Рождение ребенка считается настоящим чудом. Многие его ждут годами, а кто-то сознательно откладывает на «подходящее время».
Находясь в начале сентября 2017 года на 10-го Общероссийском научно-практическом семинаре «Репродуктивный потенциал России: версии и контраверсии» в Сочи, корреспонденту Русского Запада удалось пообщаться с доктором медицинских наук, главным внештатным акушер-гинекологом Минздрава России в СЗФО, главным врачом Санкт-Петербургского роддома №17, профессором кафедры ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. акад. Мечникова» Минздрава России Антоном Валерьевичем Михайловым и выяснить, почему в ближайшие несколько лет нас ждет демографическая яма и что стало причиной ее появление, действительно ли опасны стремительные роды и правда ли, что существует биологическая несовместимость пары и какой есть выход у таких семей.
- В конце августа 2017 года глава министерства по соцполитике Калининградской области озвучила средний возраст появления первенца на свет в регионе – 27 лет и добавила, что если рождение первого ребенка будет происходить хотя бы в 25 лет, то тогда выше шансы на появление второго и последующих детей. Антон Валерьевич, как вы считаете, нужно ли гнаться за этими цифрами или пусть люди рожают тогда, когда посчитают нужным?
- Люди все равно будут рожать тогда, когда посчитают нужным, потому что существуют мировые тенденции в развитых странах, и никуда от них не денешься. Средний возраст первой беременности начинает заходить за 33 года в ряде стран. Как рассуждают эти женщины: сначала нужно получить образование, построить карьеру и так далее. Чем меньше возможностей в карьере, меньше возможностей в получении образования, тем раньше девушки выходят замуж, потому что надо же чем-то заниматься (смеется, - прим. РЗ). От этого никуда не денешься. Такие вещи сложно контролировать директивами. Но мы видим госпрограммы по маткапиталу, например, они активно могут влиять на политику каждой конкретной семьи, то есть стимулирование рождаемости и так далее.
Сейчас рождение третьего ребенка перестало быть чем-то таким исключительным. Мы надеемся, что программа будет продолжена, потому что демографическая ситуация весьма сложная в связи с тем, что в репродуктивный период вошли женщины, которые были рождены в 1990-х годах, а так как рождаемость тогда очень сильно упала, то и количество потенциальных женщин молодого возраста, которые вступают в репродуктивный период само по себе снизилось. Мы видим, что частота браков между людьми этого возраста существенно снизилась, а это значит, что мы будем в районе пяти-восьми лет находиться в так называемой демографической яме.
- А по СЗФО есть какая-то статистика? Средний возраст рождения первого ребенка я имею в виду.
- Точно я сейчас вам не отвечу, но где-то в районе 28 лет.
Чем раньше в семье появится первый ребенок, тем больше времени останется для рождения второго и последующих детей. Но все индивидуально...
- Я знаю, что существует такое понятие, как стремительные роды, когда женщины рожают за 30-40 минут, например. Скажите, не считается ли это каким-то отклонением и не опасно ли это для женщины и ребенка?
- Частота стремительных родов в разных популяциях варьирует, но она очень небольшая. Раньше считалось, что солнце не должно вставать дважды над головой рожающей женщины. На сегодняшний день вопрос в следующем: при возможности оценки состояния плода в родах, а это основной момент, и профилактике различных вещей, таких как кровотечение, потому что это является одним из наиболее опасных моментов, в этих ситуациях, в принципе, и при стремительных родах возможно рождение абсолютно здорового ребенка. Но здесь нужно четко понимать, кто как считает, когда роды начались, как влиять на эту ситуацию, потому что вопрос остановки родов только из-за того, что раскрытие шейки матки идет быстрыми темпами – никто не доказал пользы данного мероприятия и введения токолитиков для расслабления не думаю, что принесет какой-то позитив.
Вопрос заключается в том, что, если мы видим, что плод начинает реагировать на чрезмерную активность матки, тогда это уже немножко другая схема, тогда действительно существуют определенные методы, которые позволяют провести, например, так называемый острый токолиз и предотвратить чрезмерную родовую деятельность.
- То есть это все настолько индивидуально и не стоит подгонять под какие-то интернетные шаблоны? Бывает, женщины начинаются статей в Интернете и проецируют на себя.
- Да, совершенно верно, в медицине шаблонов нет. Шаблонов с точки зрения каких-то цифр не должно быть. Но есть вещи, которые говорят, что, если что-то идет очень быстро или наоборот медленно, мы говорим о линиях бдительности, линиях действий. Для этого каждый день у каждой женщины должна заполняться партограмма – это определенная шкала, которая позволяет оценить ход развития событий в родах: не только раскрытие шейки матки, но и так называемое опускание головы по родовому каналу.
- Я поняла, что не стоит говорить, что это очень быстро и потому плохо…
- Да. Может быть быстро, но с хорошим исходом, а может быть нормально, но с плохим, поэтому здесь вопрос очень тонкий.
Здоровье ребенка - самое главное
- Антон Валерьевич, вернусь снова к Калининградской области. По последней статистике снижение рождаемости происходит из-за бесплодия пар. По нашему региону порядка 20% пар, где оба – и мужчина, и женщина – бесплодны.
- На сегодняшний день существует программа по стимулированию рождаемости, в частности у семейных пар, у которых есть проблемы. Этой теме, естественно, уделяется большое внимание. Государство выделяет существенные средства на программу экстракорпорального оплодотворения.
ЭКО может быть не только в связи с наличием у женщины какой-то проблемы. Существенная часть, а иногда, говорят, до половины таких случаев, вообще связаны с мужским бесплодием. На сперматогенез, без сомнения, также влияют и образ жизни, и вредные привычки.
Сегодня есть определенные возможности, которые нам позволяют преодолеть эту проблему и на сегодняшний день считается, что программа эта идет и нас сейчас больше волнует не сам факт проведения ЭКО, а эффективность его проведения именно не по биохимически зарегистрированной беременности, а по ситуациям, когда рождается ребенок. Вот это принципиально. Это так называемый уровень детей, ушедших домой или взятых домой. Есть даже такой термин «take-homebaby». И это крайне важный показатель.
Естественно, с точки зрения статистики нас интересует, сколько было биохимически подтвержденных на УЗИ, количество женщин, которые прошли скрининг первого триместра – это тоже важные показатели, потому что все-таки нужно также понимать, что в группе ЭКО женщины обычно более старшего возраста, чем в среднем в популяции. В этой связи мы знаем, что возможно повышение частоты различных хромосомных заболеваний, проблем, связанных с врожденными аномалиями развития. Первый триместр позволяет нам четко выяснить, сколько на сегодняшний день те или иные пары имеют проблем.
- А если первое ЭКО прошло удачно и родился здоровый ребенок, можно ли делать ЭКО повторно?
- Конечно. Можно после первого ЭКО делать повторное для рождения второго, третьего ребенка, сколько захочет пара.
Когда счатлив ребенок, счастливы и родители
- Антон Валерьевич, скажите, это правда или миф, что существует биологическая несовместимость пары. Бывают же случаи, когда мужчина и женщина долго живут вместе, но детей нет, а потом расходятся, выходят замуж и женятся на других и у обоих рождаются дети в новых семьях.
- Такая проблема есть. Бывает иммунологический конфликт. Наиболее распространенный – резус-конфликт – это когда беременность спокойно наступает, но в процессе матерью вырабатываются антитела против резус-положительных эритроцитов плода, если плод резус-положительный, и разрушают его так называемые красные клетки, что приводит к анемии и определенным проблемам, иногда очень серьезным.
А бывает, что беременность не наступает из-за иммунологического конфликта между сперматозоидом и яйцеклеткой.
- Какой выход для этих пар? Тоже ЭКО?
- Есть донорские программы. ЭКО не подойдет, потому что у них есть определенные проблемы, а при донорских программах берутся донорские либо яйцеклетка, либо сперматозоид. Но женщина может вынашивать этого ребенка.
- Просто не от этого партнера.
- Предположим, да.
- Спасибо большое за интервью!
(с) ИА Русский Запад/ам
(с) Главное фото: Анна Михайлова
(с) Фото: Русский Запад