Знаменательное событие – 55-летие со дня первого полета человека в космос – было широко отмечено в России 12 апреля 2016 года. Имя первого космонавта известно всему миру – Юрий Гагарин. Его заслуга перед человечеством так же неумолима, как и заслуга тех, кто готовил этот первый в истории полет в такой далекий и неизвестный космос – инженеров, ученых, конструкторов, академиков, докторов и многих других.
О своей жизни и людях, с которыми довелось встретиться, об улыбке Гагарина и испытаниях известных во всем мире самолетов «Русскому Западу» рассказал инженер-испытатель космической и авиационной техники, участник команды инженеров по подготовке полета первого космонавта Юрия Гагарина Альберт Куралёв.
«Танцы с Пьехой и гайка с самолета шпиона Пауэрса»
Альберт Александрович родился в 1936 году в селе Сафоновка Воронежской области. Вместе с мамой, которая была учительницей, переехал в Калининград сразу после войны, в 1946 году. Семья жила в однокомнатной квартире на ул. Светлой, а в школу №1 будущий инженер ходил по Тупикой улице мимо нынешнего Захаровского рынка.
- В школе я учился хорошо, спортом занимался, даже на Первенство СССР по теннису ездил в 9 классе, но хулиганили страшно – то патроны принесем, то порох подожжем прямо в классе, - вспоминает Альбер Александрович. – После школы через военкомат меня «сватали» в Военно-воздушную академию имени Можайского в Ленинграде. Я уже и медкомиссию прошел, и семь экзаменов сдал успешно, набрав 33 балла из 35 возможных, но в последний момент понял, что не хочу быть военным, ходить строем и так далее. И отдал свои документы в Ленинградский институт точной механики и оптики, который с отличием окончил.
В Ленинграде Альберт Куралёв жил в институтском общежитии, куда на вечера в красном уголке собирались студенты с разных институтов.
- Да, один раз даже с Эдитой Пьехой потанцевали, она молодая была тогда, студентка еще, потом уже стала всеми народной и известной певицей, - улыбается Альберт Александрович.
После института Куралёва направили в Научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил Министерства обороны, платформа Чкаловская – это 37 км с Ярославского вокзала.
- Мы разрабатывали систему посадки. Конкретно в мои обязанности входило определение дальности при посадке до точки приземления. Кроме того, мы испытывали самолеты – перелетал на многих - Ту, Як, Ан, – рассказывает Альберт Куралёв.
1 мая 1960 года над Свердловском (ныне Екатеринбург, - прим. РЗ) был сбит самолет американского шпиона Фрэнсиса Гэри Пауэрса.
- Более-менее сохранившиеся детали его самолета отвезли в Колонный зал Дома союзов в Москве на пресс-конференцию, к журналистам, а остальные свалили в ангар. Кто хотел, мог взять какие-то детали самолета себе. Я, например, взял гайку, на которой было написано «MadeinUSA» и пучок проводов в остеклованной изоляции. Столько лет прошло, переезжал много раз, где-то и потерялись они, - вздыхает Альберт Александрович.
Буклет с автографами знаменитых космонавтов
«Гагарин мог быть первым уже только за его улыбку»
Альберт Куралёв проработал в Научно-исследовательском институте два года, когда Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв дал задание советскому ученому, конструктору Сергею Королёву подготовить человека к полету в космос. По всему СССР было отобрано более 3 200 летчиков-испытателей. Затем число претендентов на подготовку к космическому полету сократилось до 20 человек, в число которых вошел и будущий космонавт №1 в мире Юрий Гагарин.
- Впервые мы увидели его где-то 15 января 1960 года и практически сразу 20 отобранных человек стали тренироваться: для них построили специальные тренировочные стенды, лаборатории, центрифуги. Первое время будущие космонавты жили в Москве, недалеко от Центрального аэродрома, уже позже на платформе Чкаловской построили дома и им дали там квартиры, - вспоминает Альберт Александрович.
Невесомость в то время считалась смертельной, хотя в космосе уже побывали и советские легендарные Белка и Стрелка, и Мушка, а от американцев – обезьянки, причем имена они им давали только в случае их успешного возвращения.
