В интервью с заместителем председателя правительства Калининградской области речь зашла о вопросах газификации самого западного российского региона. Понятное дело, что в свете Государственной программы развития Калининградской области до 2020 года перед областными властями стоят задачи по улучшению социально-экономического положения в российском анклаве на Балтике.
Слишком дорого калининградцам обходится тепло и прочие коммунальные блага. Парадоксально, но наиболее остро эта проблема стоит в и без того обделенных муниципалитетах области – так называемых депрессивных районах.
В этом году Калининградская область получила беспрецедентные средства на газификацию - более 3 млрд. рублей. О том, куда и когда пойдут эти деньги, корреспондент Русского Запада побеседовал с вице-премьером Александром Рольбиновым…
- Каковы основные планы по газификации области?
- Задачи по газификации области для нас сейчас очень понятны, и логика тоже объяснима. Раньше, когда был Советский Союз и область пытались газифицировать, в первую очередь газифицировали Калининград. Это понятно, поскольку это концентрация населения, это относительная дешевизна, и по времени это быстрей.
Дальше происходит следующее: есть город Калининград, есть, условно говоря, восток, запад, север и юг области, где уровень жизни населения гораздо ниже. Коммунальные расходы, которые они несут, значительно выше. На фоне депрессивности многих районов происходит абсурдная ситуация, когда люди еще больше платят за коммуналку…
- Соответственно, задача какая?
- Первое — развитие территории путем привлечения инвесторов. Второе — обеспечение занятости населения путем создания рабочих мест. Третье — улучшение социальной составной части, как то: проведение газа, снижение коммунальных платежей, расходов. Плюс это еще и облегчение жизни: не надо топить углем и дровами.
За последние несколько лет такими темпами газификация в области еще не велась. Только за этот год выделено более 3 млрд. рублей в этой области. Газификация идет по нескольким направлениям.
Первое — есть программа "Газпром", мы договорились с Газпромом на программу "Синхронизация работ". То есть Газпром строит газопроводы межпоселковые и внутрипоселковые, а мы строим вводы уже непосредственно к домовладениям.
Вторая программа — областная: мы строим магистральные газопроводы, условно говоря, тянем газ туда, где его никогда не было. Допустим, два года назад это был Гусев, сейчас мы тащим магистральные газопроводы по направлению в Светлый, Балтийск, Багратионовск и Черняховск. И вторая часть — это строительство распределительных сетей. То есть мало протащить просто трубу с большим диаметром, с газом. Необходимо еще построить разветвленную сеть, с тем чтобы можно было обеспечить, в частности, население. Если говорить о том, какие наши планы по газификации, их можно сформулировать так: необходимо газифицировать природным газом 70-75%.
- Какие населенные пункты и кого будут газифицировать?
- До каждого мы вряд ли дотянем. В этом смысла нет, экономически это нецелесообразно. Потом нужно будет содержать эти сети за счет тарифа, который должен покрывать эти расходы, связанные с эксплуатацией. Поэтому мы для себя установили задачу газифицировать населенные пункты с количеством жителей свыше 500 семей.
Соответственно, будем ли мы их газифицировать? Да. На сегодняшний день у нас существуют так называемые групповые емкости. То есть мы получаем пропан/бутан (сжиженный газ), который приходит с территории России. В результате транспортная составляющая, которая на него ложится, делает топливо не самым дешевым, поскольку идет по территории Белоруссии, Литвы вагонами и пр.
Каким образом можно решить эту проблему? Ее можно решить путем газификации не сжиженным, а сжатым газом, природным. На сегодняшний день самым дешевым видом транспорта является трубопровод. То есть у нас есть природный газ в трубе. Дальше у нас в этом году должна построиться и запуститься новая станция по сжатию газа. Появятся технические возможности установить криогенные емкости, - туда подъезжает машина и закачивает сжатый газ, который непосредственно этой станцией будет сжиматься. То есть этот газ будет значительно дешевле, чем то, что мы сейчас получаем (пропан/бутан).
- А Северный поток?
- Мы подошли к той ситуации, когда работа связана с увеличением объема пропускной способности газопроводов, работы по которым были выполнены в 2009 году. И на сегодняшний день пропускная способность - 2,5 млрд. кубометров по трубе. Нам этого уже недостаточно.
Потребление по прошлому году - на уровне 2 млрд. 150 млн. кубометров. Дело в том, что, когда предприятие строится, всегда запрашиваются технические условия. Технические условия сегодня таковы, что у нас на получение газа выдано больше, чем можем пропустить, - природного газа нам не хватает. У нас есть зарезервированные газопроводы для коммунальных хозяйств, и с точки зрения обеспечения жителей нам хватает. Но для дальнейшего развития бизнеса, для создания условий инвестиционной привлекательности мы уже остановились.
- Наверняка есть варианты…
- Есть два пути решения этого вопроса. Первый — увеличить пропускную способность существующего газопровода. Обращения в Газпром мы делали. Второй — это кардинальным образом решить две проблемы. Первая — энергонезависимость территории, и вторая — возможность увеличения в значительной мере поставок газа. Потому что у нас есть инвесторы, которым нужны большие объемы газа для переработки, в том числе для переработки газа и получения удобрений. Потребности у них в районе 600 млн. кубометров газа. И эту проблему можно решить путем отвода Северного потока.
На сегодняшний день реализует ее международный концерн, в который входит, в частности, компания Газпром, и существует совет директоров этого консорциума. Реализованы две очереди этого газопровода, сейчас есть политическая воля - после неоднократных обращений правительства области в адрес и президента, и премьера о том, чтобы проработать и предусмотреть при проектировании третьей и четвертой очереди возможность ответвления Северного потока к Калининградской области.
- И в итоге решение принято?
- Техническое решение не принято, политическое — да. То есть сказать, что процесс завершился, я, наверное, не смогу, потому что еще никаких проектных решений не было, и мы не знаем сроков реализации. Пока этот вопрос открыт. А то, что это будут предусматривать, — факт состоявшийся.
- Но своими силами вы пока двигаетесь только с точки зрения этих трубопроводов?
- Понятно, что это не наша функция и не наши полномочия, но мы обращаемся во всевозможные инстанции с целью увеличения объема возможностей поставок газа…
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Николай Акимов
© Информационное агентство Русский Запад. Шеф-редактор Ольга Черняк