Вячеслав Виттих: «Самое сложное – не расколоться, не засмеяться на сцене»

02.11.2016 15:00
   


Вячеслав Виттих: «Самое сложное –  не расколоться, не засмеяться на сцене»
Вячеслав Виттих: "Дураками мы становимся не по причине того, что мы ими родились..."
5 ноября 2016 года на сцене Калининградского областного драматического театра – премьера спектакля «Остров дураков» режиссёра Вячеслава Виттиха. «Русский Запад» встретился с постановщиком, расспросил, кто же эти дураки, узнал, что комедию лучше делать в состоянии грусти и что в планах режиссера – детская сказка «Маугли» и мелодрама «Дракула».

– Вячеслав, почему вы поставили «Остров дураков»?

– За основу была взята пьеса Нила Саймона «Дураки». Написал он её после развода с женой и в упрек ей. Для меня эта пьеса, во‑первых, необычная, во‑вторых, актуальная, в‑третьих, политически сейчас правильная. Кто-­то нас куда­-то уводит, из­-за чего мы все выглядим немного дураками.

Наш «Остров дураков» – это музыкальный фарс. И в этом жанре, естественно, должна играть живая музыка. Поэтому мы пригласили замечательного композитора, руководителя Калининградского оркестра народных инструментов Андрея Степаненко, который написал музыку к пьесе и который сам будет непосредственным участником ансамбля, задействованного в спектакле.

На сцене зритель увидит 11 актёров, которые будут петь, и 10 музыкантов.

– То есть музыканты будут исполнять то, что было специально написано для спектакля? Или же прозвучат и известные нам композиции?

– Какие­-то мотивы вы узнаете, но в целом это специально написанная музыка для «Острова дураков».

– Про свою постановку «Любить чудовище» вы говорили, что это – праздник. А что вы скажете про этот спектакль?

– Это тоже праздник. Несколько другой, когда ощущаешь блаженство, счастье, но есть маленькая доля грусти и философии.

– «Остров дураков» для зрелых людей или молодёжи он тоже будет понятен?

– Он для всех. Для зрителей от шести лет, когда немного начинает вырисовываться восприятие.

Хочу добавить, что спектакль будет очень смешной. Конечно, у всех свой вкус и все понимают юмор по-­своему. Кто­-то смеется над одними анекдотами, кто-­то над другими. Здесь, в «Острове дураков», будет смешно всем, любой аудитории.

– Получается, вы будете дурачить зрителей?

– Нет. Мы сами будем дурачиться. Зрителей мы никогда не оскорбляем, ни в коем случае, но даём повод задуматься. Каждый раз для меня очень сложно делать комедии. Если просто сделать какую­-то историю, рассказать анекдот, посмеяться и всё, то это, наверное, мне будет неинтересно.

А интересно мне, чтобы зритель ушёл со спектакля с какой­-то мыслью, спросил себя: «А почему так?»

– Так о чем же он, ваш «Остров дураков»?

– Сюжет… Приезжает на остров учитель, а там все – дураки. Учитель влюбляется, и он должен сделать что-­то, чтобы изменить этот мир, этот остров, сделать всех более умными. Получится у него это или нет – узнаете на спектакле.

– Учитель влюбляется в дурочку и хочет её изменить. Зачем, ведь он полюбил её именно дурочкой?

– Мы же все такие. Любовь не приходит почему-­то, она не может быть почему-­то, любовь приходит спонтанно. Раз и всё. Увидел человека и влюбился. Вот и учитель увидел свою дурочку и влюбился.

– И какой финал у этой истории?

– Не расскажу, увидите сами.

– А герои­дураки осознают, что они дураки?

– Да, осознают. Более того, хотят от этого избавиться. Они счастливые, но очень хотят перестать быть дураками и стать умными. У них как День сурка, они всё время ждут приезда учителя. И вот он приезжает, в нашем случае приплывает. Дураки хотят, чтобы он сделал их умными, но когда это происходит, то оказывается, что они на самом деле и не были дураками, они были такими, какие они есть.

В спектакле нет времени, нет определённой эпохи, каждый это определяет для себя.

– Расскажите тогда о костюмах и декорациях к спектаклю.

– Я стараюсь всегда работать в минимализме. Костюмы будут, естественно, стилизованные, с морской тематикой. Увидите тельняшки – их будет много, везде и всюду. Как обычно, минимум декораций, и они будут в морском стиле, потому что это остров. Будут паруса, бочки, ящики.

Художником по костюмам выступает Зухра Мукамбетова, сценограф – заслуженный деятель искусств Кыргызстана Юлдаш Нурматов. С ними мы делаем уже шестой спектакль. В том числе – «Мастер и Маргарита», «Панночка», «Примадонны», «А иначе зачем».

– Зрителей водой окатывать не будете, имитируя брызги волн?

– Вот это будет известно ближе к премьере.

– А сколько по времени будет длиться спектакль?

– Может, четыре часа, может, пять, может, два дня (смеётся. – Прим. «РЗ»). Хронометраж определим прямо перед премьерой, и будет он зависеть от актеров. Одну сцену можно сыграть и за пять минут, и за 25 минут. Как пойдёт. Но самое сложное для актёров – не расколоться, не засмеяться на сцене. Мы реально можем одну сцену репетировать два часа, потому что актеры смеются, не могут сдержаться.