- Испытания на невесомость было решено проводить в нашем Ту-104, который оббили матами. Знаменитый летчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай предложил отобрать шестерых из двадцатки, чтобы быстрее и эффективнее проходила подготовка к полету. Вот фамилии тех, кого тогда отобрали: Титов, Гагарин, Быковский, Попович, Карташов и Варламов, - рассказал летчик-испытатель. – Так вот, наш самолет передали в распоряжение генерал-лейтенанта, начальника штаба Военно-воздушных сил, одного из летчиков, который в 30-е годы спас челюскинцев, Николая Петровича Каманина, который был руководителем отряда космонавтов. Меня и еще несколько человек прикомандировали к Ту-104, на котором проходили тренировки на невесомость будущих космонавтов. В наши задачи входило обеспечение работы новейших на тот момент систем посадки и навигации самолета.
Испытания на невесомость начались в августе 1960 года и закончились для первой шестерки 6 марта 1961 года, то есть почти за месяц до исторического полета.
Что представляют собой испытания на невесомость? Самолет поднимается на высоту 10 км, затем выключаются двигатели и в течение 35-40 секунд продолжается «падение». За это время необходимо успеть попробовать пищу из тюбика, записать в журнал свои ощущения и так далее. Далее вновь включаются двигатели, самолет выравнивается и идет на посадку, либо на второй круг. На момент испытаний в самолете находилось по два человека.
- Конечно же, секретность была строжайшей. Мы давали подписку о неразглашении на 30 лет. Вероятность того, что человек вернется после этого полета живым, была 50%. Для международной общественности было заготовлено три сообщения: одно на случай, если Гагарин приземлится на территории другой страны, некролог и сообщение об успешном полете, - рассказывает Альберт Куралёв. – Когда он приземлялся, аппарат сильно крутило, что-то не сработало, но он сумел дотянуться до клапана и остановить вращение, затем уже спустился на парашюте. Если бы приземлился в воду, как раз над Волгой пролетал, не выжил бы, тогда еще скафандры не были приспособлены для этого.
На вопрос, почему, по его мнению, для первого полета в космос был выбран именно Юрий Алексеевич Гагарин, Альберт Александрович ответил: «Помню, этот вопрос часто задавали Королёву, и он почти всегда говорил: «За одну только его улыбку он мог стать первым». Конечно, у него была невероятная улыбка, обаяние, открытость, но и еще он обладал отменным здоровьем, конечно же, и был превосходным летчиком».
О смерти Гагарина Альберт Александрович узнал, будучи в командировке в Воронеже.
- Он очень хотел летать, но два-три года после полета в космос только ездил по разным странам и представлял Советский Союз. Гагарин был дублером Комарова и после того, как тот разбился на самолете, было отдельное постановление ЦК партии, запрещающее Гагарину подниматься в небо. Потом он все-таки добился разрешения на полеты, помогла личная виза Брежнева. В тот злополучный день 27 марта 1968 года Юрий должен был лететь с другим летчиком, но кто-то сверху решил, что он должен вновь полететь с Серёгиным, - вздыхает Куралёв. – Алексей Архипович Леонов в то время был членом комиссии по расследованию причин гибели, начальником центра подготовки космонавтом, давал свое заключение о причинах гибели. Он говорит, что какой-то реактивный самолет пролетел прямо перед гагаринским СПАРКом и они попали в конденсационный след от самолета (белая полоса, состоящая из раскаленных газов) и вошли в штопор. Самолет ушел метров на пять. Сейчас на этом месте обелиск.
Самое интересное, что когда в 1991 году рассекретили архивы о смерти Гагарина, Алексей Леонов не узнал свою подпись под протоколом – она была подделана.
В настоящее время останки самолета запаяны в железные бочки и находятся в подвале в одной из частей в Московском военном округе.
- Надеюсь, через 100-200 лет наука дойдет до того, что по этим останкам установят точную причину крушения самолета Юрия Гагарина, - отметил Альберт Александрович.
