Граждане Российской Федерации переходят на борщи – без мяса. Как сообщает РБК, со ссылкой на данные исследовательской компании GfK, в 2015 году существенно увеличились продажи картофеля, свеклы, капусты и моркови – так называемого «борщевого набора». Эксперты делают из этого вывод, что россияне предпочитают экономить, готовя больше дома.
Больше борщей
За прошедший 2015 год в России значительно снизились продажи отдельных продуктов. Например, минус по морепродуктам составил 24,9%. На 13% - также в натуральном выражении, а не в денежном – было меньше продано рыбы. На 12,1% уменьшились продажи говядины, на 8,2% - мясных деликатесов.
Исследование GfK проводилось в период с сентября 2014 года по август 2015 года. Его статистическая база основана на оценке потребления 10 тысяч домохозяйств в сельской и городской местности России. У участников исследования дома установлены сканеры штрихкодов, через которые они проводят все покупки, приходя домой.
Снижение продаж говядины и рыбы сопровождалось ростом продаж бакалейной группы. Так, объёмы проданной муки выросли на 13,5%, сухих приправ – 7,9%, макарон – 6,9%, сахара – 4,7%. По данным РБК, подтверждает увеличение потребления бакалеи исследовательский холдинг «Ромир». По данным «Ромир», в целом рост составил 7%.
Часть населения минимизирует свои расходы, наращивая потребления дешёвых, но калорийных продуктов, делает вывод аналитик исследовательской компании BusinesStat Ольга Шипилова. «Также больше людей начинают готовить дома: несмотря на рост цен на продукты, приготовленная дома еда обойдется дешевле, чем в кафе и ресторанах», - сообщила РБК Ольга Шипилова.
Аналитики GfK отметили, что в 2015 году резко выросли закупки недорогих овощей из «борщевого набора». С августа 2014 года по август 2015 года в натуральном выражении стали больше есть капусты на 10%, свеклы – на 8,9%, картофеля – на 6,1%.
Президент группы «Белая Дача» (производитель упакованных овощей и салатов) Виктор Семенов подтвердил в беседе с корреспондентом РБК выросший спрос на продукты питания, которые можно приготовить дома. «У нас больше стали покупать недорогой салат айсберг, винегреты, свекольные спагетти. Сейчас мы стали готовить китайскую капусту, чего раньше не делали».
Росту потребления овощей и корнеплодов способствовало снижение цены на них, о котором сообщил Росстат. По итогам декабря 2015 года, Росстат зафиксировал снижение цены на шесть продуктов: картофель, белокочанная капуста, репчатый лук, морковь, свекла и мясо кур. До 19,91 рубля (-25,3%) за килограмм упала цена картофеля. По данным министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в прошлом году в России собрано 33,6 миллиона тонн картофеля (+15,9% к среднему годовому показателю за предыдущие пять лет) и 16,1 миллиона тонн овощей (соответственно, +12,3%).
23% россиян отметили отсутствие отдельных привычных товаров на полках магазинов в 2015 году.
На 23% увеличился оборот в магазинах-дискаунтерах в стоимостном выражении в 2015 году по сравнению с 2014 годом.
Меньше ресторанов и кафе
Исследование Nielsen от сентября 2015 года, данные которого приводит РБК, пришло к выводу, что 47% граждан стали экономить, не посещая как раньше кафе и рестораны. Количество посетителей ресторанов японской кухни хотя бы раз в месяц снизилось с 36% в 2014 году до 27% в 2015-м, итальянской кухни — с 32 до 25%, кофейни — с 63 до 53%. Исследование проводилось среди 1000 жителей городов России с населением больше 1 миллиона человек.
49% опрошенных сообщили, что с начала 2015 года ни разу не были в барах (в 2014 году - 28%), не наносили визиты в ночные клубы 62% (2014: 45%), а в пабы не пришло 46% (2014: 32%).
Респонденты объяснили изменение своих гастрономических привычек ростом цен и сокращением доходов. По их мнению, «приемлемыми» остались цены только в заведениях быстрого питания (fastfood), столовых и закусочных.
Но даже попав в ресторан, потребители Российской Федерации стали чаще заглядывать в кошелёк – с целью экономии. Как рассказывает РБК, в декабре 2014 года 24% посетителей ресторанов итальянской кухни заказывали сладкое, а в сентябре 2015 года эта цифра упала до 15%. Это существенно. Аналогичное падение произошло и при заказе вина.
При этом выросла доля тех, кто заказывал чай и кофе. То есть, часть посетителей вместо вина стали потреблять безалкогольные напитки с кофеином. Впрочем, в барах потребление пива осталось стабильным.
(с) ИА Русский Запад/аш