XI Фестиваль кино стран Европейского союза в Калининграде открыл обладатель "Оскара", кинорежиссер Иржи Менцель. Он представил в кинотеатре "Заря" свой фильм "Донжуаны". До и после премьеры он охотно пообщался с корреспондентом Русского Запада и с местной публикой.
О "Донжуанах" и Анне Нетребко
- Чего вы ждете от приезда в Калининград?
- Я приехал ради показа своего фильма. Но также было интересно посмотреть Калининград. Если у вас есть опера и красивые солистки сопрано, я приеду сюда еще раз. Наверное, вы знаете, что этот город основал чешский король Пржемысл Отакар II. Поэтому я не знаю, почему здесь нет чехов (смеется - прим.
Русского Запада). Мне интересно, как будет восприниматься мой фильм на этом фестивале. Вы не бойтесь мне сказать, что вам моя лента не нравится. Мне он тоже не очень нравится, как и все другие мои работы. Чешским критикам фильм "Донжуаны" тоже не нравится. Он нравится нормальным людям. Он не фестивальный, а для обычных зрителей, так что мне очень интересно мнение публики о нем.
- Сцены комедии "Донжуаны" разворачиваются за кулисами оперного театра. А вам самому этот жанр нравится?
- Я не любитель оперы, но вижу, сколько материала можно снять о ней. Когда я смотрю оперу, я вижу ее режиссера, а этого я не люблю. Опера - это музыка и певцы, а не режиссер. Анну Нетребко знаете? Вот ради нее я бы ходил в оперный театр.
- Все актеры в этом фильме были профессиональными певцами?
- Одни были оперными солистами, а некоторые научились петь хорошо перед съемками.
"Русские не любят, когда над ними шутят"
- Как получилось, что вы экранизировали русскую книгу "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина"?
- Я получил предложение экранизировать "Чонкина", когда находился в Англии. Там меня попросили, чтобы я снял этот фильм в России. Прислали книгу. Она так мне понравилась, что я решил не снимать это кино. Дело в том, что перед началом экранизации каждого из моих фильмов я говорил: "Нет, этого я делать не стану". Я воспринял книгу Войновича как произведение против режима, не так, как люди в СССР, для которых это в большей степени юмор. Только вот русские не любят, когда над ними шутят иностранцы. Английскому продюсеру я сказал, что эту история должен снимать русский. В противном случае получилось бы так же, как если бы "Швейка" снял немец. Я сказал "нет", и английский продюсер уехал в Москву искать подходящего режиссера, но не нашел там такого. В общем, когда английский продюсер вернулся из Москвы, то первое, что он сделал, – уговорил Зденека Сверака (чешский писатель-сатирик, сценарист - прим.
Русского Запада), чтобы тот убедил меня снять эту картину. Я согласился, но с тремя условиями: фильм должен быть на русском, с российскими актерами, но я не хочу снимать его в России. Я думал, что работать со мной на этих условиях не согласятся, но все они были приняты.
- Как вам удалось создать атмосферу сталинистского СССР за пределами России?
- Недалеко от Праги нашли место, где раньше размещалась советская военная база. Мы убрали оттуда мины и построили там русскую деревню. У нас работал очень хороший архитектор. Когда приехали российские актеры, они удивились: "Откуда здесь классическая русская деревня?". Возникали и нестыковки. К примеру, в России не было таких толстых коров, которые паслись у нас на съемочной площадке. А еще случилась одна неприятная вещь: в книге главный герой умирает. Мы думали, раз это такая веселая история, почему фильм по ней должен заканчиваться трагически? Мы надеялись, что Войнович напишет продолжение. Поэтому я снял хороший финал и этим фильм испортил. Ленту отметили в Венеции (Золотая медаль президента итальянского сената на Венецианском международном кинофестивале - прим.
Русского Запада). Но главное, что я был счастлив: на съемочной площадке "Чонкина" я познакомился с классными актерами. Дело даже не в том, что это были профессионалы, а в том, что они оказались действительно хорошими людьми. У меня с ними возникли очень сильные эмоциональные отношения".
Нужно ли было выселять немцев из Калининграда
- В вашей ленте "Я обслуживал английского короля" показывается запустение в Чехии после депортации немцев. Как вы считаете, их действительно нужно было выселять?
