Минэкономразвития РФ не поддержало думские поправки к ужесточающему для торговых сетей закону «О торговле».Источник в финансово-экономическом блоке правительства рассказал РБК, что заключение ведомства станет основанием для серии согласительных совещаний Минэкономразвития и Минпромторга и может привести либо к полному пересмотру, либо к отзыву законопроекта из Госдумы РФ.
Как известно,19 мая 2015 года в Государственной Думе России прошел первое чтение проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности».
Самые значительные поправки в закон «О торговле» от 2010 года коснулись прежде всего снижения размера ретробонуса — денежной скидки на общую стоимость продукции, выплачиваемой торговым сетям поставщиком, которая сейчас не должна превышать 10% от суммы поставки.
Новая редакция закона снижает его до 3% без учета НДС, включая и маркетинговые затраты сетей, логистические услуги, приравненные к мероприятиям по продвижению товара.
Предполагаемая поправка обязывает ритейлеров и поставщиков продуктов уведомлять ФАС о всех случаях заключения договоров поставки и иных соглашений, совокупный размер всех выплат по которым превышает 3% цены товаров. За нарушение будет установлен штраф на сумму от 2 до 5 млн рублей, а руководители торговых сетей могут быть дисквалифицированы.
Важный пункт касается снижения сроков, в течение которых сети должны будут рассчитываться за поставку товаров: оплата товаров сроком годности до 10 дней должна проходить не позднее чем через 5 рабочих дней после фактического получения (до этого было 10 дней). За товары со сроком годности от 10 до 30 дней - за 20 рабочих дней (сейчас — 30), за товары сроком годности более 30 дней, а также за алкогольную продукцию деньги должны поступать в течение 35 рабочих дней вместо 45.
Между тем в заключении Минэкономразвития говорится, что сокращение бонусов ударит по самим поставщикам: оно лишит их инструмента конкуренции. Без бонусов торговые сети будут ориентироваться на заключение договоров только с крупными производителями, товар которых имеет стабильно высокий спрос.
Для многих производителей вход в торговые сети станет практически невозможен. Пострадают небольшие хлебопекарни, кондитерские, производители полуфабрикатов и местные производители плодоовощной продукции.
В Минэкономразвития также считают, что сокращение бонусов и отсрочки оплаты в конечном счете ударят по потребителям. Сети, у которых вырастет цена закупки и стоимость оборотных средств, будут вынуждены закладывать свои потери в цену товара на полке.
Ведомство предлагает не вводить жесткие ограничения, заменив их элементами саморегулирования в сфере торговли с участием межотраслевого экспертного совета.
Поставщикам заключение Минэкономразвития, разумеется, не нравится. В национальной мясной ассоциации уверены, что половину утверждений ведомства можно оспорить. В частности, маркетинговых платежей в принципе не должно быть, так как это, по сути, навязывание товара потребителю. Если товар хороший, он и так попадет на полку. А если производитель благодаря финансовому ресурсу будет продвигать плохой товар, пострадает потребитель.
В свою очередь, эксперты Ассоциации компаний розничной торговли считают, что в заключении Минэкономразвития много справедливой критики. Например, механизм ретробонусов возник не на пустом месте: это система поощрения торговли за эффективное продвижение товаров. Если убрать бонусы, то сети начнут поднимать цены, чтобы в них спрятать риски последующих скидок.
Представитель одной из крупнейших продуктовых сетей считает, что, если поправки к законопроекту будут приняты, увеличения конечной стоимости товаров не избежать.
Основными регуляторами торговли на рынке должны быть конкуренция и антимонопольное законодательство, а другое вмешательство в рыночные процессы менее эффективно, полагают эксперты.
Тем временем российский рынок розничной торговли за последние 10 лет совершил и качественный, и количественный скачок, который некоторые страны проходили несколько десятилетий. Несмотря на то, что российская торговля сегодня формирует около 16% ВВП, дает 18% занятости населения и порядка 10% в консолидированный бюджет РФ, обвинения в адрес ритейла звучат постоянно.
Прежде всего сети обвиняют в регулярном повышении цен на товары и продовольствие. Однако в росте цен не всегда виноват бизнес.
В последнее время выросло число местных и федеральных инициатив, которые ведут к росту себестоимости продуктов, логистики и транспортировки: рост тарифов на электроэнергию, размер платы за проезд по федеральным трассам, стоимость ветеринарно-сопроводительных документов, размер ключевой ставки и стоимость кредитов, а также инициатива экологического налога для пищевых предприятий и животноводческих комплексов по планке, которая выше, чем у предприятий энергетической отрасли.
В конечном итоге за все это отвечает даже не связка 'производитель – поставщик', а потребитель.
Государство в своем желании поддержать отечественного производителя и дать толчок для экономического роста промышленности резко воздействует на систему, которая находится в процессе формирования инструментов саморегулирования. Принятый отраслью «Кодекс добросовестных практик» постепенно, пусть не всегда и во всем, приводит к достижению стабильности во взаимодействии торговых сетей и поставщиков. Благодаря ему, по мнению аналитиков рынка, удалось избежать серьезной продуктовой инфляции, которая была даже ниже, чем в 2008 году.
© По материалам РБК, www.retail.ru