Вопреки прогнозам ритейлеров на сезонное повышение спроса, в предновогодние дни и период самих новогодних праздников в торговых центрах упала посещаемость и, как следствие, сократились продажи. Население страны экономит практически на всем и планомерно переходит в режим «сберегательного потребления».
Предновогодние дни, которые, как правило, радовали ритейлеров всплеском продаж, ушли в прошлое, пишет «Коммерсант». Согласно анализу компании Watcom, посещаемость торговых центров в период с 21 по 27 декабря 2015 года упала на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 20%, если сравнивать с данными двумя годами ранее. «Посещаемость в предпоследнюю неделю перед новогодними праздниками не совпала с надеждами ритейлеров, рассчитывающих на бурное повышение продаж», - поясняет президент Watcom Роман Скороходов. По данным исследования, проведенного в конце 2015 года компаний IRG, 63% россиян планировали сократить свои траты на новогодние праздники. 40% граждан хотели уменьшить расходы на подарки, за новогодний стол рассчитывали выложить меньше денег 35% россиян, от различных излишеств и деликатесов отказаться 20%. В прошлом году среднестатистическая российская семья готова была потратить на новогодние праздники не более 17000 рублей, из которых основная часть – 6,6 тыс. рублей – на подарки. Около 5,5 тыс. рублей - на развлечения, а на праздничный стол - 5000 рублей.
Как отмечают аналитики компании Watcom, в сами новогодние праздники снижение продаж продолжилось: в первые семь дней нового года торговые объекты лишились еще 7,26% покупателей в сравнении с предыдущей неделей и 5,9% по отношению к аналогичному периоду 2014 года.
По данным исследования Fashion Consulting Group и KupiVIP, в начале декабря 2015 года в связи с ростом цен 76% клиентов торговых сетей рассчитывали израсходовать меньше на приобретение одежды и 60% хотели сократить траты на обувь. Как поясняют аналитики, растет количество граждан, которые все чаще и чаще переходят в режим «сберегательного потребления», сокращается число быстрых покупок. С этим мнением соглашается и директор направления «Недвижимость» консалтинговой компании Strategy Capital Advisor Наталья Круглова, которая считает, что спад продаж в новом году закономерен и сохранится в ближайшем будущем.
Однако генеральный директор Praktika Development Булат Шакиров уверен, что существующие проблемы задели не всех ритейлеров. «В большинстве случаев сегодня страдают новые объекты, у которых достаточно много нереализованных площадей, а также старые строения из-за невыгодного наполнения. В популярных точках продаж посещаемость растет», - настаивает он.
По мнению Кругловой, за прошлый год доходы торговых центров снизились на 10-30% в связи с уменьшением ставок по аренде, падением оборота и смены арендаторов. «Сейчас мы наблюдаем планомерное снижение поступлений денежных средств от аренды, которое в основном происходит из-за спада оборота, нежели снижения ставок», - рассуждает она. Согласно неменяющемуся сценарию Министерства экономики России, неудовлетворительная динамика сохранится, реальные доходы населения сократятся на 3,7%, оборот розницы на 2,7%, а население страны будет по максимуму экономным.
Сокращение посещаемости в торговых центрах и продаж ритейлеров не настолько огромно, чтобы уже сейчас говорить об уменьшении стоимости арендной платы, считает директор по управлению компании BlackStone Keeping Company Ольга Штод. «У владельцев площадей есть альтернативные инструменты, такие как отмена индексации, переход с фиксированной ставки на проценты и другие», - подчеркивает она. Такого же мнения и Шакиров, который заявляет, что спад показателей посещаемости объекта редко является причиной для уменьшения ставок по аренде.
© Информационное агентство Русский Запад