Литовский суд: с точки зрения правосудия в 1991 году не было оккупации

11.06.2015 00:00
   


Судья Вильнюсского окружного суда признал бывших командиров Вильнюсского ОМОНа Болеслава Макутыновича и Владимира Разводова невиновными в военных преступлениях против человечности, однако калининградец Юрий Мель пока еще остается в литовских застенках.

Судья Аудрюс Цининас вынес оправдательный приговор фигурантам одного из самых громких уголовных дел в новейшей истории Литвы. Командиры Вильнюсского ОМОНа Болеслав Макутынович и Владимир Разводов обвинялись в гибели 14 человек у телецентра и Вильнюсской телебашни в январе 1991 года, а также в расстреле литовских пограничников и таможенников на КПП Мядининкай на литовско-белорусской границе. 

Служитель литовской Фемиды после вынесения вердикта заявил, что в 1991 году с точки зрения правосудия не было ни военного положения, ни вооруженного конфликта, ни оккупации. "Тем самым не было условий для вступления в силу положений Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны", - добавил Цининас. Командирам Вильнюсского ОМОНа светило 12 лет лишения свободы заочно
как раз и по обвинению в военных преступлениях против человечности.  

Однако это еще не счастливый конец истории. Рассмотрением апелляции займется суд высшей инстанции, и вот тут уже невозможно предсказать, был ли Цининас первой и, возможно, единственной случайной "ласточкой" отхода Литвы от антисоветских (читай - антироссийских) настроений, или верхушка литовской политэлиты сможет продавить судебную систему и изменить приговор. 

Ясности пока не наблюдается в деле другого политзаключенного (не будем врать сами себе: дело бывшего офицера Меля - явная политика, опять же ярко антироссийская) Юрия Меля. 

Напомним, полковник запаса Юрий Мель был арестован 12 марта 2014 года в литовском городке Панемуне в пункте пропуска через государственную литовско-российскую границу, когда возвращался домой в Калининград. Страдающий диабетом офицер ездил в соседнюю страну покупать лекарства. Литовские власти инкриминируют Мелю преступления против человечности и военные преступления за участие в пресечении массовых беспорядков у вильнюсского телецентра в январе 1991 года. По литовским законам ему грозит пожизненный тюремный срок.

12 июня пройдет промежуточное судебное решение по делу калининградца. Литовская Фемида должна назвать дату суда или принять решение о продлении содержания под стражей до сентября. Еще 3 месяца, а в целом 18 досудебных – это все, что может себе позволить следствие по законам Литвы в отношении гражданина другого государства, сказала в интервью "Балтик Плюс" супруга Меля – Надежда.

Последний раз Надежда Мель видела своего мужа 11 марта прошлого года, перед отъездом из Калининграда. Минимум информации о нем семья получает только от посла РФ в Литве, адвоката и в редких записках от Юрия в несколько строк:
"Со слов адвоката, здоровье держится на нормальном уровне, рецидивов болезни нет. НО! Человек очень сильно похудел – порядка 40 килограммов. И поговаривают так, что вся медицинская помощь ему оказывается. Какие он получает препараты, достаточно ли, какие витамины – все это не комментируют, к сожалению. Я - военнослужащая, я не имею права выезжать за пределы РФ. Я не могу туда поехать посетить его. Ну и даже если бы я не была военнослужащей, это было бы небезопасно. Потому что сейчас в Литве существует уголовная статья за отрицание советской агрессии. А я неоднократно за этот год и три месяца при интервью различным СМИ подчеркивала и еще раз настаиваю на своем мнении. И это не то что мнение, это история нашей Родины, это правильная история, а не переписанная: что 13 января 1991 года страна была единой, был СССР, и Литва входила в него не как независимое государство, а как одна из 15 республик Советского Союза".
 
По словам Надежды, на митинге в поддержку Юрия Меля в Калининграде в прошлом году собралось порядка 500 человек, в этом – всего лишь 200. Немногие сохранили интерес и желание помочь на протяжении 15 месяцев. На "финишной прямой" рядом с Надеждой Мель - организация "Боевое братство", региональное отделение "Единой России" и лично его руководитель, депутат Госдумы Андрей Колесник, партия "Великое Отечество" во главе с Андреем Омельченко, ЛДПР, компания "Вестер". По мнению нашей собеседницы, многие дистанцировались от ситуации из страха впасть в немилость у соседей, потерять шенгенскую визу. "Как в 37-м году, многие отказались от общения с нами", - сказала Надежда Мель.

© Информационное агентство Русский Запад по материалам РИА Новости


Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 951 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты