Вячеслав Морозов: «Воин не должен поддаваться эмоциям»

23.08.2017 17:00
   


Инструктор по боевому искусству Вин-Чун школы Кунг-фу «Улыбка Дракона» Вячеслав Морозов

Наверняка каждый после просмотра очередного фильма с Джеки Чаном или Брюсом Ли «отрабатывал» перед зеркалом какие-то приемы, махал руками и ногами, и втайне мечтал выглядеть так же круто как они, если вдруг представится случай и нападут нехорошие ребята.

Движения актеров на экране выглядят легкими,  не стоящими никаких усилий, но в жизни, конечно, мы понимаем, что за этой простотой исполнения стоит многолетний труд. Кроме того, мастера говорят, что любой вид боевого искусства, пришедший к нам с Востока, требует серьезной тренировки разума. Некоторые тайны подготовки воина корреспонденту Русского Запада приоткрыл инструктор по боевому искусству Вин-Чун школы Кунг-фу «Улыбка Дракона» Вячеслав Морозов.

- Вячеслав, расскажите, сколько лет вы уже занимаетесь Вин-Чун?

- Занимаюсь с 2010 года. Семь лет назад в Москве познакомился с моим учителем – Михаилом Николаевичем Швецовым, который практикует уже более 30 лет. После этого бывал на семинарах в разных городах и в 2015 году мы съездили в Гонконг к мастеру Ли Хен Чену. Он периодически бывает в России и этим летом он тоже проводил трехдневный семинар в Москве.

В большинстве видов спорта освоение материала идет по нарастающей - от простого к сложному. То есть чем дольше вы занимаетесь, тем сложнее элементы должны выполнять.

Когда начал заниматься Вин-Чун, спросил у своего мастер насчет какой-то техники: «Эта техника изучается в конце, наверное, она самая лучшая, самая опасная?». На что мастер ответил: «Наоборот, мы идем к простоте». То есть чем дальше, тем проще. Смысл состоит в том, что идет разбор ошибок, которые можно допустить. Когда человек нарабатывает нормальную базу, усваивает то, что ему дали в начале, то он ошибок не совершит.

- Что такое техника Вин-Чун?

- Техника Вин-Чун – это концепция, в которой есть несколько простых идей. Одна из идей заключается в экономии движений, из-за чего движения выполняются часто по прямой линии.

Также работает принцип баланса, Инь-Ян. Если я хочу сделать быстрое движение рукой, то мне не нужно делать его быстро, я должен научиться быстрее расслаблять руку. Проще говоря: после того, как я сделал движение, я должен быстро расслабить руку, а затем снова сделать движение. Чем быстрее я смогу расслаблять и напрягать руку, тем больше у меня будет скорость. Иногда эти вещи не очевидны людям.

Кроме техники, конечно, важно помнить о целях. Кому-то достаточно техники, но чаще всего, если нужно сформировать целостную картину, то это всегда физическая подготовка, которая связана с определенными упражнениями для тела, и подготовка «мозга».

PSrHxM0YWSI.jpg

- У бойца Вин-Чун, наверное, должны быть очень сильные руки?

- Многие так думают, а мы приходим к тому, что сильной должна быть спина. Вот представьте: человек качает пресс ради кубиков, мышцы пресса тренирует, а про мышцы спины забывает, из-за чего тело «стягивается» вперед, а мышцы спины расслаблены. Плюс спина чаще всего страдает у людей, потому что ей не уделяют должного внимания, и когда человек просто сидит на работе, все равно идет нагрузка.

Применительно к боевым искусствам: если мышцы спины сильные, то у нас будет крепкая стойка. Спина – это как ствол дерева. Если стойка крепкая, то от нее уже можно делать разные движения. Большинство движений делаются всей массой, всем телом и как раз спина тут важна.

Как я объясняю детям: вот ты технику знаешь, но силы не хватает, значит, может что-то не сработать. То есть если ты сильный и он сильный, а ты еще знаешь технику, у тебя уже преимущество.

- Я правильно понимаю, что в Вин-Чун важна не только физическая, но определённая внутренняя подготовка?