«Моя версия о причинах гибели самолета польского президента оказалась верной»
10 апреля 2010 года под Смоленском потерпел крушение Ту-154М Воздушных сил Польши, на борту которого находилось 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский и его жена. В авиакатастрофе не выжил никто.
- После того, как я посмотрел по телевизору полную запись разговора экипажа самолета с диспетчерами, я написал письмо Владимиру Путину, который на тот момент был премьер-министром РФ и председателем государственной комиссии по расследованию катастрофы, изложил свою версию произошедшего, - рассказывает Альберт Куралёв. – Аппаратура, установленная на том самолете, была ровно такая же, как та, что мы испытывали 50 лет назад. Я ее очень хорошо знаю, совершил сотни взлетов и посадок, в том числе с различными неисправностями. Спустя два года я получил ответ, что моя версия будет рассмотрена и проверена следственным путем, потом мне написали, что лично мне ответа не будет, смотрите в интернете, и я посмотрел – моя версия полностью совпала с озвученной официальной причиной.
Альберт Александрович отметил, что пилоты устанавливали высоту по радиовысотомеру, а нужно было по барометрическому высотомеру, то есть по тому, что показывает давление. Затем самолет крылом задел березу.
- По их данным самолет должен был быть на высоте 22 метра, а береза то росла на высоте 11 метров, то есть рассчитали неправильно. Помимо этого, пилотов практически уговаривали идти на второй круг, говорили, что аэродромы не принимают. Но около 40 минут у командира корабля находился помощник министра обороны Польши, это слышно по записи, который и уговорил в итоге пилота садиться. Им давали и Минск, и Москву, но, видимо, посчитали, что оттуда будет далеко ехать, - вздыхает инженер-испытатель. – Знаете, я думаю, что если бы они были без высокопоставленных лиц на борту, то, возможно, поступили бы правильно. Если бы следовали инструкциям, то остались бы живы.
«Горжусь тем, что руку мне жали Туполев, Антонов и Яковлев»
Альберту Александровичу довелось испытывать многие самолеты – знаменитые «тушки» (Ту), легендарные Ан и Як, он облетел весь Советский союз, около 15 лет жил на Севере, в Мирном, затем вернулся в Калининград.
- Мы облетывали посадочные маяки в Адлере, Челябинске, Домодедово, Внуково, Быково в Москве. Самолеты проходили госиспытания и только после этого подписывали документы. Помню, как-то раз Ту-22 успешно произвел стрельбы на ракетном полигоне – мы дистанционно смотрели, как работает наша аппаратура, а летчики проверяли свою аппаратуру. Затем поздравить всех приехал сам Андрей Николаевич Туполев. До сих пор помню, как он пожимал мою руку. И Антонов тоже в ОКБ (опытно-конструкторское бюро, прим. – РЗ) в Киеве, и Яковлев в Москве, - вспоминает Альберт Куралёв. – Знаете, у меня дядька с 30-х годов работал в ОКБ Яковлева диспетчером завода, но даже ему я не мог сказать, чем занимаюсь и с какими людьми доводилось встречаться.
У Альберта Александровича два сына, которые живут и работают в Санкт-Петербурге, по стопам отца они не пошли.
Поздравительный адрес от губернатора к 80-летию Альберта Александровича
- Я гражданский, поэтому, как и все, вышел на пенсию в 60 лет. В 90-е годы, помню, никому не было интересно, чем я занимался, старые заслуги, даже о Гагарине не помнили. Сам читал опрос в те годы, когда у молодежи спросили, кто такой Гагарин, и они называли «предприниматель», «рок-музыкант», - вспоминает Альберт Куралёв. – Я рад, что дети сейчас знают, кто такой Юрий Гагарин, что учителя, родители им объясняют.
Альберт Александрович сегодня желанный гость во многих калининградских школах, он охотно рассказывает подрастающему поколению о том, что когда-то не подлежало огласки. Хочется пожелать этому светлому человеку еще долгих лет жизни, крепкого здоровья и неиссякаемого оптимизма.
(с) ИА Русский Запад/ам