Ещё один банковский филиал в Калининграде приказал долго жить сегодня, 23 октября 2015 года, – Центральный банк России отозвал лицензию у ЗАО «Гринфилдбанк». «За высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением средств в низкокачественные активы», - гласит пояснение регулятора. В банке «Советский» в тот же день ввели временную администрацию. У финансово-кредитного института три отделения в Калининграде. Администрация должна попытаться спасти кредитное учреждение.
Всего за 23 года существования новой российской финансовой системы, с 1991 по 2014 год включительно, в Калининградской области закрылись 26 банков (по данным ЦБ РФ) – у кого-то отозвали лицензию, кто-то вошёл в состав более крупного финансового учреждения.
Вот он, список канувших в небытие банков в нашем регионе:
- АБ «СНБ»;
- Банк Аврора;
- Б.А.М.-Банк;
- БалтВнешторгбанк;
- Гвардейскбанк;
- Гурьевский банк;
- ИКБ «Европейский»;
- Западно-Балтийский банк;
- КБ «Земланд»;
- Калининградский народный банк;
- КБ «Балткредобанк»;
- КБ «Неман»;
- КБ «Балтсоцкомбанк»;
- ККБ «Атлантбанк»;
- КБ «Нестеровский»;
- Муниципальный коммерческий банк;
- АКБ «Стройвестбанк»;
- КБ «Региональный кредитный банк»;
- КБ «Озерский»;
- ПКБ «Кварц»;
- Роствестбанк;
- Русско-Балтийский банк;
- Хоупбанк;
- КБ «Черняховский»;
- Эмбакенигбанк;
- КБ «Янтарь».
Всего в России в этот период было закрыто 2 282 банка (по данным ЦБ РФ). Только за последние 2,5 года было закрыто более 140 банков и кредитных организаций. В 2014 году без лицензий осталось 79 банков, а на текущий момент 2015 года – еще 60! Только в Калининграде в этом году прекратили деятельность единственный филиал МосОблБанка, Пробизнесбанк, МАСТ-банк.
ПОЧЕМУ ОНИ УХОДЯТ?
В девяностые годы отзыв банковской лицензии проводился по одной простой и понятной причине: банки не выполняли своих обязательств перед вкладчиками и государством. Задержки выплат по депозитам, недостаточный резервный фонд, банковские операции, проводившиеся с нарушениями федеральных законов, – вот основные причины недолгой жизни некоторых кредитных организаций. Но в нулевые годы нового века появились новые формулировки, более соответствующие текущему моменту и духу времени. Одной из основных причин стала неспособность банка выполнить требования своих кредиторов по долговым обязательствам и выплатить обязательные платежи, указанные в договорах.
Кроме того, подавляющее большинство кредитных организаций не могли обеспечить своевременные расчеты по денежным операциям своих клиентов, обманывали ЦБ России, предоставляя недостоверные данные, которые должны были скрыть от государства плохое состояние дел. Директора и акционеры не заботились о спасении собственных банков от банкротства, ничего не предпринимая для этого, и не желали устранять причины, которые вызвали отзыв лицензии Центральным банком.
Примечательно, что один из банков, который тоже работал в регионе, закрылся с формулировкой о нарушении закона Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Заместитель председателя ЦБ РФ Михаил Сухов на лекции в Высшей школе экономики (цитату приводило РИА «Новости) отметил: «Это всего лишь торговля банковскими лицензиями для проведения так называемых сомнительных финансовых операций. По сути, это работа на теневую экономику, которая называется обналичиванием денег». Среди нарушений в КБ «Неман» (лицензия была отозвана 5 сентября 2006 года) были названы: отмывание денег, добытых преступным путем, несвоевременное извещение контролирующих органов об операциях, подлежащих обязательному контролю, проведение анонимных финансовых операций без идентификации своих клиентов в установленном законом порядке.
ГРОМКОЕ ДЕЛО
Краху АБ «Сетевой нефтяной банк» скоро исполнится 7 лет. До сих пор главные виновники банкротства банка на свободе и к ответственности не привлечены.
