«Дети должны быть в вечном тонусе!»

16.11.2015 14:00
   


«Дети должны быть в вечном тонусе!»

В просторном холле новой школы № 56 стоит огромный глобус, который учителя и ученики в шутку называют «местом встреч и расставаний». Отсюда мы и начали экскурсию вместе с директором Александром Коломийцем.

Школа в форме буквы «А»

- Александр Владимирович, вы как-то упомянули, что школа имеет форму буквы «А». Почему?

- На месте нашей школы когда-то была другая. Она строилась по литовскому проекту, из литовских составляющих. После распада СССР хозяйственные связи прервались и строительство приостановилось. Школа очень долго стояла и была абсолютно другой формы. Затем было принято решение построить на этом месте новую школу, огородили территорию, и она получилась углом – в форме буквы «А», если смотреть сверху. Школа № 56 – это индивидуальный проект, привязанный к территории.

- Какие-то ещё архитектурные, интерьерные особенности у школы есть?

- Школа очень большая – 4 га земли, чтобы обойти школу снаружи, нужно пройти 680 м, по ограждению – 980 м.

Я благодарен строителям, что они прислушались к нашим пожеланиям, и школа выглядит именно так, как должна выглядеть современная школа. Например, по проекту внутренний двор должен был покрывать асфальт, но мы настояли на камне, причем разных цветов – красные квадраты по периметру служат ориентирами для классов для построения на линейку. Посередине центрального квадрата есть небольшой черный люк – он предназначен для установки новогодней ёлки, а подведённое к нему электричество позволяет ёлке светиться и крутиться.

По проекту в школе предусматривались наливные полы, однотонный цвет стен. Стройка приостановилась примерно на три месяца, так как мы согласовывали проект и в итоге настояли на разных цветах, их комбинации. Потом подбирали диванчики и шторы в коридорах под цвет стен.

В школе 27 туалетов, и вы не встретите ни одного одинакового, ведь на каждый был сделан свой проект, который тоже долго согласовывался со строителями.

Наша школа оборудована специальным лифтом для плохоходящих детей и детей на инвалидной коляске.

У нас есть отдельный вход для начальной школы, а также четыре гардероба: свой гардероб для малышей из первого класса, гардероб для начальной школы, гардероб для учеников с 4 по 8 класс и гардероб для старшеклассников - с 9 по 11 класс.

- А сколько в школе всего учеников?

- В школе учатся 1 216 учеников. В школе 64 учителя, а всего коллектив школы состоит из 108 человек. Одновременно в школе находится примерно 1 300 человек.

естественно-научная лаборатория для начальной школы.JPG

Ученики начальной школы в естественно-научной лаборатории

«Управляемый хаос»

- Школа открылась всего три года назад. С какими трудностями вы столкнулись в самом начале?

- Первый год, когда школу только открыли - в 2012 году, тут был настоящий управляемый хаос – собралось более тысячи детей, более сотни сотрудников, никто не знает друг друга. Начинать всегда сложно, только появлялись какие-то наработки, что-то приходилось убирать вовсе, что-то, наоборот, добавлять. Но сейчас школа работает как механизм, занимает определённые позиции среди других школ.

Например, по итогам этого года школа вошла в десятку лучших школ Калининградской области по результатам ЕГЭ по русскому языку, по математике – у нас профильный 11 класс. Отличный результат показали на экзамене по русскому языку 9-е классы. В прошлом году мы занимали 8-е место муниципального этапа олимпиад в Калининграде. Математика базовая – вторые после ШИЛИ.

- Какие-то отклики от коллег по поводу работы школы уже есть?

- Да, нам всегда приятно услышать мнение коллег и гостей нашей школы. Примерно год назад я был в Каунасской школе, представители которой до этого приезжали к нам. Так вот там мне сказали: «Мы были у вас, и у вас есть контроль доступа в школу. Мы такой же сделали. У вас есть 3D-кинотеатр – и мы такой же себе сделали».

- Александр Владимирович, то есть в школу ученики могут попасть по какой-то специальной карте?

- Да, у каждого ученика есть карта учащегося, благодаря которой ребенок может не только попасть в школу и выйти из неё, но и оплатить свой обед в столовой и взять книгу в библиотеке.

Кроме того, можно подключить специальную услугу, и родители будут получать смс-сообщение со временем, когда ребёнок пришел и ушел из школы. У нас в холле стоит терминал Сбербанка, и родители могут внести на карту определённую сумму. Деньги с карты можно потратить в столовой, причём родителям также приходит смс-сообщение о списании средств с карты дочери или сына, и они всегда знают, когда нужно пополнить баланс. Плюс ещё состоит в том, что у ребенка нет наличных денег, и он не потратит их на чипсы в соседнем магазине. К тому же благодаря карте существенно увеличивается пропускная способность в столовой, ведь не нужно считать сдачу, искать мелочь и так далее.

- Какие-то ещё идеи применения карты у вас есть?

- Мы просим наших разработчиков подготовить один интересный вариант: связать по карте посещение медицинского кабинета в школе и кабинета врача в детской поликлинике, чтобы автоматически данные обновлялись и появлялись и там, и там, то есть оба врача будут в курсе проблем ребёнка. Пока это только в работе и зависит не только от системы образования, но и от системы здравоохранения.

бассейн.JPG мини-типография.JPG

Школьный бассейн и мини-типография

«Школа работает 13 часов в сутки»

- В вашей школе всегда много народу, какое бы ни было время на часах. Это связано с многочисленными секциями и дополнительными кружками, которые есть в школе?

- Мы начинаем работу в 8:00, и в 20:30 заканчивает работу последний школьный кружок. Наши дети помимо основного образования получают образование в филиалах музыкальной школы, художественной школы, которые расположены в школе, у нас работает 8 филиалов спортшкол – от шахмат до лёгкой атлетики, баскетбола, тенниса, волейбола, футбола. Ещё у нас есть зал хореографии.

Для уроков физкультуры и спортивных занятий у нас оборудованы школьный стадион, две спортивные площадки на улице для групп продлённого дня, а также два спортивных зала – на 500 кв. м и 600 кв. м, которые разделены по видам спорта: один предназначен для волейбола и баскетбола, другой - для волейбола и футбола. Каждый зал оборудован табло, радиотехнической рубкой и так далее.

Также у нас есть большой бассейн. Ученики с 5 по 11 класс посещают обязательный третий урок физкультуры – плавание. По системе платных дополнительных образовательных услуг дети обучаются синхронному плаванию, просто плаванию, бесплатно можно научиться играть в водное поло. Причём наш тренер – единственный в регионе, кто обучает детей данному виду спорта. На платной основе у нас работают курсы английского языка, а также польского языка, которые ведёт специально приглашённая пани из Ольштына. Всего у нас работает 107 дополнительных групп.

- Вы уже сказали, что в школе есть 3D-кинотеатр. Чем ещё вы можете удивить?

- Вообще, в проекте кинотеатра не было, на его месте должна была располагаться каталожная, но поскольку у нас всё в электронном виде, то необходимость в ней отпала. Зал 3D-кинотеатра рассчитан на 42 ученика. Здесь проходят как уроки, так и дополнительные занятия, бывают группы продлённого дня, фильмы показываются как в обычной, так и 3D-проекции.

У нас есть и своя телестудия, где ребята записывают короткие выпуски новостей и освещают различные мероприятия из школьной жизни, а на нашей мини-типографии печатается школьная газета.

Ещё у нас есть Музей книги. Зачем мы его сделали? Сейчас все переходят на электронные форматы, и мы хотели, чтобы дети не забыли, что такое бумажный носитель, бумажная книга. Один меценат подарил нам Церковный устав, датированный XVI веком. Очень ценный экземпляр. Поскольку школа располагается на улице Карамзина, то в нашем музее есть несколько книг XIX века Николая Карамзина.

Ещё у нас есть зимний сад, так называемая зона отдыха, зона цветов. Здесь учителям можно прийти и отдохнуть, здесь также проводят свои занятия психологи, экологи, проходят встречи и переговоры.

«Показываем принадлежность помещения к предмету, но не раскрываем его содержания»

- Александр Владимирович, я знаю, что в вашей школе недавно открылись кабинет робототехники и естественно-научная лаборатория.

- Совершенно верно. В этом году мы открыли класс робототехники, который рассчитан на учеников с 1 по 11 класс: малыши собирают конструкторы из Лего, ученики среднего и старшего звена работают на специальных мини-компьютерах, создают необычные программы. Например, ребята создали руку-манипулятор для игры на клавишах, причём клавишный инструмент – это своеобразный большой планшетный компьютер, над которым подносится рука-манипулятор и наигрывается мелодия.

Для начальной школы мы сделали естественно-научную лабораторию, где дети изучают физические явления, проращивают семена, каждый выполняет своё задание. Здесь же установлена трибуна для выступлений и имеется большой стол для обсуждений.

Мы окончательно перешли на государственные образовательные стандарты, которые предусматривают внеурочную и урочную деятельность, когда они разумно дополняют друг друга. Например, ребёнок полученные знания в первой половине дня может вложить в практическую работу во второй половине дня.

- Я заметила, что в школе каждый класс предназначен для определённого предмета.

- Да, у нас «свои» классы для уроков химии, биологии, географии и так далее. Мы показываем принадлежность помещения к предмету, но не раскрываем содержания предмета. С помощью карт, глобуса, химических формул, фотографии Эйнштейна, имитации паруса создаётся определённая располагающая атмосфера.

Кроме того, наши классы оборудованы особой системой. Например, ребёнок долго болеет и не может ходить в школу. Тогда он включает дома компьютер, настраивает камеру, которая соединяется с аппаратурой в школьном классе, и ребёнок таким образом «присутствует» на уроке – его видят учитель и одноклассники, он видит их. Для этого в классах установлены камера и монитор.

- Мы с вами заглянули в несколько классов, и везде количество учеников не превышает 10 человек. Почему?

- Это старшеклассники. Дело в том, что 10-е и 11-е классы у нас профильные – химико-биологический, физико-математический, социально-экономический и другие. Ребята идут по своему профилю, и у них разный учебный план: например, у физиков 6 часов физики, у социально-экономического класса - всего 2 часа в неделю. У ребят есть некоторые общие предметы, которые они изучают вместе, а потом расходятся по профилям.

В первый год обучения у нас не было профильных классов, не было 11-го класса, а сейчас у нас два 10-х класса и два 11-х класса, на них нужно 8 кабинетов.

Мы также делим учеников после начальной школы, у нас есть класс более высокого уровня. Также мы формируем предпрофильные классы – 8-е классы, которые после 9-го класса составят основу профиля для старшей школы.

IMG_0175.JPG

В школе № 56 можно научиться играть и в настольный теннис

- Как я поняла, первый выпуск у вас был только в прошлом году.

- Да, в 2014 году в нашей школе был первый выпуск. Выпустились хорошие дети, я им признателен, очень интересная команда – активные, общительные, успешно сдали экзамены, многие традиции, которые сейчас существуют в школе, были ими заложены.

У нас хорошие показатели по ЕГЭ, но всё равно дети должны быть в вечном тонусе перед сдачей экзаменов, так что уже сейчас в нашей школе идёт активная подготовка к выпускным экзаменам, дети уже определились, какие предметы будут сдавать. Школьные психологи помогают ребятам настроиться и, самое главное, не паниковать перед экзаменами.

- А как вы поощряете своих учеников?

- У нас существует школьный рейтинг, итогом которого служит бесплатная поездка. В первый год наши ребята ездили по направлению Прага - Дрезден, потом были в Праге и Вене, около 40 детей прошли обучение в Центре одарённых детей. В рейтинге участвуют ученики с 5 по 11 класс, отправляются ребята обычно на неделю.

кабинет физики.JPG

Кабинет физики

- Проведение каких мероприятий уже стало традицией в школе?

- Любим «Что? Где? Когда?» - у нас действительно сильная команда. Также празднуем Масленицу, которая обычно совпадает по времени проведения с благотворительным марафоном «Ты нам нужен!». Уже два года мы идём в лидерах по сумме собранных средств для марафона, отдаём примерно 80% собранных на масленичной ярмарке во дворе школы средств. На нашей Масленице бывает около 800-1000 человек!

Наши ребята с удовольствием отправляются в лагерь «Юный патриот», участвуют в программе «Мы - россияне!».

Вы знаете, нам очень помогают родители учеников, которые оказывают большую помощь в проведении мероприятий, экскурсий, - можно сказать, живём одной большой семьей. Это очень хорошо, ведь, где есть такая позиция родителей, там и будут хорошие результаты.

Школа – это интересный механизм, затягивающий, уже по-другому жизнь свою не представляешь.

© Анна Михайлова, специально для информационного агентства Русский Запад