В зависимости от характеристик портрета потребителя образца 2014 г. спрос на продукты на душу населения варьируется в пределах от 3 043 руб. до 12 710 руб.
Кандидат экономических наук, доцент БФУ им. И. Канта Наталья Лукьянова на основе авторской методики смоделировала потребительский спрос на продукты питания в Калининградской области. Результаты ее работы опубликованы в "Вестнике Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 3".
Опираясь на данные опроса 462 жителей г. Калининграда, городов области и сельских жителей, Лукьянова сформировала портрет среднестатистического покупателя продуктов питания в Калининградской области. Это женщина (58% опрошенных) или мужчина (42% опрошенных) 42 лет (от 36 до 55 лет — 40% опрошенных).
У 54% опрошенных душевой доход в месяц составляет 15 тыс. руб. на человека; 85% ведут совместное домохозяйство; имеют одного ребенка до 18 лет - 30%; проживают в городе - 70%, в сельской местности - 30%.
По разным причинам ограничивают себя в потреблении продуктов - 73%, не обращают внимания на страну-производителя - 48%, приобретают часть продуктов за границей - 51%, отдают предпочтение отечественному - 49%, предпочитают экологически чистую продукцию - 62%, готовы тратить на экологически чистую продукцию 5-10% заработка - 52%, тратят более 50% дохода на питание - 56%.
По совокупности 462 респондента можно с высокой степенью вероятности утверждать, что в Калининградской области в среднем, начиная с расходов на питание — 1495,48 руб. на одного человека в месяц:
— с ростом душевого дохода в месяц на одного члена семьи на 1000 руб. расходы на питание в среднем увеличиваются на 330 руб.;
— с увеличением возраста респондента, делающего покупки продуктов питания, на один год расходы на питание в среднем уменьшаются на 5,9 руб.;
— одинокие респонденты тратят на питание в среднем на 1074,25 руб. в месяц больше, чем семейные;
— с каждым дополнительным ребенком в семье расходы на питание в среднем сокращаются на 312,77 руб. на человека;
— мужчины-респонденты тратят на приобретение продуктов питания в среднем на 143,00 руб. меньше женщин;
— городской житель тратит на питание в среднем на 68,91 руб. меньше сельского жителя;
— ограничивающие себя в питании респонденты (чаще по материальной причине, реже 0 из-за соблюдения диеты и др.) тратят в среднем
на 236,73 руб. меньше респондентов, ни в чем себя не ограничивающих;
— респонденты, дифференцирующие продукцию по стране-производителю, тратят в среднем на 47,58 руб. меньше респондентов, для которых страна-производитель не имеет значения;
— респонденты, предпочитающие отечественные продукты питания, тратят в среднем на 34,53 руб. больше прочих респондентов;
— респонденты, приобретающие часть продуктов питания за границей, тратят на питание в среднем на 477,15 руб. меньше, чем приобретающие продукты в Калининградской области;
— респонденты, дифференцирующие продукцию по критерию экологичности, тратят на питание в среднем на 200,51 руб. меньше респондентов, для которых экологичность продуктов питания не имеет значения;
— респонденты, отдающие предпочтение продуктам питания без добавок, тратят в среднем на 4,97 руб. больше;
— респонденты, готовые доплачивать за экологически чистые продукты, в среднем тратят на 195,96 руб. больше прочих респондентов;
— респонденты, тратящие более 50% доходов на питание, в среднем тратят на 2834,97 руб. больше респондентов, тратящих на питание менее 50% доходной части бюджета.
Лукьянова указывает, что ее модель спроса позволяет прогнозировать спрос на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в частности для получения целевых показателей производства конечной продукции АПК Калининградской области, учитывая изменения доходов населения, его половозрастного состава, изменения его предпочтений, в том числе с учетом повышения спроса на экологически чистые продукты питания.
Так, учитывая изменение процента населения, приобретающего продукты питания в Польше, Литве, Германии, по состоянию на октябрь 2014 г. таковых было более половины опрошенных, с изменением же курса национальной валюты их число значительно сократилось, следовательно, возрос внутрирегиональный спрос, оценку которого можно получить по модели расчетным путем.
© Информационное агентство Русский Запад
© По материалам "Вестника Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 3"