Покупатели не скрывают кризисного поведения

16.10.2015 19:00
   


Покупатели не скрывают кризисного поведения
Зарплаты увеличились? А потом упали.

Исследовательский холдинг «РОМИР» провёл опрос и обнародовал следующие данные: на сегодняшний день среднестатистическая российская семья в своем составе имеет троих человек – маму, папу и ребенка. Совокупный доход в месяц у них составляет около 53 тысяч рублей. Из них на повседневные товары (непродовольственные и продукты) расходуется 41%, или 21 тысяча рублей. За период с начала этого года и по август включительно эти расходы увеличились на 14%, тогда как инфляция за тот же период составила 17%. Следовательно, покупателю приходится прилично экономить.

По данным Калининградстата, в августе 2015 года уровень реальной заработной платы среднестатистического местного жителя, учитывая индекс потребительских цен, составил 93,2% в сравнении с августом 2014 года. За два первых месяца 2015 года расходы населения на 9,8% превысили доходы. Стоимость минимального набора продуктов питания для населения в Калининграде в марте 2015 года составила 4049,3 рубля, то есть по сравнению с декабрем 2014 года она увеличилась на 12,9%.

Еще один опрос «РОМИР», проведенный в семьях, где проживают дети до 14 лет, показал, что количество таких семей – 1/3 от общего городского населения России. Траты на повседневные товары у них составляют 26,5 тыс. рублей, из которых 3,5 тыс. рублей тратятся на такие детские товары, как одноразовые подгузники, детское питание и игрушки. Среди этих семей преобладают семьи, где детский возраст составляет от 0 до 3 лет, а в домохозяйствах в основном числится всего один ребенок. За указанный период исследования в семьях с маленькими детьми наблюдается увеличение трат на 18%, а расходы в семьях с двумя, тремя детьми и более выросли на 16%. Эта разница объясняется просто: там, где двое и больше детей, проще сэкономить на одежде и игрушках, так как они передаются «по наследству» от старших младшим.

Понимая нынешнюю экономическую ситуацию, потребительские ожидания по желаемой зарплате и реальной также стали скромнее. В недавнем прошлом разница составляла около 10 тыс. рублей, тогда как сейчас разницы практически нет. Поэтому потребителю приходится расходы уменьшать, а от некоторых трат полностью воздерживаться. Как правило, отказываются от покупок деликатесов, от отдыха, от развлечений и гаджетов. Также потребители все чаще экономят и на транспорте, и на одежде, и на еде, чтобы уменьшить свои расходы. Конечно, остался небольшой сегмент покупателей, которые продолжают не экономить, но если сравнить с прошлым годом, то их количество существенно сократилось – было 28%, стало 16%.

«РОМИР» проанализировал стратегию покупательской экономии и пришел к выводу, что у тех покупателей, у которых сократилось количество походов в магазины, траты уменьшились на 7%, если сравнивать с теми, кто стал ходить в магазины чаще. Невзирая на то, что сумма среднего чека первой группы выросла на 17%, эти потребители все равно выгоднее закупаются, чем те, кто посещает магазины чаще, но сократил свой средний покупательский чек.

Поэтому ритейлу нужно осознать, что в привлечении покупателей промоакции не могут быть волшебной таблеткой. Привыкая к ценам, которые покупатель наблюдает, даже акционные товары со специальной сниженной ценой он будет воспринимать как подорожавшие. Индустрия детских товаров сможет увеличить прибыль, когда будет увеличена частота покупок и когда будет более внимательно относиться к поведению покупателей.

Минпромторг России для индустрии товаров для детей отечественных производителей начал реализацию ряда мер, которые нацелены на стимулирование развития и на поддержание производителей детских товаров. Эта стратегия предусматривает субсидирование некоторой части затрат по тем кредитам, которые были и будут получены в банках России в период с 2013 по 2016 год, частично будут компенсированы лизинговые платежи по закупаемому оборудованию, будут предоставлены субсидии, частично возмещающие затраты на создание и развитие имущественного комплекса, включая инфраструктуру парков индустрии товаров для детей, а также будут компенсированы затраты на проведение НИОКР.