Все мы уже давно привыкли при посещении магазинов проходить одну и ту же процедуру. Выгружая выбранные товары на ленту кассы, их сканируют, после чего объявляют сумму нашей покупки. Так вот, те полоски, которые кассир ищет на упаковках товаров или ценниках, чтобы пройтись по ним красными лучами сканера – штрихкод. Сегодня он присваивается любому товару, который бы мы не встретили в магазине. Началась вся эта история с кодированием в конце 40-х годов прошлого века, когда деятельный американец придумал автоматизировать процесс распознавания товара и покупки.
Главное орудие, благодаря которому эта процедура стала возможна – сканер. Кстати, сегодня они универсальны и находят применение не только в торговле, но и в логистике, ведении складского учёта, приёмке и отгрузке, а также в сфере услуг.
Современные модели сканеров позволяют считывать трудно распознаваемые, выцветшие и сильно потёртые штрихкоды. Если же сканер по какой-то причине не может идентифицировать штрихкод, то кассир всегда может вбить цифры вручную в базу и получить сведения о товаре.
Штрихкод - это физический носитель информации о товаре, который упрощает его учёт. Большинство продаваемых товаров уже имеют свой штрихкод, остальным необходимо его присваивать во время оприходования на склад. Таким образом, кладовщик сразу же может поискать недостающий товар, либо оценить причины его нехватки или избытка.
Каким бывает штрих-код и зачем покупателям, знать об этом?
На сегодняшний день наиболее распространены линейные штрихкоды, которые представляют собой набор полосок, расположенных в одном направлении. Штрихкод наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. Штриховой код должен наноситься на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм от краев. Допускается нанесение на боковую стенку упаковки, на этикетку в правом нижнем углу. На мягких упаковках выбирают место, где штрихи будут параллельны дну упаковки.
Штрих-код не должен размешаться там, где уже есть другие элементы маркировки (текст, рисунки, перфорация).
Стандарты линейных штрихкодов:
· EAN – европейская нумерация (EAN-8 состоит из 8 цифр, EAN-13 — используются 13 цифр),
· Такие ШК могут нести уникальную зашифрованную информацию о товаре (до 30 символов).
В системе EAN шифруется 13 цифр. Первые 2 цифры представляют собой код страны, следующие 5 цифр – код предприятия-изготовителя или продавца, далее 5 цифр – это код товара, и последняя – это цифра для контроля правильности сканирования.
Если вы приобретаете товар российского производства, а на упаковке нет штрихкода, то это означает, что данная продукция не продаётся на экспорт.
Также взглянув на первые две – три цифры кода, вы можете определить страну-производителя, точнее национальную организацию, в которой было зарегистрировано предприятие-изготовитель. Так вы поймёте, не выдает ли продавец китайский ширпотреб за итальянский эксклюзив.
Принято считать, что правом нанесения штрихкода обладает исключительно компания-производитель. Однако и это - глубочайшее заблуждение современных потребителей. Таким правом помимо, конечно же, кроме самого производителя обладают:
владельцы товарного знака;
импортёры;
поставщики.
В большей степени пользу штрих-кода в своей работе ежедневно могут ощутить владельцы магазинов, крупных торговых точек, поставщики и производители. Ведь с его помощью удаётся идентифицировать товар в автоматическом режиме, занести всю информацию о нём в базу данных, что существенно в итоге упростит процесс учёта продукции, её продажи, и даже возврата не понравившегося покупателю товара. Помимо автоматизированной идентификации товаров с помощью машиносчитывающих устройств, контроля и учёта товарных запасов, управления товародвижением, наличие штрих-кода влияет и на повышение скорости и культуры обслуживания покупателей. Обеспечивая наиболее точными данными при проведении маркетинговых исследовании и анализе предпочтений потребителя.
И что одинаково важно как для покупателя, так и для представителей торговли, штрих-код позволяет распознавать информационную фальсификацию, сопровождающую обычно другие виды подделок.
Сегодня широкому покупателю по штрих-коду доступна только информация о стране-изготовителе или продавце товара и фирме, изготовившей товар.
По словам руководства Россельхознадзора, уже в ближайшие два года информативность штрих-кода станет гораздо ощутимее. Например, покупая пачку молока, можно будет узнать, где доили корову, и какие лекарства она получала. Или кто работал в смену, когда разливалась определённая партия упаковок молока. Или сколько рыбы поступило на перерабатывающее предприятие, и какое количество филе из этого сырья получилось. И так по многим съедобным товарам. Сейчас вопрос остаётся за техническими деталями. Первые "расширенные" штрих-коды покупатель сможет отсканировать любым смартфоном уже в 2017 году.
Первые шаги к этому уже сделаны. QR-коды все плотнее начинают использоваться в ритейле. Некоторые иностранные торговые компании еще несколько лет назад начали предлагать покупателям сделать заказ товаров на дом, просто сканируя телефоном код продукта на билборде.
QR-код - это картинка, в которой зашифрован небольшой кусок текста, например ссылка на какую-нибудь интернет-страничку. Удобен для считывания смартфонами, планшетами, веб-камерами и всем тому подобным. Так, что достаточно сфотографировать этот QR-код, и можно сразу оказаться на страничке, которая в нём зашифрована.
.
УЗНАЙ, ЧТО ВНУТРИ!