Когда один из прежних губернаторов Калининградской области случайно оказался в тогда ещё Балтийском районе, он настолько ужаснулся состоянию дорог и пробкам, что воскликнул, обращаясь к сопровождавшим его чиновникам: «Как вас жители ещё на вилы не посадили?»
Нынешний Московский район (в простонародье всё ещё «Балтрайон»), если посмотреть на карту, связывают с остальным Калининградом тоненькие единичные артерии. По сути, это несколько островов.
Пять мостов – двухъярусный мост, первая эстакада, Высокий мост, вторая эстакада и «берлинка» - отделяют район от центра. Два из них – двухполосные. Основная масса населения из более чем 158 тысяч, живущих, по официальным данным, в Московском районе, живёт в южной части города. Её, в свою очередь, отделяет от города ещё одно препятствие – обширные железнодорожные пути.
Как установили специалисты по градостроению при создании проекта нового Генплана города, основное движение автомобильного транспорта из Московского района идёт через шесть критических участков дороги. Из них ни один не удовлетворяет требованиям по пропускной способности:
- улица Портовая с многочисленными препятствиями в виде железнодорожных переездов;
- улица Суворова с путепроводом довоенной постройки и движением по одной полосе;
- улица Киевская с реконструированным мостом, оснащенным реверсивным движением и группой путепроводов, построенных до войны, у восточной горловины станции «Калининград-Пассажирский»;
- Аллея Смелых с только что отремонтированным путепроводом;
- улица Дзержинского, представляющая собой самое пробкоопасное направление из-за магистральной железной дороги и пересечения с улицей Подполковника Емельянова с очень напряжённым движением.
Одной из самых загруженных в часы пик остаётся улица Киевская. По ней, помимо большого потока автомобилей, проходит значительная часть общегородского транспорта. По официальным данным, всего в 2012 году в Калининграде было зарегистрировано 153 тыс. автомобилей, в 2013 году – 194 тысячи, в 2014 году их количество выросло еще на 40 000.
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
Пропускную способность улиц снижает организация движения большинства пересечений и транспортных развязок, позволяющая всем видам транспорта осуществлять повороты в левую сторону. Использование брусчатки с довоенных времен в качестве дорожного покрытия при отсутствии её ремонта создаёт затруднения в дорожном движении, особенно в местах пересечения с трамвайными путями. С увеличением нагрузки на дорожно-транспортную сеть в 2013 году в эксплуатацию ввели рельсобусы, другими словами - городские электрички. Сегодня рельсовые автобусы курсируют только по двум направлениям: Южный вокзал - Чкаловск и остановочный пункт «Киевская» - Северный вокзал.
Летом 2015 года на улице Киевской, на участках дороги от кинотеатра «Киноленд» до путепровода вблизи остановочного пункта «Киевская» и от путепровода до пересечения с ул. Камской, проводился ямочный ремонт магистрали. Проходящие здесь трамвайные пути, трамваи по которым давно уже не ходят, не реконструированы. Существующая инфраструктура для движения трамваев сегодня не используется, на некоторых улицах рельсы снимаются. По данным городских властей, рельсы остаются «на будущее». Предполагается возобновление использования этих линий, когда позволит финансовая ситуация муниципалитета.
Движение затруднено на улице Батальной. Во-первых, из-за пешеходного перехода вблизи Самаркандской улицы. Два месяца назад на этом месте поставили светофор, однако по сегодняшний день он не работает. Во-вторых, образованию пробок способствует пересечение улицы Батальной с улицей Автомобильной. Значительный поток машин по обеим улицам замедляет движение.
В июне 2015 года администрация Калининграда добилась существенного улучшения дорожной обстановки, открыв новую схему движения у пересечения улицы Киевской, Ленинского проспекта, проспекта Калинина.
В начале сентября 2015 года на Аллее Смелых завершён ремонт моста через железнодорожный переезд. Ремонт длился несколько месяцев. В начале сентября мост-путепровод был открыт для движения.
Одна из самых загруженных улиц Московского района - улица Дзержинского, которая благодаря построенному второму эстакадному мосту напрямую соединяется с Московским проспектом и Ленинградским районом. По результатам исследования ООО «Лаборатория градопланирования» в 2014 году утром в часы пик нагрузка только на общественный транспорт на этой улице составляла более 6 000 пассажиров в час. Дополнительно пробкам способствует ненадлежащее состояние железнодорожных путей для грузовых и пассажирских поездов (вблизи перекрёстка с улицей Емельянова), а также связь улицы Дзержинского с автодорогой регионального значения «Калининград - Багратионовск».
