власть, и владельцы катеров и яхт - все единодушно заявляли о том, что действующие сегодня в России правовые и нормативные акты блокируют развитие водного туризма. Есть подвижки, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

- Ценой долгого времени  и огромных усилий мы сняли административные барьеры на пути перемещения туристов по водным путям региона. 
Но нужно кардинально менять законодательство, причем федеральное. Мы регулярно ходатайствуем  об облегчении таможенного и паспортно-визового режимов для яхтсменов.
Таможенные  барьеры созданы в условиях "холодной войны" и технических возможностей 1950-х годов. Иностранцы могут путешествовать по стране на машине, но не на катере! Почему? Это абсурд! Тем более, в преддверии ЧМ по футболу 2018 года, когда к нам хлынет поток иностранцев.
Еще осенью прошлого года мы пригласили представителей Госдумы, в частности - председателя комитета по транспорту Государственной Думы России Евгения Москвичева, провести выездное заседание комитета по транспорту Государственной Думы именно здесь, в Калининградской области. Пока ждем.