Каждый калининградец, кто хоть раз ездил в Польшу или в Багратионовск или объезжал пробки Балтрайона через окружную, обязательно проезжал этот перекрёсток. Если подъехать по улице Дзержинского на выезд из города, то направо дорога ведёт на окружную или к погранпереходу «Мамоново – Гжехотки», до которого от перекрёстка 40 км, и к порту, до которого 13 км. Дорога прямо ведёт на Багратионовск, до которого 29 км, и к погранпереходу «Багратионовск – Безледы».
В нескольких метрах перед перекрёстком установлен дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», запрещающий движение со скоростью более 40 км/ч. На самом перекрёстке установлены светофоры, есть пешеходные переходы и соответствующие знаки, нанесена разметка. И вроде бы к чему тут можно придраться? Только вот аварии здесь случаются с пугающей частотой.
Кроме того, на протяжении двух недель на перекрёстке не работали светофоры, а «зебра» на асфальте до того стёрлась, что её уже практически не видно.
О сложной ситуации, сложившейся вокруг перекрёстка, «Русскому Западу» рассказала читательница Елена Турбина, которая живёт с семьёй в посёлке Лесное Гурьевского района.
Посёлок располагается всего в двух километрах от Калининграда. Практически все жители Лесного ездят каждый день на работу в город, так что пересекают перекрёсток минимум два раза в сутки, и уж о том, какую опасность он в себе таит и сколько аварий еженедельно на нем случается, знают не понаслышке.
Рискуют на перекрестке все. Особенно непросто приходится пешеходам
«Стояли както с мужем на этом перекрёстке, загорелся зелёный, муж собрался ехать, – рассказывает Елена. – Я его толкаю в бок и кричу: «Нет, подожди!» Он, конечно, не понял сначала, возмутился. А я просто повернула голову направо и увидела, что несётся огромная бетономешалка. То есть нам давно горит зелёный, а она несётся. Теперь каждый раз, как подъезжаем, смотрим абсолютно во все стороны. И так ездим постоянно. Эта предосторожность уже несколько раз нас спасала: народ несётся и на красный, и на мигающий желтый, и легковые автомобили, и фуры наперерез другим машинам».
Большегрузные автомобили идут на песчаные карьеры или следуют на российско-польскую границу и обратно. Увидеть легковушку изза огромной фуры бывает очень сложно. Да и ограничение по скорости мало кто соблюдает. Отсюда и аварии. Были бы камеры видеонаблюдения или фоторадары, глядишь, и нарушали бы меньше, аварийность снизилась, а интеллигентность и уважение к другим участникам дорожного движения повысилась. Но ключевое слово тут, конечно, «были бы».
Елена и другие жители Лесного несколько раз обращались во всевозможные инстанции с просьбой установить камеры на данном перекрёстке в рамках программы «Безопасный город». Но результата, как можно наблюдать, нет до сих пор.
«И я, и мои соседи по поселку не раз звонили и просили включить данный перекрёсток в программу «Безопасный город». Мне ответили, что он относится не к Калининграду, а к Гурьевску. Понятно, что в бюджете Гурьевска нет таких денег, чтобы устанавливать камеры», – сказала Елена.
Административные границы Калининграда, согласно официальному порталу, действительно заканчиваются за сотни метров до перекрёстка. Зато дорожный знак 5.24.1 «Конец населённого пункта» с перечёркнутым «Калининградом» установлен за 218 метров после перекрёстка!
Добавили проблем на перекрёстке и неработающие светофоры. Некоторых «трёхглазых» регулировщиков отключили, на некоторых оставили желтый мигающий сигнал, означающий нерегулируемый перекресток, и… всё. Перестали светофоры работать гдето 30 августа, а только 8 сентября Госавтоинспекция пообещала калининградцам, что светофоры починят к 15 сентября. За это время, по словам Елены Турбиной, на перекрёсток не выехал ни один инспектор ГИБДД, не было ни одного регулировщика.
«Я звонила по шести телефонам. Звонила в администрацию Калининграда, дежурным в Гурьевск, – продолжает Елена. – Там же мне и сказали, что сделают светофор до 15го числа. Я спросила, а как пока ездить? А они мне: «По знакам». Но по этим-то знакам можно в посёлке проезжать у нас, но не на перекрёстке с таким количеством машин. Машины несутся с четырех сторон. Это несерьезно. Я звонила в ГИБДД Гурьевска, ГИБДД Калининграда. В Гурьевске оставила заявку, чтобы они хотя бы попатрулировали в часы пик на перекрестке, поставили регулировщика. Ответа нет и не было. Самое интересное, что каждый раз при телефонном разговоре ведётся запись и говорится, что «Разговор записывается, будет проанализирован, будут приняты меры». И вот где эти меры? Я просто не понимаю, почему, раз не работает светофор, нельзя поставить регулировщика? Сколько раз я видела аварии на этом перекрёстке. Постоянно сталкиваются, постоянно битое стекло после аварий, бамперы, неужели дорожные службы сами не устали убирать всё это? Страшно ездить».
Согласно официальному ответу врио начальника УГИБДД УМВД РФ по Калининградской области Алексея Михалевича, светофор на пересечении Южного обхода Калининграда и дороги Калининград - Долгоруково находится на балансе ГКУ КО "Управление дорожного хозяйства Калининградской области".
"В результате аварийного сбоя в электроснабжении 30 августа 2016 года произошло повреждение кабельного оборудования данного светофорного объекта", - указывает Алексей Михалевич.
Госавтоинспекция выдала "Управлению дорожного хозяйства" предписание на ремонт кабельного оборудования. Однако заменить запасные части в сроки, которые предписываются ГОСТом, не удалось. "Управление дорожного хозяйства" просило Госавтоинспекцию два раза перенести сроки исполнения предписания. Причина: запасные части для замены заказаны в Санкт-Петербурге. Из-за этого светофор пока не ремонтируется.
"По информации балансодержателя, его ремонт планируется завершить до 30 сентября 2016 года", - указывает Алексей Михалевич в свое ответе.
Но и Госавтоинспекция не сидит сложа руки. Поскольку предписание не выполнено, возбуждены дела об административных правонарушениях. И одно из должностных лиц "Управления дорожного хозяйства" привлечено к административной ответственности - материалы по этому делу направлены для рассмотрения в суд.
Светофор на перекрестке включили в рабочем режиме 22 сентября 2016 года - раньше запланированного срока.
Автомобильный поток со временем будет только нарастать
Жители Лесного видят несколько возможных вариантов развития событий: во‑первых, можно сделать кольцевое движение, так как размер перекрёстка позволяет это сделать; во‑вторых, установить камеры видеонаблюдения; в‑третьих, светофоры должны работать всегда, а если ломаются, то на данном участке нужен регулировщик. Есть ещё и четвертый вариант – машины так и будут биться, люди страдать и рисковать своими жизнями.
«Безопасность на перекрёстке равна нулю, и никто не хочет шевелиться. Не понимаю этого. Должны быть человеческие жертвы, чтобы чтото сделали?» – говорит Елена.
Редакция решила сама узнать, планируется ли вообще установка камер на данном перекрёстке и когда её можно ожидать, и дозвонились до директора ГКУ Калининградской области «Безопасный город».
«Да, на том перекрёстке, о котором вы говорите, в конце улицы Дзержинского, планируется установка камер видеонаблюдения. Может быть, установим в 2017 году. Проведём проектирование и дальше будем смотреть. Не переживайте, этот перекрёсток войдёт в проект, и камеры там будут», – ответил по телефону директор учреждения.
Ну что же, это звучит многообещающе и даже обнадеживающе. Посмотрим, насколько слова совпадут с делом, ведь до 2017 года рукой подать.
Анна Михайлова