Они называют её «машинка», «тачка» или «робот». Внешне – небольшая игрушка, радиоуправляемая машинка, которую можно купить в любом «Детском мире». «Тачка» нашпигована типовыми микроконтроллерами, платами, датчиками и прочим «железом». Как говорят разработчики «тачки» из Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, это «железо» «вполне доступно в продаже».
Однако основную ценность «машинки» составляет другое. То, что студенты и аспиранты БФУ сделали со всем этим «вполне доступным» оборудованием. Благодаря разработанной студентами и аспирантами БФУ индивидуальной программе робот-«машинка» сам едет по заданному маршруту. При этом он соблюдает все правила дорожного движения, реагирует на сигналы светофора, тормозит, если на пути появляется препятствие, а в самом конце маршрута находит свободное место и аккуратно паркуется, не заезжая на «пешеходную» зону.
Всё это «машинка» делает сама, без какого-либо вмешательства человека в процесс управления. На сегодняшний день примерная стоимость «машинки» со всей её интеллектуальной начинкой – около 30 тысяч рублей. Но Сергей Петров, куратор проекта и руководитель университетской лаборатории «Фаблаб», утверждает, что ценность «машинки» вовсе не в количестве и качестве используемого оборудования и программ.
– Невозможно
подсчитать ценность инженерных решений, родившихся при создании «машинки», –
говорит он «Русскому Западу». – Так уж устроен современный мир: сегодня сказать
какие из инженерных решений будут востребованы завтра, может только Господь Бог
и не всегда предсказуемый технический прогресс.
Машинка со сложной начинкой.
По мнению Сергея Петрова, главный успех «машинки» – это не первое место, завоёванное третий раз на престижнейших соревнованиях. Главное – это то, что благодаря «машинке» создаётся команда, коллективный мозг, способный в будущем решать самые «взрослые» инженерные проблемы.
В июне 2016 года на Всероссийской робототехнической олимпиаде в университете Иннополис, в Татарстане команда БФУ имени И. Канта в третий раз заняла первое место на престижных соревнованиях по робототехнике.
Будущее, которое у нас ещё не наступило
По утверждению специалистов университетского «Фаблаба», Россия сегодня сильно отстаёт в разработке беспилотных автомобилей. Эксперименты российских ГАЗа и КамАЗа, кстати, сотрудничающих с калининградским университетом, пока остаются экспериментами. Для сравнения: в США компания Google при поддержке американского министерства обороны продолжает активно разрабатывать свой беспилотник, получивший название «Гугл-мобиль». Другая американская компания, «Тесла Моторз» уже выпустила в свободную продажу электромобиль, оснащённый беспилотником. Благодаря постоянно обновляемой программе владелец автомобиля Tesla S на трассах может включить беспилотник, который возьмёт на себя все вопросы управления автомобилем.
Технический прогресс заставил измениться американское законодательство. Некоторые американские штаты приняли закон, по которому водитель, «управляющий» беспилотником, обязан держать руки на руле. Также законодательно закреплена норма, по которой ответственность за все действия беспилотника всё равно несёт водитель.
Автомобили-беспилотники, как и любое техническое новшество, уже породили массу этических проблем. Например, как программировать беспилотник? Ставить главной задачей для компьютера обеспечение безопасности «своих» пассажиров или других участников дорожного движения? Например, как должен «поступить» беспилотник, если окажется перед выбором: врезаться в стену или в группу перебегающих дорогу пешеходов?
Несмотря на массу нерешённых проблем, за беспилотниками – будущее.
Сергей Петров, руководитель «Фаблаба», рассказывает «Русскому Западу» об одном эксперименте. Во время экскурсий в «Фаблаб» калининградским школьникам предлагают посоревноваться с управляемой компьютером «машинкой». Школьники, поднаторевшие в компьютерных играх, всегда проигрывают в качестве управления. И проигрывают с большим отрывом. У робота нет волнения, его невозможно отвлечь, и такой аварийно-опасный фактор, как прекрасные калининградские женщины на тротуарах вдоль городских дорог, для него не существует.
Считается, что использование автомобилей с «беспилотными» компьютерными программами позволит снизить аварийность на 90%. Внешне детские игрушки, в которые играют в БФУ имени И. Канта, на самом деле наше не такое уж далёкое будущее.
Люди и роботы
Работая над будущем человечества, разработчики «машинки» программируют и свои личные судьбы. Михаил Максимов, аспирант кафедры математического моделирования и информационных систем БФУ, рассказывает, что попал в команду разработчиков «машинки» случайно. Для него, молодого учёного, «игра в машинки» стала возможностью посмотреть, как работают его разработки на практике.
Кстати, Михаил Максимов категорически против того, чтобы их занятия с «машинкой» сравнивали с игрой.
– Нельзя говорить, что это игра, – решительно заявил он «Русскому Западу». – За всем этим стоит очень большая работа. Робота нужно собрать, нужно грамотно запрограммировать. Приходится задействовать логику на все свои сто процентов.
Другой создатель «машинки», студент БФУ Вардан Варданян, рассказывает, что до соревнований «машинка» часто капризничала и... огорчала своих создателей. Иногда создатели ругались на «машинку», делавшую что-то не так, иногда гладили. Приходилось «понимать и искать», как работает созданный ими робот.
На соревнованиях в Татарстане Вардан заметил, что «машинки»-роботы часто имеют свои индивидуальные, почти человеческие черты, доставшиеся им от своих создателей. Например, некоторые роботы ездят плавно и монотонно. Калининградская «машинка» разгонялась до шести метров в секунду где это только было возможно. Это её чуть не погубило. На тренировке «машинка» из Калининграда врезалась в человеческую ногу. Нога не пострадала. А вот «машинка»... Разлетелась передняя панель с важными датчиками. Нужно было что-то делать, и делать быстро. Владимир Мандриченко, студент 2-го курса БФУ, ещё один создатель «машинки», не спал всю ночь. В результате было найдено блестящее инженерное решение. «Машинку» починили. При помощи палочек от мороженого. И калининградская «машинка» заняла первое место.
Владимир Мандриченко после школы выбирал, стать ему военным или пойти учиться в БФУ. Военного победил инженер.
– Занятия в «Фаблабе» – отличный стимул для саморазвития и получения опыта, – рассказывает он «Русскому Западу». – Сейчас мы, студенты, пробуем сформировать команду, которая будет решать разные серьёзные задачи.
Отсутствие инновационных команд – одна из российских проблем. Такие команды надо растить со школьной скамьи, чтобы через годы сформировать коллектив, который может выдавать решения и эффективно разрабатывать новую технику. Технику, которая сегодня выглядит фантастикой, а завтра станет повседневностью.
Например, Михаил
Максимов, аспирант, сейчас занимается проблемой «технического зрения». За
решением этой задачи стоит математика как наука. Теперь робот сможет не просто
ездить по известному ему маршруту. Оказавшись на незнакомой местности, робот
сможет «оглядеться» и создать себе карту местности. Это – в будущем. Которое
для создателей «машинки» уже сегодня стало настоящим.
Александр АДЕРИХИН
Материал опубликован в газете "Русский Запад", выпуск от 20 июля 2016 года