Ещё лет десять назад парикмахерские в Калининграде были в безраздельной власти слабой половины человечества. Мужские залы влачили жалкое существование как что-то побочное для стрижки школьников и пенсионеров. С середины 90‑х мужская голова была недостойна особой причёски. До сих пор в моде стрижки налысо и «канадка». Просто и незатейливо.
Сейчас трудно уловить тот момент, когда выяснилось, что и у мужчин имеются свои индивидуальные потребности в уходе за шевелюрой. Но, начав, судя по данным из Википедии, с Древнего Египта и такого же Древнего Рима, пройдя через Средние века в лице брадобреев, и до Янтарного края дошла мода на барберов – специально обученных людей, занимающихся уходом за мужчинами, преимущественно за причёской. А раньше они вправляли вывихи и удаляли зубы, помимо стрижки собственно бороды.
«Русский Запад» узнал, чем сейчас занимаются в калининградских барбершопах. И откуда они вообще тут появились.
«Мы пытаемся снимать фильмы, как на Западе, мы едим гамбургеры,
которые пришли с Запада, мы слушаем западную музыку… – рассказывает один
из основателей барбершопа Yuppie Алексей Дембицкий. – Всё, что приходит сейчас
на наш рынок, – веяния Запада. Другое дело, что всё это должно быть правильно
и без потери качества адаптировано для нашего потребителя. Хотя
большинства традиций американских барбершопов мы целенаправленно придерживаемся
и отказываться не собираемся».
Алексей Дембицкий.
«Каждый уважающий себя барбершоп ориентирован на атмосферу
дружбы и мужского братства, – с улыбкой рассказывает начинающий
барбер Юрий Минин. – Это такой мужской «штабик» со своими темами для обсуждения
всей бандой или для всех комфортного молчания за бокалом крепкого напитка.
В обычной парикмахерской волейневолей становишься слушателем женских
разговоров, а это может навредить мужской психике. Комуто по душе
посиделки в гараже с заляпанными в масле руками, у нас же
всё немного романтичнее».
Юрий Минин.
Профессия барбера обязывает иметь знания намного обширнее, чем обычного парикмахера. Однако процесс обучения примерно одинаков – как и для мастеров стрижки в обычных (то есть женских) парикмахерских. Для этого нужно лишь желание и отсутствие дрожи в руках. Не нужно и высшее образование, хотя обширный кругозор очень важен. Чаще всего таинство стрижки передаётся напрямую от мастера к ученику, однако есть и другие пути. Например, если заранее определиться с выбранной профессией, то можно закончить и курсы парикмахерского искусства в одном из колледжей.
«Особого бума среди мужчин к этой профессии сегодня нет, в основном у нас учатся девушки, – делится заведующая салоном учебной мастерской колледжа сервиса и туризма Ольга Козлова. – Но не так давно к нам обращался парень с просьбой научить его стричь. Пришёл с горящими глазами и отменным талантом, но позже я почемуто перестала его видеть. Может быть, и потому, что сложно учиться среди девушек. Но мы всегда с радостью ждём в наших рядах юношейстудентов».
По мнению самих барберов, важнейшая цель для начинающих брадобреев – научиться не только правильно стричь и брить, но и расположить к себе человека, чтобы к концу процедуры он стал твоим другом. Поэтому во многих заведениях отказываются от приемлемого «клиент» в пользу «гость».
«Слово «подобрать» не совсем корректно, поэтому подбирать их негде, – говорит Алексей Дембицкий о работе с кадрами для барбершопа. – Должно сложиться очень много составляющих, чтобы мы приняли мастера к себе на работу. Мы не гонимся за цифрами или скоростью, поэтому и к выбору мастеров подходим очень щепетильно. Многие мастера, которые когдато не прошли проверку качества у нас, работают у конкурентов. Возможно, тем самым мы гдето проиграли в деньгах, но лучше так, чем оказать некачественную услугу».
Ценник на стрижку в любом барбершопе довольно высок
(от 500 рублей), поэтому и клиенты весьма требовательны.
Качество обслуживания имеет важнейшую роль, а также очень важно внимание
к деталям.
Дмитрий Юрич.
«Я стригусь у профессиональных барберов уже третий год, поэтому с уверенностью могу сказать, что калининградские мастера имеют большой опыт. Независимо от места профессионалы есть везде. К сожалению, сравнивать с другими городами я не могу, но здесь мне нравится, – рассказывает Дмитрий Юрич, барбер с 20летним стажем. – Ничего подобного в других салонах красоты я не встречал».
«Мы крайне редко видим недовольство или недоумение на лицах наших гостей, – подытоживает Алексей Дембицкий. – На «ура» не принимает нас только тот, кто никогда у нас не был либо получил некачественную услугу гдето в другом месте и надолго испортил себе впечатление».
Александр Камаев
* Материал опубликован в газете "Русский Запад", выпуск от 7 декабря 2016 года, стр. 15.