Типичный Калининград: Судостроительная

13.04.2016 17:00
   


Софья Синенко

Судостроительная начинается от бывшего кинотеатра «Родина» (сейчас «Киноленд»), огибает Зимнее озеро, где в неё вливается поток автомобилей и людей с улицы Батальной, о которой мы рассказывали в прошлом выпуске.

Пожалуй, это одна из самых непешеходных улиц Калининграда: тротуаров здесь либо не хватает, либо имеющиеся попросту небезопасны. То же можно сказать и о пешеходных переходах. Существующие же переходы зачастую лишены даже «зебры», не говоря уж о маячках и дополнительных отражателях. Днём улицу можно пройти спокойным, размеренным шагом примерно за 30-40 минут, периодически переходя на проезжую часть, то и дело оглядываясь на проезжающие рядом автомобили и автобусы. Последнее: жизненно необходимо.

DSC01605.jpg

Дом культуры –
центр детских надежд

В начале Судостроительной радует глаз культурный островок Московского района – Дом творчества молодёжи «Янтарь». Ранее ДК принадлежал Прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь», в 90-е здание отдали частным предпринимателям, которые чего только в нём ни открывали: от складов до танцплощадок!

– В 1996 году Дома творчества арендовали 18 разных частников, – рассказывает директор ДК «Янтарь» Александра Толмачёва. – После них пришлось делать капремонт. Что здесь было – страшно вспомнить. Одна лампочка на всю комнату, а то и коридор. Туалеты сталинские с нержавеющими убогими тазами, стены выкрашены в тёмно-синий цвет – уныние полное.

Сейчас благодаря многочисленным усилиям и обращениям директора к городским властям Дом творчества выглядит прекрасно: внутри светло, тепло и сухо. В ДК есть своя дизельная котельная. Её в скором времени обещал заменить на современную газовую станцию председатель городского Совета Калининграда.

В секциях и кружках ДК занимаются более 2000 детей. Сюда привозят малышей даже из центра города.

– Раньше мы брали на занятия всех детей подряд. «Теперь, чтобы попасть в ту или иную секцию, нужно пройти конкурсный отбор», – говорит Александра Толмачёва.

Занятия проводятся даже в выходные с 9 утра и до 8 вечера, другой режим работы просто не возможен из-за загруженности помещений и преподавателей. Население района растёт, детей становится всё больше. Вопрос, где заниматься не попавшим в ДК детям, остаётся открытым.

DSC01625.jpg

Понарт не станет «Винзаводом»

Сразу за Домом творчества «Янтарь» находится крупнейший заброшенный пивоваренный завод области – «Понарт». Его состояние угнетает с первого взгляда - кирпич осыпается, стекла разбиты, кованые элементы декора срывает беспощадный балтийский ветер. Ночью бывший «Понарт» выглядит ещё более мрачно. От горожан завод отделен массивной кирпичной стеной. Попасть на территорию формально невозможно – на входе КПП с охраной.

Фотографировать объект можно только с улицы.

«По территории бегают собаки, ваша затея просто небезопасна», – сказал мне один из охранников.

На территории огромного завода работает лишь несколько складов. После кризиса количество арендаторов и предпринимателей сократилось почти в два раза.

По слухам, «Понарт» должен стать крупным туристическим объектом, однако на протяжении последних десятилетий планы так и остались планами. Объект культурного наследия на глазах разрушается погодой и равнодушием администрации Калининграда. При таком подходе «Понарту» не суждено стать аналогом московского культурного центра «Винзавод», хотя для этого у собственников есть все шансы и предпосылки.

Последний слух о «Понарте»: его купил «какой-то немец» и хочет «сделать из него конфетку». Правда, слух так и остался слухом.

DSC01619.jpg

Транспорт

Попасть на Судостроительную можно на общественном транспорте, когда нет пробок. Далеко не все остановки оборудованы скамейками и укрытиями от дождя и ветра. Информацию о следующих сюда маршрутах городских автобусов я обнаружила на единственной остановке «Многопрофильная больница» (Центральная городская клиническая больница) – у бывшего пивкомбината. Единственный автобус, который проезжает по всей длине Судостроительной, – №30. Получить информацию о том, как лучше вернуться в город, сложно даже у местных жителей. Большинство из них не знают, какой из автобусов куда следует. Если под рукой нет смартфона с Интернетом – пребывание на Судостороительной может затянуться.

Велодорожки?

В район я приехала на велосипеде. То, что передвигаться на двухколёсном транспорте здесь трудно и небезопасно, говорить даже не хочется, чтобы оставить велосипед – вам придётся долго и упорно искать хотя бы намек на забор. Велопарковки, как и автопарковки, на Судостроительной не предусмотрены, в принципе, даже у продуктовых магазинов. У калининградского филиала одного из московских университетов единственный велосипед просто пристегнут к забору. Вывод напрашивается один: если вы велосипедист – вам не повезло. Свой велосипед я на страх и риск прицепила к лестнице Йога-центра, где, по словам сотрудника кондитерского магазина, он неоднократно становился объектом внимания «крайне подозрительных лиц».

DSC01677.jpg

«Люди опаздывают»

Общий план улицы оставляет унылое впечатление, но здесь есть куда сходить. В шаговой доступности от Судостроительной – кинозал «Киноленд», возле него, по слухам, планируется открытие велокафе. На Судостроительной, 33, есть еще один культурный центр – бывший Дом культуры «Русь». В 1999 году в помещение переехал Калининградский областной оркестр народных инструментов, который систематически даёт концерты. Оркестр располагает просторным залом на 250 посадочных мест. Единственная проблема – доступ в вечернее время.

– Зачастую зрители опаздывают на концерт на час, а то и на полтора: общественный транспорт стоит в пробке, – рассказывает дирижёр оркестра Андрей Степаненко. – Многие по этой причине и вовсе отказываются приезжать сюда, поэтому мы стараемся выезжать сами. В этом году оркестру исполняется 25 лет, мы получили грант и благодаря ему проведём ряд выступлений к юбилею области.

DSC01654.jpg

Опрос
  • Среди ваших знакомых есть долларовые миллионеры?

    vfi.jpg

Проголосовало 325 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты