Вокалист индийского радио, мастер игры на ситаре дала эксклюзивное интервью Русскому Западу.
В Калининграде дала несколько концертов солистка Всеиндийского радио - Субшри Джанардан. Она пела мистические песни на языке, которому 3 тыс. лет, аккомпанируя на ситаре.
Немногие зрители и слушатели ее таинственных концертов знают о главной тайне этой певицы.
Вещий детский сон
- За очень много лет до того, как я оказалась в Индии, мне, еще совсем маленькой казанской девочке, приснился странный сон. В нем было какое-то большое здание, каких я не видела в своей жизни, большие необычные ворота… Подхожу я к старцу в белых одеждах, как-то очень странно с ним здороваюсь. И знаю, что сейчас зима, но это очень необычная зима, какой раньше я не видела. Сажусь я в нелепый автомобиль, а рядом - какая-то старуха, у нее в руках - кувшин, я пью то, что она дает мне…
Когда мне исполнилось 18 лет, я вновь увидела все эти картины, но уже наяву. То здание оказалось ведущим институтом Индии, в городе Дели - "Гандхарва Махавидъялая". Старец, что встречал меня во сне, стал моим первым учителем игры на ситаре. Зимой в Индии спасаются от холода теплой водой, ее носят с собой и пьют из кувшина, а та старуха оказалась моей индийской мамой, которая дала мне имя Субшри, что означает "свет".
Сари из занавесок
- Я родилась в Казани, мои родители никогда не бывали в Индии. Никто из родственников предположить не мог, откуда взялась у меня такая страсть ко всему индийскому! Еще до 10 лет я находила у своей тети пластинки с индийской музыкой, песнями, ставила их и на слух снимала произношение, повторяла все песни. Интуитивно придумывала движения и танцевала. Собирала все, на чем было написано "Индия", ходила в кино на индийские фильмы, из всех занавесок в доме делала себе сари. А вскоре меня больше стали интересовать не сами фильмы, а начальная мантра перед фильмом. Приходила в кино, чтоб только мантру послушать, и уходила. Однажды прорвалась в рубку к киномеханику и уговорила записать мне индийские мантры, чтобы я дома могла слушать.
Напутствие индусов
- Родители с раннего возраста отдали меня в музыкальную школу в Казани - на пианино, но я его быстро забросила и увлеклась гитарой, – мне нравилось, что можно было гулять с ней за спиной и играть, сочинять в уединении. Советский союз часто посещали индийские делегации, и когда они к нам в Казань прибывали, мне сразу становилось известно об этом. В городе уже знали, что есть такая повернутая на Индии девушка, и меня оповещали. Кажется, это было в 1987 году, в Культурном центре. Я познакомилась с человеком из делегации, который и рассказал мне о таком инструменте, как ситар. Он сказал, что мне нужно ехать учиться в Индию. С тех пор я ждала своего 18-летия, чтобы уехать.
Музыка стала религией
- Меня ничего не пугало в переезде в страну с другой культурой. Меня ничего не интересовало, кроме музыки. Просто знала, что мне нужно учить музыку, ничего не нужно, кроме нее, и я не буду смотреть направо и налево, только музыка! У меня была цель, интерес, поэтому мне было легко.
В нашей семье, как и во многих семьях советского союза, царил атеизм, – поэтому я ни к какой определенной вере не испытывала особых чувств. И я приехала - как белый лист бумаги, готовая принимать все. Я попала в мусульманскую школу игры на ситаре. Это сложная и красивая техника. Я честно пыталась изучить ислам, чтобы все было по правилам. Училась читать на санскрите, изучала индуизм… Когда я приехала, то изъяснялась знаками и звуками. Так прошел мой первый год в Индии. И только через музыку я все понимала, и меня все понимали.
Реинкарнация
- Мои учителя говорили мне, что в какой-то из прошлых инкарнаций я жила в Индии. Безудержная страсть ко всему индийскому по-другому и необъяснима. Когда я уезжала из Казани, моя мама была готова к тому, что я могу остаться в Индии навсегда. Во время учебы я познакомилась с одним потомственным астрологом, но не зарабатывающим себе этим на жизнь, а, скорее, просто увлекающимся. Ради интереса он посмотрел на мое будущее и сказал: "Слушай, пришло время, скоро ты выйдешь замуж!" Я тогда рассмеялась: "За кого? За вот то, что здесь?! Никогда!"