– Вячеслав, вы сказали, что для вас сложно делать комедии. Почему сейчас вы выбрали именно это жанр?

– Наверное, сейчас именно такое мое личное состояние. Грустное. И для того, чтобы не дать себе уйти в грусть, я ставлю комедию. Депрессия – это другое состояние, а у меня именно состояние грусти.

– О чём вы грустите?

– О мире. Я не знаю, что происходит. Становясь взрослее, я начинаю понимать, что, наверное, не для этого придумана наша планета, люди, чтобы было вот так. Поэтому ухожу в состояние грусти и хочется веселиться.

– То есть через работу вы пытаетесь разобраться, как устроен мир?

– Как устроен мир – это прежде всего. Но в этом не разобраться вообще. Мне кажется, многие люди задумываются о том, почему в таком прекрасном мире можно так безобразно себя вести.

– А как вы выбираете произведения, по которым ставите свои спектакли?

– Много читаю и, если что-то зацепило, ставлю. Пьеса Нила Саймона меня очень зацепила, потому что мы все оказываемся дураками, и это то, от чего нельзя уйти. Но дураками мы становимся не по причине того, что мы ими родились. Общая масса окружающих нас людей делает нас дураками, и мы к этому привыкаем, становимся вот ими.

– Вы были в жюри конкурса «Историческая драма». Что вас зацепило, что вам понравилось?

– Одна-­единственная пьеса – «Мандельштам» американского драматурга Дона Нигро. Пьеса рассказывает о последних днях жизни поэта, о его смерти. Она очень интересно написана. В ней прослеживаются странные образы, например, Сталина, Мандельштама, Пастернака. Это глубоко, тонко и дерзко.

– Какова может быть дальнейшая судьба этой пьесы?

– В недавнем интервью на радио мы разговаривали с Михаилом Салесом по поводу этой пьесы, и я сказал, что её в нашем театре я никогда не поставлю. А Михаил Абрамович сказал, что он бы поставил. На мой взгляд, эта пьеса для того, чтобы её прочитать и понять себя, а вот поставить по ней спектакль, который привёл бы в театр зрителей, – это не она.

– А «Остров дураков» приведёт зрителей?

– Конечно, однозначно. Уверенно и дерзко заявляю об этом. Потому что спектакль смешной и есть о чём поговорить.

– Я знаю, что в планах у вас также постановка детской новогодней сказки.

– Детский спектакль будет называться «Маугли», потому что это моя самая любимая сказка, любимый с детства мультфильм. Когда учился режиссуре, у меня была мечта поставить «Маугли». Сейчас эта мечта воплощается в жизнь, хоть сказка и не зимняя. Но в начале спектакля вылетает коршун и предлагает зрителям перенестись в какое-­то жаркое место. В спектакле играют актёры драмтеатра.

– А с детьми вы бы не хотели поработать?

– С детьми я много работал и работаю. В Москве преподавал актёрское мастерство в нескольких театральных студиях и одну основал, которая называлась «Подсолнухи». Когда приходят дети трёх-­четырёх лет – это очень забавно. Ты занимаешься, играешь с ними в игру, и они хотят быть актёрами.

В Калининграде у нас театральная студия «СТОП». В ней занимаются ученики 10–11-­х классов. Это потрясающая студия, в которой мне безумно приятно быть режиссёром, потому что не ребята у меня учатся, а я у них.

– Чему вы у них учитесь?

– Сегодняшнему дню, современности, новым взглядам. От детей всегда приятно получать новые эмоции, которые, возможно, мы не получили в своё время. Ещё я учусь у детей искренности.

– В вас ученицы не влюбляются?

– Не знаю. Вообще­то я женат, и мы познакомились, когда ей было 13 лет. Для меня сейчас волнительный период в отношении дочери, которой 11 лет. Я вижу, что она уже скоро будет взрослой. Так что для меня, как отца, сейчас новый период, то, что я ещё не испытывал.

– Перед премьерой спектакля как-­то настраиваетесь? Есть какие­-то режиссёрские ритуалы?

– Никак не настраиваюсь. Просто верю в то, что получится. Перед премьерой работа уже сделана, и тебе остаётся просто ждать реакции зрителя. Часто очень ей удивляешься, потому что кажется, что один момент должен быть смешным, а он становится несмешным, другой момент должен быть грустным, а люди начинают смеяться. Вот в эти моменты начинаешь переоценивать и менять спектакль.

– Вячеслав, правда ли, что вы планируете поставить «Дракулу»?

– Да, работаю над инсценировкой. Переписываю Брэма Стокера. Опять мистика, да. «Дракула» – это история любви вампира к человеку и человека к вампиру. Вампир же, самое главное, хотел не крови, а хотел быть любимым и любить.

«Дракула», наверное, второй материал после «Мастера и Маргариты», который я давно хотел поставить. Мне близка эта тематика. Любовь в «Дракуле» – она такая, несколько странная. В спектакле будет прослеживаться та же самая тематика, что и в «Острове дураков», только несколько серьёзней. Если в «Дураках» это будет смешно, то в «Дракуле» – трогательно.

Спектакль «Дракула» стоит ожидать уже в 2017 году. А 5 и 6 ноября 2016 года Вячеслав Виттих приглашает всех в Калининградский областной драматический театр на свой «Остров дураков».

Анна Михайлова

 

(0)
Опрос
  • Сколько чашек кофе в день вы выпиваете?
Проголосовало 16 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты