9 февраля в России отмечается День гражданской авиации. Прошло 95 лет с момента принятия постановления «Об организации Совета по гражданской авиации». За это время перелеты между городами, странами, через океаны и континенты стали привычным делом, но никогда не будут обычными те, кто управляет воздушными судами и кто несет ответственность за нас, пассажиров.
Об обязательных процедурах перед полетом, эмоциях, нормативе в 90 часов и ироничном отношении к фильмам о лётчиках корреспонденту Русского Запада рассказал командир воздушного судна авиакомпании S7 Airlines Сергей Борисенко, стаж работы которого 10 лет.
- Сергей, почему вы решили связать свою жизнь с небом: преемственность поколений или самостоятельный выбор? Где учились?
- В моем случае это действительно преемственность поколений. Я учился в Тамбове. Там раньше было военное училище – Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени Марины Расковой. Его закончил мой отец, в этом же училище работала моя мама, и мой дедушка также служил, а потом работал в авиации. Получается, что я уже стал летчиком во втором поколении, а военным летчиком в четвертом. Большинство моих друзей-летчиков также связаны с авиацией через родителей.
- Гражданская авиация – это огромная ответственность за жизнь других людей. Какие ощущения были у вас во время первого полета в кресле пилота? Страх, волнение или полное спокойствие?
- Первый самостоятельный полет очень важен для каждого летчика: ответственность полностью лежит на тебе, ты применяешь все свои знания, максимально концентрируешься на происходящем.
Свой первый самостоятельный полет я совершил, когда мне было 16 лет, в 1993 году. На тот момент я ещё учился в спецшколе ВВС. Там у нас была лётная практика после первого курса. Это был учебный самолет. Эмоции переполняли, бурный восторг и при этом у тебя лишь одна мысль в голове: «Главное не подвести своего инструктора, который поручился за тебя и выпустил тебя в небо».
А когда пришел в гражданскую авиацию, тут был уже другой интерес. Инструкторская работа также проводится с каждым из пилотов, но и работа уже интересная, и иностранный самолет, и электронная кабина — конечно, приходилось концентрироваться по максимуму.
- А помните ли вы свой первый полет с пассажирами, направление, куда летали?
- Мой первый полет с пассажирами был в Сочи. Это первый полет в должности второго пилота -стажера с инструктором на борту, но уже в рейсовых условиях. Сначала у нас была тренажерная подготовка, дальше аэродромная тренировка, и только после этого – в полет! Концентрация была, конечно, максимальная, тут вопрос даже не в количестве пассажиров на борту, а в высокой ответственности за их жизни.
- Какие обязательные «процедуры» проходите перед полетом? (медосмотр, может, что-то нельзя есть перед вылетом и так далее)
Из обязательных процедур, согласно всем авиационным документам, мы должны пройти службу авиационной безопасности. Причем, в отличие от пассажиров, прибывающих в аэропорт, мы проходим сначала внешний контроль, потом еще внутренний – всю службу авиационной безопасности, когда пересекаем границу зоны транспортной безопасности.
После этого у нас медицинский контроль, на котором проверяется общее состояние пилота. Не допускается пониженный или повышенный пульс, то есть менее 60 и более 90 ударов.
Затем мы проходим в комнату брифинга, где готовимся к полету: изучаем навигационные процедуры, метеорологические сводки, все, что связано с полетом по маршруту и аэродромом назначения. Также у нас обязателен предполетный брифинг со старшим бортпроводником, которому я докладываю информацию по поводу метеорологической обстановки и особенностей на взлете-посадке. Ну и, собственно, проверяется вся документация бортпроводников: их медицинские книжки, допуски к полету. По окончании брифинга мы даем готовность, принимаем решение по заправке воздушного судна и уже можно приступать к подготовке самолета и вылетать.
Сергей Борисенко свой первый самостоятельный полет совершил в 16 лет
- Самый продолжительный по времени полет, который до настоящего времени вы совершили?
- Два самых продолжительных полета у меня были из Хабаровска до Москвы, еще в военной авиации, — 7 часов 50 минут и 8 часов 10 минут. Тогда мы встретились с достаточно плотным встречным струйным течением, и время полета было достаточно продолжительное. При это мы шли на максимально возможном эшелоне и практически без какой-либо нагрузки.
В S7 Airlinesсамые продолжительные рейсы длятся около 5 часов: из Москвы на восток – в Иркутск, Улан-Удэ, Братск. А если брать западные направления, то это Испания: Аликанте, Малага.
-Смотрите ли вы фильмы наподобие «Экипажа» (как советского, так и недавнего) или «Чуда на Гудзоне»? Сколько хотелось бы вам вырезать из этих фильмов за несоответствие действительности или, наоборот, воспринимаете спокойно?
-Подобные фильмы я смотрю спокойно и с чувством здоровой и доброй иронии. Нужно всегда допускать в них долю художественного вымысла, это делается для того, чтобы смотреть кино было интереснее.
Если говорить о конкретных фильмах, то, к примеру, в советском фильме "Экипаж" можно было бы, дабы показать героическую работу экипажа, нисколько не приукрашивать ту часть фильма, где практически руками пытались починить отлетевшую обшивку самолета. Не считая этой части, фильм достаточно реалистичный.
А "Чудо на Гудзоне" настолько реалистичный, что некоторые части можно демонстрировать в качестве учебных пособий. И работа экипажа очень хорошо показана, и проведение расследования происшествия.
-Сколько у вас полетов в месяц и удается ли отдыхать?
В целом, работа достаточно интенсивная. У меня получается порядка 26, иногда 30, полетов в месяц. В среднем в день я делаю два перелета: вылет из Домодедово, разворот, подготовка воздушного судна к полету и обратный перелет. При этом получается достаточное количество времени, чтобы отдохнуть дома.
Действующие нормы налета - 90 часов в месяц для каждого пилота. Их можно набрать как короткими рейсами, так и длинными. Поэтому время посмотреть фильм "Экипаж" у меня находится.
- А в Калининград вы часто летаете?
- В Калининград я много летал в прошлом году, когда в Храброво шел ремонт полосы. У нас подготовили определенное количество летчиков для полетов именно на короткую полосу Храброво. Сейчас я летаю в Калининград примерно раз в один-два месяца.
Первый раз я побывал в Калининграде в 2004 году. У меня были две командировки по 2-3 дня и была возможность погулять по городу. Мне он очень понравился. Могу вам честно признаться, что мне сильно бросилось в глаза, как чисто на улицах. В этом Калининграду могли бы позавидовать многие города.
- Вы никогда не посоветуете становиться пилотами тем, кто…..?
- Тем, кто не любит небо. Любить небо — это, конечно, романтичная фраза. Но люди, которые приходят в авиацию, потому что их подтолкнули родители, или, скажем, за компанию с кем-то, или из-за "легких" денег (труд на самом деле очень тяжелый!), долго в авиации не задерживаются. Именно поэтому тех, кто пришел в профессию из авиационных семей, у нас подавляющее большинство: с детства мы видели эту жизнь, знаем сложности, знаем, с чем придется столкнуться.
(с) ИА Русский Запад/Анна Михайлова
(с) Фотографии предоставлены авиакомпанией S7 Airlines