Наклеенные где попало рекламные объявления вызывают разную реакцию у горожан – от крайне негативной до позитивной. Многие жалуются в администрации. Незаконная расклейка объявлений сама по себе является административным правонарушением, которое должны пресекать органы внутренних дел. Правда, есть и вполне законные объявления, располагающиеся на досках объявлений. Как выяснил «Русский Запад», за внешне бессистемной расклейкой, выглядящей подчас как «хулиганство», стоит система. Сразу несколько организаций специализируются на размещении такого рода объявлений.
Клиентов даже в трудные времена у них, по их данным, «достаточно», поскольку цены вполне приемлемые, а «выхлоп однозначно превышает затраты многократно». Объявления расклеивают, как правило, молодые люди со стороны, не входящие в штат компаний, которые и так можно отнести скорее к малому, а не среднему бизнесу.
«За каждое объявление мы получаем 1 рубль, – рассказал «Русскому Западу» один из таких расклейщиков на условиях анонимности. – За 3-4 часа работы удаётся разместить примерно 500 объявлений».
Второй участник процесса тем временем фотографировал на мобильный телефон только что приделанную поверх легальной рекламу средства, повышающего потенцию.
«Риск, конечно, есть, – говорит молодой человек. – Полиция может подойти. Но риск невелик. Мы с полицией ни разу ещё не встречались».
Гораздо больше риска, что работу не примут. По городу постоянно ездят «супервайзеры», которые отслеживают и также создают фотоотчёт для клиента.
Сами фирмы не стесняются. Их объявлениями пестрит интернет, а с недавнего времени в Калининграде появилась и самореклама: «У Вас есть бизнес или собственное дело, но конкуренты мешают вам зарабатывать больше? Прорекламируйте свою продукцию на весь город. Расклейка объявлений и листовок – это наиболее эффективный и самый массовый вид рекламной деятельности. На следующий день после рекламной расклейки до 70% населения будут знать о вашей рекламной акции. Все районы города. Срок выполнения до 2 дней. Приемлемая цена. Оплата после проверки. Фотоотчет».
Стоимость расклейки листовок формата А5 – от 1,25 до 1,5 рубля. Наклеить лист обычного офисного формата А4 обойдётся дороже – 2,5 рубля.
Но кое о чём рекламщики при рассказе о своей деятельности говорить не любят. Как раз о тех местах, где происходит расклейка.
Обороты на клею
Для размещения объявлений существуют, как ни странно, специально отведенные места – доски объявлений. Они установлены в местах, одобренных городской администрацией специально для этих целей. Кроме того, существуют рекламные стенды в супермаркетах, в других местах массового скопления людей, где теоретически любой может разместить своё объявление – по установленным там правилам. По словам сотрудницы одной из компаний, занимающихся расклейкой, только в радиусе двух километров от улицы 9 Апреля в Калининграде таких досок для объявлений находится около 900 штук. Примерный валовый доход от клиента, таким образом, при полном заполнении пространства и пятиразовой расклейке может доходить до миллиона рублей в месяц. С учётом, что клеят по всему городу, обороты фирм-расклейщиков могут доходить суммарно до 5 миллионов рублей в месяц.
Но с каждым годом таких мест становится все меньше. Администрация очень неохотно дает разрешение на установку новой доски для объявлений, зато по закону обязана заботиться о ликвидации нелегальных досок, а равно и самих объявлений.
Как установил «Русский Запад», любой клиент может договориться с рекламной конторой о «серой» расклейке, то есть нелегальной. В этом случае объявления появятся всюду: на дверях подъездов, столбах, заборах, в общественном транспорте, на дверях и стенах магазинов, школ и даже государственных учреждений. Может быть, только тогда их действительно увидят те самые 70% и даже больше из рекламы.
В различных местах Калининграда и по всей области устанавливаются нелегальные, неучтенные доски объявлений и другие рекламные конструкции, позволяющие придать респектабельность и внешне законный характер своей деятельности. Ведь никто не будет каждый день проверять и делать запросы в мэрию о законности установленной недавно красивой и удобной доски для расклейки частных объявлений.
Главный враг – дворник
За расклейку объявлений в неположенных местах могут привлечь к административной ответственности, взыскать штраф. Но это риск, который оплачивается заказчиком, и потому на него, как следует из неуменьшающегося количества бумаги на столбах и стенах, идут.
«В 2013 году было демонтировано 284 незаконных конструкции рекламного характера, – рассказала «Русскому Западу» сотрудник пресс-службы администрации Калининграда Елена Бойко. – Рекламный отдел комитета городского хозяйства ведёт работу по утверждению установки рекламных конструкций законным образом и следит за тем, чтобы доски, щиты и билборды не портили внешний облик города. Кроме того, за рекламным обликом улиц осуществляет надзор специальная комиссия, которая ещё и содействует в разработке нормативных актов, регулирующих рекламную деятельность. Открыта горячая телефонная линия, по которой жители города могут сообщить администрации о нарушениях Закона «О рекламе» и местных нормативных актов о распространении наружной печатной рекламы».
Бизнес на столбах и автобусных остановках вызывает недовольство простых жителей. Реклама и так заполонила все наше личное пространство: радио, телевизор, интернет, газеты, билборды на улицах. Подъезд, сплошь заклеенный бумажными листовками, выглядит неопрятно. А если владелец частного домостроения в один прекрасный день обнаруживает на недавно с такой любовью окрашенном заборе десяток наклеенных объявлений?
Муниципалитеты демонтируют незаконные рекламные точки, органы внутренних дел штрафуют людей, расклеивающих объявления где попало. Но на месте с трудом снятых объявлений вновь наклеиваются сотни тонн бумаги.
«Время жизни «расклейки» – два-три дня, – делится своим секретом одна из организаций, занимающихся откровенно незаконным делом, о чём тут же сообщает. – Главным врагом листовок, конечно же, являются дворники и работники коммунальных служб, которые уничтожают плоды нашей работы. Поэтому расклейка листовок производится с некоторой периодичностью. Периодичность определяется опытным путем».
* Материал опубликован в газете «Русский Запад» от 28 октября 2015 года.