От чего мы обычно отказываемся? От того, что ни разу не пробовали или не делали. Почему мы отказываемся? Потому что боимся неизвестности, она пугает нас, причем появление страха мы, скорее всего, толком то и объяснить не может. Любимая наша «отмазка» основывается на чьем-то, не своем, мнении и представлении, и вот какой-то Маше или Даше мы верим больше, чем себе. Все мы умеем пользоваться Интернетом, регулярно мониторим интересную для нас информацию и оттуда же вытаскиваем и наши страхи.
Обсуждение в Интернете даже самых интимных вопросов уже не под запретом. Женщины эмоциональнее мужчин, так что и запугать их легче. «Ты поправилась на 132 грамма, все, ты жирная!», «У тебя слишком тусклые волосы - это первый признак развития марсианской лихорадки», «Если не делать эти упражнения для укрепления мышц таза, то можно забеременеть при полной луне». Представительницы прекрасного пола еще очень любят давать советы, особенно, проверенные на себе. Касается это и способов защиты от нежелательной беременности, и от различных заболеваний, передающихся половым путем.
Долгие годы женщины испытывали страх перед гормональной контрацепцией и до сих пор многие россиянки с определенной долей настороженности относятся к комбинированным оральным контрацептивам, не слишком уверенно интересуются ими у врачей-гинекологов. Об этой ситуации очень хорошо на 10-м Общероссийском семинаре «Репродуктивный потенциал России: версии и контраверсии», который прошел в сентябре 2017 года в Сочи, сказал заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Виктор Евсеевич Радзинский:
«В чем причина гормонофобии и врачей в том числе? В том, что большинство врачей женских консультаций учились и воспитывались в те годы, когда гормоны критиковались, причем в этом был политический подтекст. Эти препараты тогда были очень дороги, и государство решило на специальном заседании, что мы этого делать не будем. И еще эта идея, которая и сегодня есть в дурных головах: будет больше контрацепции – будет меньше рождаемости. И шла целая кампания по очернению гормональных препаратов. Психологические барьеры – самые тяжелые. На одной из секций семинара правильно сказали – нам надо дождаться, когда на пенсию уйдут все врачи, боящиеся гормональной контрацепции и гормонозаменительной терапии в климаксе, а на смену им придут девчонки, отучившиеся в медвузе, и будут назначать то, что доказано мировыми исследованиями, а не то, к чему привыкли в данной женской консультации».
Виктор Евсеевич Радзинский на семинаре в Сочи, сентябрь 2017 года. Фото: Анна Михайлова
Венгерская фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер» и ВЦИОМ не первый год проводят исследование среди женщин репродуктивного возраста «Индекс женского здоровья». В 2017 году более прицельно были рассмотрены три города-миллионника – Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. По результатам опроса 60% россиянок выбирают барьерные методы контрацепции или попросту говоря, отдают предпочтение презервативам. За гормональными контрацептивами остается 40%.
Когда-либо принимали препараты гормональной контрацепции 43% женщин, при этом 41% респонденток ни разу в жизни не использовали данный вид контрацепции.
Уже долгие годы порядка 10-11% россиянок используют гормональную контрацепцию, тогда как в Европе и США женщины более продвинуты в этом плане и процент использования гормональных контрацептивов в разы выше.
Поговорим сначала о тех, кто не пользуется гормональной контрацепцией и даже всячески избегает ее. И тут мы возвращаемся к тому, с чего начали. Да-да, к страхам.
На протяжении многих-многих лет женщины слагали мифы о комбинированных оральных контрацептивах (далее КОК, - прим. РЗ), искренне веря в свою правоту и образованность в данном вопросе. Многие и сейчас предпочитаются развернуться и пойти к пятому, десятому гинекологу, только бы не ей не назначили гормональные контрацептивы.
«Страх перед КОКами можно сравнить со страхом ездить на машине. Но в машине можно пристегиваться, соблюдать правила, закрывать двери, ехать с определенной скоростью, если мы видим некую угрозу – мы останавливаемся. В контрацепции то же самое. Ведь никто не заставляет огульно пить гормональные таблетки, - рассказала доктор медицинских наук, профессор кафедры акушерства и гинекологии с курсом перинатологии Медицинского института Российского университета дружбы народов, член Российского общества акушеров – гинекологов Марина Борисовна Хамошина. - Если женщине просто нужен противозачаточный эффект, этот метод нужно предложить как один из самых эффективных, который может дать ей дополнительные преимущества. Она может его использовать, а доктор выступит здесь гарантом того, что он ее опросил, проконсультировал, обследовал, вместе с ней четко понял, подходит ей этот метод или нет, как и сколько она может его использовать, как часто ей придется посещать врача на фоне этого метода, потому что, может быть, она должна будет лишний раз сделать какой-то контрольный ультразвук и т.д. И если она готова – то он ей эту услугу по консультированию оказывает. Боятся непознанного, каких-то мифов».
Миф №1 «Не принимаю КОК, потому что боюсь ожирения»
«КОК – это мнимая беременность. Подавляется овуляция, поэтому действительно может быть прибавка массы. Но прибавка, которая связана с приемом лекарства – это задержка жидкости. Это стрессовая адаптационная реакция. И на этом фоне женщина элементарно меняет пищевое поведение. Если она предупреждена об этом и контролирует свое пищевое поведение, то никакого ожирения у нее не будет. Если взять правильные исследования, мы увидим, что КОК не повышают массу тела. Более того, сегодня уже есть исследования по конкретным таблеткам. Каждый производитель хочет продать свой препарат, поэтому сегодня у каждой таблетки уже есть свое доказанное досье – кто-то повышает сексуальность, кто-то улучшает когнитивные функции, у кого-то добавлены фолаты, последнее – это просто потрясающе», - говорит Марина Хамошина.