Он посмотрел на мой указательный, средний и безымянный пальцы и предсказал: "Когда на них появятся такие камни, как бриллиант, изумруд и сапфир, – через полгода ты выйдешь замуж. Но ни один из этих камней не купишь, а получишь их даром!" Я в это не верила и смеялась.
Испытание кровавым сапфиром
- Вскоре после предсказаний астролога мне на день рождения подарили изумруд. Но я большого значения не придала этому совпадению.
А вот сапфир я получила в подарок во время своего концерта: после одной из композиций ко мне подошел человек, протянул камень и сказал: "Я знаю, что ты с ним справишься!" Сапфир считается аварийным камнем, мне нужно было прилепить его на 72 часа к пальцу, - если за это время произойдет какой-то несчастный случай, то умрешь сразу, – сапфир никого не щадит! Камень, который мне был подарен, называется кровавый сапфир, его энергетику может сбалансировать только бриллиант. Но я этого не знала, прилепила камень к пальцу, просыпалась вся в поту и огненном жару... Мне снились катастрофы. В одну из ночей надо мной вознесся меч египетского фараона, – я сорвала камень с пальца и выбросила! Мне стало очень плохо физически. Я позвонила моему "дарителю" и сказала, что камень этот больше не надену, у меня уже фобии! А он говорит: "У тебя противовес ему есть? Есть бриллиант?" Но откуда мне было взять бриллиант?
В день после кошмарной ночи состоялся концерт, на котором по непонятным причинам у организаторов не оказалось денег, чтобы заплатить мне, и они в качестве гонорара предложили мне бриллиант…
И вот все три драгоценных камня расположились на моей руке, – ровно через полгода я вышла замуж.
Свадебный ритуал
- Я закончила учебу, выступала с программами в городах Индии. Однажды подошел после концерта ко мне мужчина, говорит: "Я вижу, что вы подойдете моему сыну. Вам нужно встретиться и пожениться!"
Подумала: ну, ничего себе заявление! Но с интересом пошла на встречу. Мы поговорили с моим будущим супругом в присутствии его отца, буквально 20 минут. Потом к нам пришел астролог, а надо заметить, что ни один союз в Индии не заключается без совета астролога, - нам было сказано, что свадьбе быть на следующий день или только через два года. Мы не медлили.
Я попала в неортодоксальную семью, мне повезло, свадебная церемония длилась не более получаса. Я была очень этому рада, так как ритуалы иногда занимают по несколько дней.
Мы обменялись символами супружества: я надела кольцо ему на палец, он – свадебное ожерелье мне на шею. Сейчас у нас уже растет шестилетний сын!
Последователь Джорджа Харрисона
- Да, можно сказать, что, как и Харрисон в свое время, я являюсь проповедником индийской культуры в России. Я живу в Индии, но приезжаю в Москву к своим студентам, даю концерты, езжу по городам России. После концертов ко мне часто подходят люди с большой благодарностью, кто-то медитирует во время моих выступлений, кто-то просто отдыхает, наслаждается красотой и гармонией. Наверное, через меня они тоже находят свою Индию.
Досье РУССКОГО ЗАПАДА
Субшри (Cветлана) Джанардан
Индийская и российская певица, мастер игры на ситаре, педагог.
Родилась в г. Казань.
В 18 лет переехала в Индию, в г. Дели.
Обучалась в ведущем институте Индии "Гандхарва Махавидъялая" сразу на двух факультетах: северо-индийского классического вокала и игры на ситаре.
Награждена стипендией Индийского Совета по культурным связям при Правительстве Индии. Получила международное признание как вокалистка Делийской школы пения.
Давала концерты в Эстонии, России, Латвии, Украине, Индии, Великобритании.
Специальный гость Эдинбургского Международного фестиваля "Фриндж" и фестиваля в Варанаси "Шанкара".
В России выступает с перкуссионистом и таблистом Кириллом Паренчуком.
© Дарья Катаева, специально для Русского Запада
© Фото предоставлено организаторами концерта Субшри Джанардан в Калининграде
© Фото Петра Старцева