Несостоятельности банка можно было бы избежать, полагают кредиторы. Они задают вопросы тем, кто фактически стоял во главе финансового института: Александру Гирзекорну и Владимиру Бойко.
Агентством по страхованию вкладов (в то время конкурсным управляющим обанкротившегося банка) в ходе проверки за два предшествующих банкротству года было установлено, что руководство кредитной организации не раскрывало свое настоящее положение финансовых дел и продолжало скрытно осуществлять свою деятельность. При этом долг банкрота составлял более 886 млн рублей. Такая огромная сумма появилась вследствие выдачи банком новых кредитов, причем без обеспечения. Безвозвратные деньги получили десять «технических заемщиков», подконтрольных самому СНБ. Денежные средства направлялись через третьих лиц в пользу акционера банка ЗАО «Рос&Нефть», которым, как ни странно, управляли Бойко и Гирзекорн.
Удивительно, что почти все эти организации числились на юридическом адресе СНБ. А чуть позднее закрытия банка - прекратили свою деятельность, объявлены банкротами и ликвидированы. Впоследствии полученные ими ранее кредиты были рефинансированы по средствам новых ссуд. В результате все деньги получило ЗАО «Рос&Нефть», выданные ссуды так и остались незакрытыми.
Банкротство кредитной организации, согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», считается наступившим по вине ее руководителей. АСВ предложило привлечь к субсидиарной ответственности как Бойко, так и Гирзекорна, а также Елену Осенчукову, Сергея Триппеля и других членов правления. Однако привлечь на данный момент никого не удалось...
С недвижимостью, которая принадлежала банку, а на деле была собственностью наших главных героев, произошли не поддающиеся объяснению события. По утверждению некоторых вкладчиков, здание банка было выкуплено на предельно выгодных для покупателя (а не для кредиторов банка) условиях.
ЧЕРЕДА ЗАКРЫТИЙ ПРОДОЛЖИТСЯ
Разразившийся в 2013 году скандал с отзывом лицензии на банковскую деятельность у Инвестбанка стал апогеем этой череды закрытий. Буквально совсем недавно банк входил в сотню крупнейших кредитных организаций России. Его активы, по версии РИА «Рейтинг», оценивались в сумму 75,6 миллиарда рублей, а количество вкладов от частных лиц достигло 40 миллиардов рублей. Однако все это состояние исчезло, не оставив и следа. В результате пострадало не только около 40 000 вкладчиков - физических лиц, но и более четырех тысяч организаций. Отзыв лицензии прошёлся и по деньгам муниципалитетов, также хранившимся в банке.
Эксперты дают неутешительные прогнозы на 2015 - 2016 годы для банков, которые имеют небольшой уставной капитал. А с учетом того, что высока вероятность нового повышения минимальной величины, под удар может попасть достаточно большое количество организаций. Кроме того, как и раньше, пристальное внимание будет обращено на банки с большим процентом наличных денег в активах и организации, привлекавшие когда-либо внимание правоохранительных органов.
Василий Хлопянников, председатель комитета кредиторов рухнувшего «Балткредобанка», поделился своим мнением с «Русским Западом»: «Банковская система прогнозируема. Если вспомнить Инвестбанк, то, по словам председателя ЦБ РФ Набиуллиной, ему ничего не грозило в 2013 году. Однако через два дня после заявления главы Центробанка у него отозвали лицензию. Банки будут закрываться и дальше, и их место начнут занимать крупные банки с частичным государственным капиталом или капиталом крупных корпораций. Дойдет до того, что в стране останется около 300-400 банков, если не меньше. Главный регулятор будет на стороне того, у кого есть капитал».
Глава ВТБ Андрей Костин согласен с действиями Центробанка: «Более 570 банков, проводящих финансовую деятельность на территории России, для экономики страны не нужны. Достаточно всего трехсот кредитных организаций, две сотни из которых аккумулировали в своих активах более 97% финансов».
© Информационное агентство «Русский Запад»
© Фотография: Алексей Шабунин
На фотографии: офис «Инвестбанка» на Советском проспекте в декабре 2013 года – люди пытаются получить свои деньги после отзыва лицензии у банка.