По словам представителя компании «Гедеон Рихтер», есть КОКи, даже помогающие немного сбросить лишний вес.
Нередко женщины сами не следят за своим здоровьем, употребляя, мягко говоря, не совсем полезную еду. Фото: Русский Запад
Миф №2 «При КОК можно умереть от тромбоза»
«Но ведь от тромбоза можно умереть и без контрацептивов. Допустим, есть четыре случая в год гибели от тромбоза на фоне КОК. Но есть и 135 тысяч случаев гибели от аспирина, и никто на это не реагирует. А на контрацептив все реагируют, потому что это женское, это всем интересно, это жареный факт, и ваши недобросовестные коллеги (журналисты, - прим. РЗ) сразу же это тиражируют. Но это же неправильно», - добавила Марина Хамошина.
Миф №3 – миф про перерывы
«Самый главный миф в контрацепции, на мой взгляд, это про перерывы. Это то же самое, как мчаться на машине со скоростью 200 км/ч, потом резко затормозить до нуля и снова помчаться 200 км/ч. Это стресс, шок у репродуктивной оси, который происходит каждый раз, когда ты начинаешь гормональную контрацепцию и заканчиваешь», - рассказала Марина Борисовна.
По данным «Гедеон Рихтер», средний период приема гормональной контрацепции в России составляет шесть месяцев. Такие показатели говорят о том, что наши женщины испытывают дефицит правильного консультирования при назначении гормональной контрацепции. Каждая россиянка знает, как мало времени отводится на прием у гинеколога, за который врач должен не просто провести осмотр, но и дать рекомендации, рассказать о побочных эффектах того или иного препарата и многое другое.
Компания «Гедеон Рихтер» со своей стороны делает все возможное, чтобы помочь практикующим врачам в правильной консультации: реализует образовательные программы, спепроекты, например, «Неделя женского здоровья», в 2017 году выпустила книгу о гормонах.
Но все, конечно, зависит и от сознательности и желания воспринимать информацию самими женщинами. Многие врачи говорят о том, что современные пациентки приходят на прием «подкованными»: почерпнули знания из Интернета, посидели пару вечеров на женских форумах и считают, что обладают знаниями лучше, чем у специалиста.
Марина Борисовна Хамошина на семинаре в Сочи, сентябрь 2017 года. Фото: Анна Михайлова
«Категорически недопустимо, чтобы женщины сами себе выбирали и назначали контрацептивы. Точно так же, как недопустимо назначение гормональной контрацепции врачом другой специальности. Он может рекомендовать, но визит к гинекологу для выписки рецепта должен быть обязателен. Потому что он предусматривает специальное гинекологическое исследование, качественное консультирование, которое не все умеют, осмотр молочных желез, ультразвук и т.д.», - считает Марина Хамошина.
Свое мнение на этот счет высказал и Виктор Радзинский:
«Пациентки могут мгновенно в Интернете проверить любую предоставленную врачом информацию. Они свободны задавать вопросы, в том числе и неудобные для врача. ни могут в лоб спросить, чем препарат Х отличается от препарата У у другой фирмы. Отношение к врачу, который изначально поставил женщине справедливый диагноз, за день может поменяться несколько раз. И ни один врач не будет для нее верховным авторитетом. Женщине важен диалог, в котором бы ей объяснили, что происходит в мире, в стране и почему ей рекомендуют именно такой курс терапии, а не другой».
Говоря о преодолении психологических барьеров, самое время вернуться к статистическим данным, полученным ВЦИОМ и компанией «Гедеон Рихтер», и сделать акцент на тех, кто все же принимает препараты гормональной контрацепции вопреки всем мифам.
83% из этих респонденток принимают препараты гормональной контрацепции как противозачаточное средство, 27% - как лекарство при лечении диагностированного заболевания. Таблеткам отдают предпочтение 92% женщин.
Для защиты от нежелательной беременности в ближайшие три года собираются использовать гормональные препараты 32% опрошенных, 53% - в случае лечения диагностированного заболевания.
Среди заданных женщинам вопросов был и такой: «За последние 1-2 года назначал ли вам ваш врач-гинеколог прием гормональных таблеток?». Здесь процент от тех, кто посещал гинеколога за последние три года, ответили – «да, назначал» – 29%, 71% ответил же «нет, не назначал».
Большинство девушек и женщин принимают препараты гормональной контрацепции как противозачаточное средство. Фото: Русский Запад
90% женщин, которым были назначены контрацептивные препараты, сразу стали их принимать. Остальные же предпочли проверить рекомендации врача в Интернете, посоветоваться с подругой и так далее.
«Врач выступает диспетчером. Врач скажет, вот тебе конкретно это подходит или не подходит, а женщина должна сказать, устраивает это ее или нет. Потому что она дает согласие на использование этого метода. Если ей только контрацепция нужна – одна ситуация, если нужны какие-то еще дополнительные преимущества, может у нее акне, обильные менструации, проблемы с весом – другая, - рассказала Марина Хамошина. - Вы не представляете, какие популяционные возможности таят в себе гормональные контрацептивы. Просто потрясающие. Их сравнивают по своей значимости с полетом в космос».
О гормональных контрацептивах будут говорить еще много, много спорить и дискутировать, но так или иначе, пользователи контрацепции уже изменились, изменился менталитет людей. Каждой женщине важно дружить со своим организмом, со своими гормонами, прислушиваться к себе и вместе с тем постараться, отбросив сомнения, научиться доверять и, главное, перестать бояться.
(с) ИА Русский Запад/ам
(с) Фото на главной: Русский Запад