- Проблема с депортацией была и здесь, в Калининградской области. Нужно понимать, что во время войны немцы сделали людям много очень плохого. Считалось нормальным, что мы немцев видеть не хотим. Со временем, когда мы избавились от эмоций и у нас появился разум, стало понятно, что депортация оказалась ошибкой. Может быть, нужно было уехать лишь тем немцам, которые непосредственно участвовали в войне. Остальных граждан Германии не нужно было выселять. После них осталось очень много свободного места. Долго никто не мог обосноваться на их бывших территориях. Сложно там было жить, и думаю, это видно в моем фильме. Сама депортация немцев производилась под влиянием эмоций. Думаю, выселение оказалось очень большой ошибкой. В ее результате ушло много интересных людей.
Прокатился на "новой волне" Милоша Формана
- Вас, как и некоторых деятелей французского кино, называют представителем "новой волны".
- Чешская и французская "новая волна" - разные. Когда появилась французская, я только заканчивал школу. Французская "новая волна" очень повлияла на всех нас. Но важно вообще понимать, что "новая волна" – другое софинансирование, другая политика, новая техника. Камеры легенькие, их легко перенести. Фильмы можно было снимать не только в интерьере. Появилось много интеллектуальных людей, которые помогали новым режиссерам. И первые фильмы "новой волны" стали успешными с коммерческой точки зрения. Для французов это стало легким путем.
- А для вас?
- У нас ситуация была другая: мы все вышли из одной школы, и у нас одна судьба. Не было возможности ездить за границу. Все возможности для съемок вынуждены были искать у себя, в Чехии. Первые фильмы Веры Хитиловой и Милоша Формана оказались очень успешными, поэтому нам, тем, кто помоложе, потом снимать было уже легче. Форман и Хитилова построили эту дорогу, а я уже прокатился на "новой волне". Мне повезло.
Нет ничего смешнее серьезных дел
- Как скоро после получения "Оскара" вы вернулись в Чехию?
- В тот же вечер, почти сразу после церемонии вручения премии, я был вынужден лететь в Прагу. Лететь, чтобы снимать новый фильм. Но это было давно, еще в прошлом столетии.
- Кто ваши любимые кинорежиссеры?
- Вуди Аллен.
- А из русских?
- Они, к сожалению, уже умерли. Я слишком ленивый, чтобы ходить в кинотеатры, поэтому не знаю многих режиссеров - ни российских, ни чешских.
- Как вам удалось сохранить такое чувство юмора?
- Если вы в Праге делаете что-то серьезно, то не остается ничего другого, как только смеяться.
Досье "Русского Запада"Иржи Менцель - чешский кинорежиссёр, сценарист, один из представителей "новой волны" европейского кино.
Родился 23 февраля 1938 года в Праге, в семье писателя и журналиста Йозефа Менцеля. Учился в Пражской киношколе.
1960 - дебютировал с короткометражным фильмом «Панельные дома».
1966 - выпустил полнометражный фильм «Поезда под особым наблюдением», который получил "Оскар" за лучший иностранный фильм, главный приз на Международном кинофестивале Мангейм — Хайдельберг, премию Британской академии кино и телевизионных искусств.
1968 - его лента "Капризное лето" получает Хрустальный глобус Международного кинофестиваля в Карловых Варах.
1969 - новый фильм Менцеля "Жаворонки на нитке" подвергается запретам в Чехии, чтобы выйти на экраны лишь в 1990 и получить "Золотого медведя" и почётное упоминание Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) Берлинского МКФ.
1985 - фильм "Деревенька моя центральная" номинируется на «Оскар», но получает специальную премию жюри Монреальского МКФ.
1989 - картина "Конец старых времен" получает приз за лучшую режиссуру на Монреальском МКФ.
1990 - на кинофестивале в Сан-Франциско Менцель получает приз Акиры Куросавы с формулировкой "За совокупность творчества".
1994 - "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" по одноименному роману В. Войновича получает Золотую медаль президента итальянского сената на Венецианском МКФ.
1996 - Менцелю присуждается премия Чешской академии кино и телевидения "Чешский лев" с формулировкой "За вклад в отечественное кино".
2006 - фильм "Я обслуживал английского короля" отмечен ФИПРЕССИ Берлинского МКФ.
2013 - на экраны Чехии, а затем и остальной Европы выходит лента "Донжуаны".
©
Петр Старцев, специально для Русского Запада
©
Фото автора