- Конечно. Человек может знать технику и быть сильным, но если он никогда не пробовал применить технику в какой-то ситуации, в поединке у него возникают определенные страхи и внутренние переживания по поводу того, что может случиться, возникают сомнения, которые мешают человеку.

Идеальное состояние воина в поединке – это состояние пустого сознания. Голова не должна поддаваться эмоциям. Должно быть внутреннее спокойствие. Тогда можно заметить ошибки, тогда возникают возможности и можно вообще что-то делать. В моем понимании это такая своеобразная медитация. Ее не просто добиться, но если взять лучших спортсменов - они именно в этом состоянии могут одолеть соперника.

И последнее – это практический опыт. Надо пробовать что-то делать. Если у человека есть цель по самообороне, значит, у него будет какое-то контрольное занятие, в котором он проявит себя. Бывают показательные выступления и так далее.

- В данном боевом искусстве существует какая-то градация, как в карате, например, жёлтый пояс, чёрный пояс?

- У нас это называется уровни. Для детей мы вводим систему поясов, потому что тогда им интереснее.

Сама же программа обучения состоит из 13 уровней. Такого определения как мастер или не мастер, в принципе, не существует, потому что идет постепенное изучение программы и на то, что изучил в начале, накладываются последующие знания. Китайцы нам вообще сказали, что раньше никакого разделения не было, люди просто обучались.

miOfqBQAKws.jpg

- То есть это уже какое-то нововведение?

- Да. По сути, это разделение важно представителям европейской культуры, чтобы они сами для себя знали, что уже прошли, уже изучили и что осталось.

- На чем строятся сами занятия, как они проходят?

- Вначале, как и везде, изучают базовые уровни, например, стойка, общефизические упражнения. Потом эта стойка начинает «двигаться», активно включаются руки, повороты, шаги. Далее уже перемещения.

Есть несколько форм.

Например, «изначальная идея» - это комплекс движений, в котором вообще нет шагов.

Другая форма называется «наведение мостов». В ней уже появляются повороты и разные шаги. Движения рукой выполняются вместе с поворотом или шагом, что усиливает движение или дает возможность выйти на дистанцию  атаки или защиты.

Третья техника – «стреляющий пальцем» - является техникой первой помощи в случае, если человек совершает ошибки. Европейцы думают, что это самая опасная техника, самая крутая и ее нужно как можно быстрее выучить, а мастер нам говорил, что это не совсем правильно. В качестве примера он привел притчу о двух монахах, в которой один показывает другому на луну, а тот видит не саму луну, а лишь указательный палец. Вот также и ученики – нередко видят только палец.

Есть техника «деревянного человека» - своеобразная визитная карточка Кунг-фу, все ее видели в фильмах с Джеки Чаном. В ней используется в качестве «соперника» деревянный тренажер, на котором отрабатываются элементы. Также есть техника с оружием – трехметровой палкой, достаточно толстой и массивной.

- И зачем эта палка нужна?

- С одной стороны, палку можно использовать вместо штанги, так как очень тяжелая. Шучу. На самом деле, используя ее, укрепляются все мышцы, сухожилия.

Есть техника, в которой используется два меча – «мечи-бабочки», а работа идет двумя руками одновременно и иногда ногой. Если некоторые стили используют только руку, то здесь сразу две руки и еще ногами можно. Главное, раньше времени не начинать изучать эту технику, так как можно получить травмы.

Все нужно делать по степени своей внутренней и физической готовности.

jL3VPu0nXN4.jpg

- Сколько по времени занимает изучение одной техники?

- Все индивидуально, но в среднем от трех до шести месяцев. Все зависит от физических данных и от того, как часто человек ходит на занятия. У всех разные цели. Молодым людям, например, быстрее хочется в поединок, побиться, поучаствовать в соревнованиях, поэтому некоторые аспекты, связанные с балансом, с духовным развитием, они упускают. Некоторые потом возвращаются с вопросом, почему не победил на соревнованиях и мы объясняем, что нужно было изучить вот это и это, тогда был бы шанс.

Людям постарше возраста поединки не нужны, они занимаются «для себя».

Что касается детей, то в работе с ними мы всегда говорим о дисциплине, о том, что не нужно бояться сложностей. И, конечно же, родители заинтересованы в том, чтобы у их детей все получалось.

- Как я поняла, у вас занимаются и дети, и взрослые?

- Дети занимаются с трех лет, а взрослые…Самому старшему около 70 лет. Но мы занимаемся не только Вин-Чун. У нас есть наработки по самообороне против оружия (имитация) и против каких-то предметов, которые могут быть опасны. Также дополнительно для детей и взрослых мы проводим занятия по акробатике.

И второе направление у нас – это работа с оружием. Мы сотрудничаем с Федерацией Филиппинских боевых искусств. У них интересная методика – они сразу начинают изучение с оружием. Если во многих школах боевых искусств обучение идет сначала с руками, а оружие показывают потом, в знак твоей зрелости и готовности его применять, то на Филиппинах занимаются сразу с оружием.

Также наши «воины» занимаются спортивным фехтованием.

- То есть заниматься можно в любом возрасте и мужчинам и женщинам?

- Да. Если есть желание, то можно приходить и заниматься. Снять стресс после работы, осуществить детскую мечту быть как Брюс Ли, или кто-то хочет просто научиться защищаться и чувствовать себя увереннее на улице.

0JYVgE7fF4I.jpg

- А детям с какого возраста вы доверяете оружие?

- Мягкие мечи даже маленькие дети изучают. Это такая мягкая палка, полезно для реакции. С палками и взрослые работают. Есть еще тренировочные ножи, резиновые, детям не даем, а взрослые изучают.

- Когда проходят тренировки с оружием, применяется ли какая-то защитная экипировка?

- Да, конечно. Иногда, правда, когда отрабатываем технику, она не нужна, потому что отрабатываем на средней скорости и только тогда можно развить внимательность, реакцию. В поединках используется мягкое оружие, оно безопасно, а если твердое, то надевается полный комплект защитного снаряжения. В фехтовании тоже есть маска и «бронежилет».

В детских соревнованиях также надеваются шлемы, перчатки, жилеты, ведь мы хотим, чтобы дети получали опыт, а не травмы.

- Перед тренировками вы как-то настраиваете детей, может, медитируете с ними?

- Иногда в начале тренировки мы просто настраиваемся, обсуждаем, для чего человек пришел в зал, какой бы цели хотел добиться, какие на данный момент результаты. Общаемся на тему уважения себя, своих учителей, родителей, природы. Детям всегда все на примерах объясняем, потом обычная разминка и изучение техники.

txTOtDwQ5IQ.jpg

- Вячеслав, сколько по времени длится поединок?

- Здесь нужно учитывать несколько моментов. Если мы говорим о спортивных поединках, то у детей они длятся минута - полторы. У взрослых чаще всего две минуты. Бывает, что три раунда проходят.

Если  мы проводим более реалистичную тренировку, то там вся схватка может длиться 15 секунд. Если брать ситуацию на улице, момент нападения, атака, то там сталкиваются два противоположных интереса и нет защиты, очень быстро все решается. В отличие от спортивного поединка, где есть судья, мягкий пол, защитная экипировка, зрители.  

Некоторые люди хотят, чтобы был зрелищный поединок, хотят подольше посмотреть, а значит нужно нападать, уворачиваться, а в жизни это все будет смазано и некрасиво. Чем движение красивее, амплитуднее, тем они менее практичны.

- Так что же важнее в Вин-Чун – сила или скорость?

- Вопрос интересный. На самом деле надо смотреть на физиологию человека. Есть люди, у которых развита сила, она будет как базовый элемент. Другой человек быстрый. В любом случае эти два параметра должны дополнять друг друга.

Люди часто неправильно понимают понятие силы. Они говорят про массу, а называют это силой. Еще есть такое понятие как боевой дух, сила духа. Все эти качества нужно развивать и они важны все вместе.

Если я буду очень сильный, но очень медленный, то противник сможет от меня увернуться, но, возможно, я смогу вырубить его одним ударом и этого будет достаточно.

Если я буду очень быстрым, но удары будут слабые, то возможно, удары сопернику вреда не причинят, но есть вероятность, что один какой-то удар залетит куда надо. Тут надо все в балансе развивать.

- Так что же в Вин-Чун основное? Руки? Ноги, как я поняла, используются мало

- Один мастер сказал: «Боец Вин-Чун должен иметь железные мосты (руки), ватное тело и хрустальную голову». Человек в первую очередь берет самое сильное оружие – сознание. Если человек может пользоваться этим оружием, то он может изобретать любое оружие и правильно развивать свое тело.

В принципе, если рассматривать  технику стиля Вин-Чун, да и любую другую технику, то эффективно человек может использовать две руки. Одну ногу использовать можно, но это уже не такое физиологическое движение. Оно связано с тем, что меньше опоры плюс не все люди гибкие. Теоретически можно, но опора меньше.

И уже в зависимости от человека, если у него хорошая растяжка, то он легко сделает удары ногами, если похуже, то зачем тянуться, если можно сделать удары рукой.

- То есть удары ногами не запрещены?

- Нет, в принципе не запрещены. Надо смотреть, каким арсеналом вы располагаете. Если вы хрупкая девушка, то, может быть, вообще удобнее будет ударить коленкой или локтем, или каким-то предметом.

Самое эффективно – это оружие, которое находится у нас в голове, ведь тогда можно сделать оружие из всего. Нужно понимать степень ответственности, насколько я правомерен применять данное оружие, что если я переборщу и так далее. Это уже вопрос адекватности.

xs3xKY5RF6E.jpg

- Какие в Вин-Чун бывают самые частые травмы?

- У начинающих бойцов бывает, что они мало уделяют внимание физподготовке и увлекаются. Часто бывают травмы локтя, то есть бойцы делают удар и не синхронно разгибает предплечье и плечо, и получается отдача.

Также в момент удара может пострадать кисть. Кулак может завернуться или большой палец. Некоторые бьют наотмашь и могут получить ушиб или даже перелом большого пальца.

Бывает, боец неправильно делает повороты и может травмировать колено. Как и у всех бойцов, кто-то пропускает удары и получает ушибы ребер или еще чего-то.

- А в голову бить можно?

- Можно, но мы это включаем с определенного уровня, потому что многие ребята приходят неподготовленные и не умеют защищать свою голову. Начинающие атакую в корпус, в жилет, потому уже потихоньку практикуют удары в голову, но в защитных шлемах.

updKbwEPtUM.jpg

- Вячеслав, я знаю, что в настоящее время вы принимаете участие в подготовке пятикратного обладателя мировых рекордов на выживание Олега Резанова к установлению нового рекорда 2 сентября 2017 года. Что входит в ваши обязанности как тренера? Что вы практикуете?

- Олег очень амбициозный человек, и моя задача немного его тормозить, потому что когда человек идет на рекорд он иногда не замечает тех моментов, которые могут причинить вред его здоровью либо какой-то определенный риск. Олег идет по лезвию. Поэтому если он в процессе выполнения рекорда будет оставаться спокойным, то это даст ему очень большой бонус. Как раз техники, которые мы с ним делаем, они учат  и не напрягаться, и не расслабляться. Это шутка такая у нас есть.

Как раз в процессе тренировок можно находить  то состояние, в котором человек прикладывает именно столько усилий, сколько нужно. При этом никак не расстраивается, если что-то не получается, не переживает, то есть находится в балансе. Если Олег будет сильно напрягаться, быстро устанет, если не будет напрягаться – ему не хватит сил.

Есть определенные упражнения, которые позволяют этому научиться, но все идет отсюда, от головы. Мастер в Китае нам говорил: «Шаг за шагом вы учитесь управлять сознанием. Если вы хотите что-то сделать, вы должны внутри понять, как это делать и потом много тренироваться, чтобы получилось».

- А самому можно этому научиться?

- Да. Летом особенно хорошо практиковаться, так как есть возможность изучать все это на свежем воздухе, в парке, на море. Если где-то какая-то мысль есть, она будет отвлекать. Так что стоит «очищать» свою голову и мысли.

(с) ИА Русский Запад/ам

(с) Фото: из архива Вячеслава Морозова

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 1057 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты