В среду, 18 ноября 2015 года, Арбитражный суд Калининградской области в восьмой раз за 2015 год привлёк к административной ответственности одну из компаний группы «БалтАвтоЛайн». Понести административную ответственность по части 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) пришлось ООО «БалтАвтоЛайн 6» – за «осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». Решение суда может быть обжаловано, но его исполнение должно произойти немедленно, то есть с фирмы будет взыскан штраф в размере 30000 рублей.
Ноябрь
«БалтАвтоЛайн 6» работает перевозчиком в Калининграде, обслуживая маршруты «автобусов малого класса», то есть микроавтобусов – № 72, 73, 80, 81, 82, 83, 88. По данным суда, фирма владеет древней лицензией, выданной ещё до вступления в должность губернатора Георгия Бооса – 1 августа 2005 года.
Формально конкурс на обслуживание городских маршрутов малыми автобусами выиграла головная фирма ООО «БалтАвтоЛайн». И именно она указывается на официальном сайте муниципалитета в разделе «Транспорт». Но правовая ситуация позволяет любой из группы компаний впрыгнуть на маршруты. Благо у всех фирм один общий собственник и генеральный директор – заместитель председателя городского Совета депутатов Калининграда Сергей Леонидович Донских. В горсовете Сергей Леонидович председательствует в комиссии по развитию дорожно-транспортного комплекса – как раз по своему профилю профессиональной и основной деятельности.
На этот раз «БалтАвтоЛайн 6» в суде не стал возражать по существу, де-юре признав вменяемые компании нарушения. Их установило Управление государственного автодорожного надзора по Калининградской области (УГАДН) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на плановой выездной проверке ещё 11 сентября 2015 года.
В списке традиционные (об этом – ниже) для «БалтАвтоЛайна» нарушения:
- ведение графиков работы (сменности) водителей – ООО не контролировало соблюдение режима труда и отдыха водителей;
- превышение продолжительности ежедневной работы водителей – 10 часов (при суммированном учёте времени);
- отсутствие показаний одометра (измерение общего пробега);
- техническое состояние сидений в автобусах не соответствует нормам;
- в микроавтобусах не указывались фамилии водителей.
Для группы «БалтАвтоЛайн» текущее привлечение к административной ответственности почти по одним и тем же основаниям – уже восьмое за этот год. В Арбитражном суде Калининградской области компания с недавнего времени – довольно частый гость. И месяца не прошло после вынесения предыдущего решения.
Октябрь
22 октября 2015 года арбитражный суд привлекал к ответственности ООО «БалтАвтоЛайн два». Правда, по другой норме – части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. От части 3 она отличается только словом «грубый»: дословно – «осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». Лицензия на работу «БалтАвтоЛайн два» № ААС-39–204138 датируется выходным днём – 1 января 2013 года – и выдана, как значится в деле, «в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 280». Акт проверки УГАДН выдан 10 сентября 2015 года. В связи с более тяжким характером нарушений компании светило административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, но суд ограничился штрафом в размере 40 000 рублей.
Список нарушений – примерно тот же. При проверке УГАДН обнаружило водителя А. В. Холодова, которому фирма разрешила 14 августа 2015 года работать 16 часов 58 минут вместо допустимых 12 часов. То есть водитель крутил баранку лишних 5 часов за сутки. И за сутки до этого водитель А. В. Холодов не вылезал из-за руля. 13 августа 2015 года по его путевому листу можно было определить, что на работе он провёл 16 часов 4 минуты при допустимых 12 часах.
Такой график работы, если экстраполировать ситуацию на весь персонал, в группе «БалтАвтолайн», очевидно, норма.
Водитель Н. А. Алёхин, о нём тоже говорится в деле, 15 августа 2015 года работал 16 часов 18 минут вместо 12 часов. Понятно, что без разрешения руководства компании так долго проводить время в маршрутке он бы не смог. Тот же водитель Н. А. Алёхин 3 и 15 августа 2015 года отпахал две смены – первую и вторую. Для отчёта фирма приготовила график, по которому он должен был выйти только во вторую смену.
4 и 5 августа 2015 года в рабочем графике Н. А. Алёхина значились как «еженедельный отдых». По факту он работал и в первую, и во вторую смену.
УГАДН обнаружило, что даже при таком напряжённом режиме ни Холодов, ни Алёхин руководством «БалтАвтоЛайн 6» (а это всё тот же Сергей Донских) не обязывались проходить регулярные «обязательные предварительные медицинские осмотры».
ООО «БалтАвтоЛайн 6» нарушения даже не оспаривало.
Сентябрь
Совпадение или нет, но предыдущее решение арбитражного суда по группе «БалтАвтоЛайн» было вынесено 22 сентября 2015 года. Всё по той же части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что и в ноябре.
На этот раз привлекли к ответственности ООО «БалтАвтоЛайн три» (лицензия АСС-39–204645 от 12.09.2013 года). У всех компаний один и тот же адрес (проспект Мира, 193) значится в качестве юридического. Скрывать нечего.
Фирма не сопротивлялась вовсе, не прислав в суд представителя, не заявив возражений и не направив отзыв на заявление УГАДН, проверявшего компанию ещё в июне 2015 года.
Список нарушений – типичный:
- не проводятся специальные инструктажи с водителями;
- водители перерабатывают: И. А. Казаков работал 2 июня 2015 года 15 часов 1 минуту, С. М. Михеенко в тот же день – 13 часов 28 минут, П. П. Луньков за сутки до этого – 14 часов 31 минуту, Ю. А. Маликов трудился 14 часов, водитель С. В. Манукян тоже был за рулём 14 часов 4 минуты вместо положенных 12 часов.
Всё остальное читается как дежавю: не проводятся «обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры всех водителей», «на предприятии на всех АТС истёк срок эксплуатации, а также недостаточное количество огнетушителей». АТС – это автотранспортные средства. Суд назначил штраф в размере 30 000 рублей, поскольку – внимание! – «суд учитывает совершение административного правонарушения впервые (сведения об обратном в материалах дела отсутствуют)». Действительно, формально ведь все фирмы из группы «БалтАвтоЛайн» – совершенно разные. Общий учредитель и гендиректор – не в счёт. Имеют право!
Очевидно, судье Ю. Д. Залужной, рассматривавшей дело 22 сентября 2015 года, не сообщили коллеги, что ООО «БалтАвтоЛайн три» с тем же ОГРН и ИНН было гостем в Арбитражном суде Калининградской области совсем недавно. А именно - ровно три месяца назад – 22 июня 2015 года.
Июнь
Только в тот раз название компании писалось как «БалтАвтоЛайн 3», а не «БалтАвтоЛайн три». Намеренно или нет, сказать трудно, потому что это одна и та же фирма. Впрочем, и то, и другое название правильные, только в полном наименовании значатся буквы («три»), а в сокращённом – цифры (3).
22 июня 2015 года заявление УГАДН о привлечении перевозчика к ответственности рассмотрел судья С. Г. Ефименко. Проверка была внеплановой и назначенной по приказу врио начальника УГАДН И. В. Обыночного от 19 марта 2015 года.
Проверяющие вмешались в работу «БалтАвтоЛайн 3» вовремя. Они застукали водителя С. В. Костюкова за рулём 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 14, 15 и 16 марта 2015 года. При этом никакого допуска «к самостоятельной работе» у него не было. По сути, пассажиров в эти дни, в том числе и праздничные (8 марта), обслуживал стажёр на свой страх и риск. Пассажиры об этом не знали.
Более того, фирма выпустила С. В. Костюкова на линию, даже не проведя обязательный медицинский осмотр. «Прицепом» пошли нарушения при оформлении путевых листов.
ООО «БалтАвтоЛайн 3» обязали уплатить штраф. Как следует из базы правовой информации, оспаривать решение суда компания Сергея Донских не стала.
1 июня 2015 года было знаменательным днём в жизни «БалтАвтоЛайн». В этот день в арбитражном суде рассматривалось сразу два дела против группы компаний.
Судья С. Г. Ефименко привлёк к ответственности по коронной части 3 статьи 14.1 КоАП РФ головную фирму «БалтАвтоЛайн».
Этому предшествовала плановая выездная проверка со стороны УГАДН. 20 марта 2015 года управление выявило, что с начала 2014 года фирма не проводит сверку «ДТП с органами ГИБДД», а журнал и вовсе отсутствует. Не обнаружило управление и следов специальных инструктажей. Негде было обнаруживать, поскольку соответствующий журнал также отсутствовал.
УГАДН выявило нарушения режима труда и отдыха, а также «случаи нарушения внешнего оборудования всех транспортных средств».
Суд назначил штраф в размере 30 000 рублей, который ООО «БалтАвтоЛайн» не стало оспаривать.
В тот же день с другой фирмой Сергея Донских – ООО «БалтАвтоЛайн 2» – в том же суде разбиралась судья Ю. Д. Залужная. В октябре, как сказано выше (смотрите дело за октябрь), эта фирма проходила по судебным документам уже как ООО «БалтАвтоЛайн два».
В первый раз в 2015 году «БалтАвтоЛайн 2» проверялся УГАДН с 11 по 20 марта 2015 года. История здесь та же, что и с ООО «БалтАвтоЛайн»: никакой сверки ДТП с органами ГИБДД с начала 2014 года. Впрочем, было бы удивительно, если бы это было иначе, учитывая, что и гендиректор, и собственник – один и тот же.
Почти традиционное отсутствие специальных инструктажей, как и традиционное нарушение режима труда и отдыха водителей. При максимально разрешённых 12 часах (что, вообще говоря, тоже довольно много – подтвердит каждый, кто за рулём профессионально) водители крутили баранку гораздо больше:
Ш. А. Юлдашев – 14 часов 32 минуты;
С. П. Бахарев – 14 часов 49 минут;
А. А. Богомолов – 15 часов 7 минут;
А. П. Шелковский – 15 часов 10 минут;
Р. М. Полывянов – 14 часов 52 минуты.
Понятно, что вина водителей тут довольно опосредована, поскольку трудятся они не на себя, а на «БалтАвтоЛайн 2». Потому и штраф был назначен тоже на фирму – 30 000 рублей. Оспаривать наказание компания не стала.
Апрель
По данным судебной картотеки, это первый месяц в 2015 году, с которого начала свой поход по арбитражным процессам группа компаний «БалтАвтоЛайн».
ООО «БалтАвтоЛайн один» (не путать с ООО «БалтАвтоЛайн») привлекли к ответственности за работу с нарушением условий лицензии. Лицензию эта фирма получила 1 января 2013 года, как и «БалтАвтоЛайн два», только номер другой – АСС-39–204136.
Проверку провёл государственный инспектор УГАДН 5 февраля 2015 года. До этого, 29 декабря 2014 года, микроавтобус «БалтАвтоЛайн один» участвовал в дорожно-транспортном происшествии. Компания должна была составить акт служебного расследования после ДТП. Его составили, но инспектор не обнаружил там целого ряда ценных сведений – например, о том, соблюдал ли водитель в период до ДТП режим труда и отдыха. Проще говоря, высыпался ли он до того дня, когда попал в аварию?
Список нарушений обширен. Например, обнаружились путевые листы, в которых вовсе не указывались Ф. И. О. водителя. Кто ездил и зачем, задним числом было уже не установить.
«БалтАвтоЛайн один» наказали штрафом в размере 30 000 рублей. Оспаривать его общество не стало.
Приведённые примеры не охватывают часть судебной практики группы компаний «БалтАвтоЛайн» – в судах общей юрисдикции. «Русский Запад» постарается восполнить этот пробел.
Однако прокурорские проверки уже показывали, что решения суда не идут впрок руководству компаний «БалтАвтоЛайн». Для примера, 19 октября 2015 года прокуратура Ленинградского района г. Калининграда установила, что водители в ООО «БалтАвтоЛайн» проходили медицинский осмотр за свой счёт, а специалистом по охране труда, причём без оформления документов, в фирме трудится совершенно «левый» человек, который даже не проходил обучение технике охраны труда.
Можно предположить, что общественность ещё не раз услышит из арбитражного суда о привлечении компании к ответственности – в очередной раз. Не пора ли проверить, насколько в целом компании «БалтАвтоЛайн» исполняют условия выданных им лицензий?
* Материал опубликован в газете «Русский Запад» от 25 ноября 2015 года (по ссылке - весь выпуск).