Калининград – библиотечная столица России

01.04.2016 11:00
   


Директор Калининградской областной научной библиотеки Нина Рузова

Калининградская областная научная библиотека (КОНБ) – ровесница Калининградской области. 2 июня 2016 года главная библиотека региона отпразднует своё 70-летие. Помимо юбилея, в этом году областную библиотечную систему ждёт ещё одно знаменательное событие. Всероссийский библиотечный конгресс выбрал Калининград новой библиотечной столицей России в 2016 году. Для каждой российской библиотеки присвоение столь высокого звания – это признание заслуг коллегами и показатель успеха в развитии регионального библиотечного дела.

Калининграду предстоит принять у себя Всероссийский библиотечный конгресс - крупнейшее событие в библиотечной сфере. На него ожидаются от 500 до 1000 участников из всех регионов страны.

В преддверии конгресса «Русский Запад» встретился с директором ГБУК «КОНБ» Ниной Рузовой, чтобы узнать из первых рук, как готовится областная библиотека к столь знаменательному событию.

– Нина Александровна, возглавляемому вами учреждению в этом году исполняется 70 лет. Скажите, на ваш взгляд, соответствует КОНБ духу времени и современным требованиям в частности?

– Стаж моей работы библиотекарем - более 40 лет, в должности директора КОНБ я состою уже 21 год. Могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день наша библиотека, как ресурсная, информационная база, как коллектив, способный выполнять те функции, которые возложены на библиотеку, – а это – доведение информации, культурно-массовые мероприятия и акции, общение с людьми, приобщение к чтению – максимально соответствует современным ожиданиям и направлениям. Да, у нас есть явное несоответствие – это материально-техническая база, но на это есть масса объективных причин. Здание своё библиотека получила 70 лет назад. Интересный факт, что одними из первых учреждений, которые одного с областью года рождения, стали библиотеки. Не только областная, но и городская, и 11 районных библиотек. Библиотекам всегда придавалось большое значение. Наверно, ранее особое значение имела идеологическая составляющая, но в то же время библиотека всегда была тем местом, где можно общаться, изучать языки, слушать музыку, читать стихи, заниматься в каких-то кружках. То есть библиотека – это такое полифоническое учреждение, в котором каждый может найти себе место. Кроме того, библиотека – это не только книги, и давно уже не только книги. В библиотеку пришли в своё время и грампластинки, и аудиозаписи, и фильмы, и Интернет.

В последние годы в регионе сделано много для уютного и комфортного пребывания в библиотеках, но, к сожалению, наша библиотека замыкает эту череду улучшений. Большая работа проведена по ремонту городских библиотек, была целая программа по модернизации и оснащению учреждений культуры. А КОНБ располагается в здании немецкого архива, здании неприспособленном. Оно готовится к реконструкции. Но переселить её некуда, а это сложнейший процесс. Да и здания нам никто такого не выделит. Нарушить её деятельность, значит, нарушить деятельность всех муниципальных библиотек, потому что мы тесно связаны: работаем на одной электронной системе, ещё 10 районных библиотек вливаются в наш общий электронный каталог, и если мы закрываем свои серверы, нарушается вся библиотечная сеть в регионе. Так что просто так взять и закрыть библиотеку – это очень сложно. Переселить почти невозможно, а собственных дополнительных площадей нет. Здание слабо подлежащее реконструкции в силу того, что металлические несущие конструкции идут по всему зданию. Кроме всего прочего, это ещё и архитектурный памятник в стиле конструктивизма, и работы на этом объекте сопряжены с ограничениями. Мы движемся к реконструкции с 2002 года, приводим залы в порядок, ремонтируем по мере возможностей, модернизируем собственными силами залы, систему освещения. А такие крупные объекты, как крыша, единственная лестница, пока недосягаемы. Также требуется восстановить лифт, который не работает с 60-х годов. У нас уже есть проект, надеемся, что средства когда-нибудь будут выделены. Нам просто как-то не везёт: едва нас внесли в программу реконструкции, как грянул кризис 2008 года, потом разразился очередной кризис. Конечно, это здание не будет отвечать всем современным требованиям по ряду объективных причин, таким его построили почти 100 лет назад.

– В прошлом году Калининграду присвоили статус библиотечной столицы России. За какие заслуги город получил это звание?

– В 2015 году библиотечной столицей России была Самара. В мае там прошло заседание Всероссийского библиотечного конгресса, где нас выбрали новой библиотечной столицей. Российская библиотечная ассоциация выбрала наш регион в 2016 году по двум направлениям: как таковая библиотечная деятельность – это библиотечное сообщество, чем оно занимается, насколько развивается библиотечное обслуживание. У нас небольшая область, но она имеет вес в профессиональной среде. И второй показатель – как власти относятся к библиотекам. В нашем регионе реализуется ряд серьёзных программ, направленных на развитие библиотек, в том числе компьютеризация, поддержка комплектования, проект по изданию книг местных авторов за счёт правительства, создание и оснащение модельных сельских библиотек. Кстати, в 2014 году лишь 51% библиотек в России был компьютеризован, у нас этот показатель составлял 90%.

Как победителям конкурса,  нам предстоит принять Библиотечный конгресс: со всей страны к нам приедут представители библиотечных ассоциаций, книгораспространители, книгоиздатели, потому что наряду с традиционным конгрессом проходит выставка книжной продукции. Мы ожидаем не менее 500 гостей. Конгресс будет проходить три-четыре дня, после чего мы собираемся организовать для его участников профессиональный тур в Латвию. У нас уже есть договоренность с канцелярией Консульского отдела посольства Латвийской Республики и Латвийской Национальной библиотекой, где пройдут встречи с латвийскими писателями.

^78F45EBF01048707302AEEB0D9552BFAD127D23AD3157B90F2^pimgpsh_fullsize_distr.jpg

Винтовая лестница сохранилась с довоенных времен

– Политика влияет на ваши отношения с зарубежными коллегами?

– Мы независимы от напряжённостей в политической сфере. Конечно, это влияет на наши контакты с зарубежными коллегами, но у библиотек Калининградской области очень давние и прочные связи с библиотеками наших соседей. С польской ольштынской библиотекой мы дружим уже почти 30 лет, с литовскими коллегами поддерживаем тесные контакты, значительно меньше имели контакты с латышскими коллегами, но в значительной части это зависит от работников консульств: есть более направленные на культуру, есть менее. У нас был целый проект со скандинавскими странами, его курировала чеховская библиотека, а участвовали и областные, и муниципальные библиотеки.

Это бесценный опыт, когда видишь, какие библиотеки за рубежом, хочется, чтобы собственные были не хуже, тем более по содержанию, по направлению, по насыщенности деятельностью мы не уступаем. Мы были в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и даже Исландии. У всех библиотек при кажущейся бедности очень активные культурные связи. Сейчас к нам присоединились библиотеки Крыма, им тоже нужно внимание, они к нам приезжали. Поэтому диапазон международного сотрудничества у нас широкий.

– Сколько книг насчитывает библиотечный фонд КОНБ?

– Сейчас в библиотеке около 700 тысяч книг. Это количество немного снизилось по сравнению с предыдущими годами, но это естественный процесс. Книги устаревают. Система комплектования в советское время была несколько другая, количество поступающих книг было серьёзным, а книги были дешёвыми, и государство на эти цели выделяло предостаточно средств. Каждая библиотека уже не может комплектовать всё, что издаётся. В среднем 100 тысяч названий книг издаётся в России, не все из них нужны в библиотеке – есть ведомственные издания, есть не очень, скажем, талантливые. Часть книг издаётся за собственные средства, и в этой среде много необычных произведений, которые не были бы изданы при других обстоятельствах, и это великое благо, потому что у государства нет сейчас таких возможностей помочь всем, и писателю бывает сложно пробиться к читателю. Надо отметить, что снизилась востребованность литературных журналов, а когда-то это была колоссальная ниша, каждая семья обязательно выписывала по одному журналу: «Новый мир», «Юность» и т.д. Все воспитывались на том, что, кроме книг, в семьях были журналы, начиная от «Мурзилки». Так, начиная с детского сада, с самого раннего детства формировалась культура чтения.

На сегодняшний день библиотека всё время озабочена, как скомплектовать всё лучшее и необходимое читателю. Сегодня у нас есть возможность использовать общий библиотечный фонд – это и межбиблиотечные абонементы, и электронная доставка, а при отсутствии у нас необходимого периодического издания мы можем предложить электронную базу, обратиться к коллегам и так далее. Сейчас создаётся электронная национальная библиотека, это тоже даст возможность расширить возможности нашего читателя пользоваться той или иной книгой.

Наш редкий фонд формировался в основном из привезённых сюда после Великой Отечественной войны книг. Что такое редкий фонд? Раритетными изданиями считаются книги до 1831 года, у нас таких около 100 изданий, они подлежат специальному хранению, описанию, передаче информации о них в наш федеральный орган. Редкий фонд состоит из очень разных книг: и прошлых веков, и книг с владельческими пометами – на книге, как на документе, можно обнаружить разные записи и штампы. Это и книги, которые представляют ценность как издание совершенно оригинальное, есть коллекция книг миниатюрного формата, и книги, которые издавались в какие-то определённые периоды, например, в период Великой Отечественной войны, и книги местных писателей: Соболя, Куранова, немного Снегова. Там есть издания и прижизненные, и посмертные. В этой коллекции находится не менее 7 тысяч книг. Редкий фонд не для всеобщего пользования, но, в принципе, не закрытый.

^508320DB9EECB2CA0469E717B94ED36693136D3E9CFAFE4B02^pimgpsh_fullsize_distr.jpg

Калининградская областная библиотека открыла свои двери для посетителей в июне 1946 года

– Есть в КОНБ запрещённые книги? Вы их уничтожаете или прячете под замок?

– У нас есть материалы, признанные экстремистскими, они не уничтожаются, но в открытый доступ они не попадают. Список экстремистских материалов создаётся на федеральном уровне, издания попадают в него только по решению суда, и библиотеки обязаны сверять свои поступления с этим перечнем. Издания попадают в перечень редко. Всего две или три книги я помню за всё время. Одна из книг была про Муссолини, другая тоже была о ком-то из соратников Гитлера. В них были высказывания такого плана, которые можно истолковать как фашистская идеология, в таком случае книга изымается из открытого доступа, не уничтожается, а именно изымается. Если в дальнейшем – случалось и такое, с тем же Хаббардом, – автора «амнистировали», то мы её возвращаем. Не имеет шансов попасть в библиотеку явная порнография.

(с) ИА Русский Запад/дз