В октябре 2015 года на улице Портовой начался ямочный ремонт дорожного покрытия и железнодорожных переездов, также работы ведутся на перекрёстке у двухъярусного моста. Ремонтные работы проводятся в целях увеличения пропускной способности улицы Портовой, которая в ближайшее время должна стать заменой ул. Суворова. Однако сегодня движение там по-прежнему затруднено и способствует образованию пробок. Проезд грузовиков и автобусов по ул. Портовой временно ограничен из-за уменьшения ширины проезжей части.
Всего в бюджете Калининграда на ремонт дорог в 2015 году выделено 120 млн рублей, 30 млн руб. - на обследование и ремонт мостов.
БЛИЖАЙШИЕ ПЕРЕМЕНЫ
В конце 2015 года планируется полное закрытие моста на улице Суворова. Если взять во внимание, что ремонтные работы путепровода планируют проводить целый год, то транспортные проблемы только усугубятся и надолго.
«Основными улицами для объезда станут Портовая и Киевская. Дополнительно мы озвучили свои предложения по улучшению движения транспорта в Московском районе в администрацию города», — прокомментировал «Русскому Западу» начальник ГИБДД Калининграда Марат Хасазанов.
БУДУЩЕЕ ДОРОГ МОСКОВСКОГО РАЙОНА
Согласно новому Генеральному плану города Калининграда, до 2035 года в Московском районе планируют снизить транспортную нагрузку и улучшить условия движения транспорта.
На улице Суворова, помимо запланированного ремонта путепровода, предусмотрена реконструкция всей дороги от Бранденбургских ворот до выезда из города, демонтаж трамвайных путей с существующего путепровода и устройство по нему одностороннего движения автотранспорта. В промышленно-портовом поясе для разгрузки улицы Суворова на период до 2025 года планируется строительство новой магистрали, обслуживающей логистический центр и прилегающие производственные площадки.
Улица Генерала Толстикова станет основной меридиональной магистралью в южной части города протяженностью 2,5 км. По всей длине новой улицы планируется двухполосное движение. От улицы Судостроительной до улицы Интернациональной (1,20 км) предусмотрено выделение полосы для движения рельсового и другого общественного транспорта. Сейчас этой улицы в виде дорожного полотна практически не существует.
Улицу Интернациональную планируется в далёкой перспективе продлить в западном направлении с выходом к улице Суворова и далее к Западной промышленной магистрали (одно из предложений разработчиков нового Генерального плана). Эта магистраль должна обслуживать потоки, возникающие на периферии города, два жилых района (Южный и Юго-Западный) и промышленную зону по улице Камской, дополняя завершающий кольцо ход по улице Судостроительной – ул. Киевской.
Транспортное обеспечение острова Октябрьский планируется вести в соответствии с проектом планировки, утверждённым Правительством РФ, с корректировками по очерёдности строительства третьего эстакадного моста и последующей прокладкой трамвайной линии.
Южный жилой район должен стать одним из основных направлений нового жилищного строительства. Для связи нового района с основной частью города планируется реконструкция и новое строительство системы улиц, проходящих в меридиональном направлении от места пересечения ул. Толстикова и ул. Батальной. Данный проект призван улучшить как транспортную доступность самого Южного жилого района, так и связь Левобережного района с центром. Предусмотрены: реконструкция улицы Инженерной с расширением проезжей части до 4 полос и укладкой трамвайного полотна, реконструкция улицы Киевской с монтажом трамвайных путей, строительство нового путепровода через пути станции «Калининград», реконструкция 2-го Трамвайного переулка с расширением дороги, строительство виадука для связи улиц Киевской и Железнодорожной, расширение самой улицы Железнодорожной, строительство мостового перехода через Преголю с автомобильной развязкой у двухъярусного моста.
На пересечении Аллеи Смелых и улицы Дзержинского планируется организовать круговое движение и построить улицу, ведущую на остров Октябрьский через реку.
Но на всё это раздолье для проектировщиков и дорожных строителей, похоже, денег в ближайшие 10 лет не предвидится. Кончились.