“Наполним бывшую биржу новыми смыслами”

16.08.2018 19:00
   


Южный фасад Музея искусств в бывшей бирже Кёнигсберга

Бывший Дворец культуры Моряков, он же - центр Молодёжи - преображается в Музей изобразительных искусств. Золотистая вывеска отражает вечернее солнце, в проёмах сводчатых окон появились силуэты античных статуй. Директор музея Галина Заболотская рассказала “Русскому Западу”, как в бывшей бирже Кёнигсберга чувствуют себя экспонаты и посетители музея, когда ждать большой реконструкции и выставки Сальвадора Дали.  

Прощай, Московский

- Музей покидает прежнее здание. В чём проблема и когда она назрела?

- Проблема существовала изначально. Музей по своим особенностям функционирования, требованиям к хранению фондов и безопасности, да и по своему общественному статусу, не должен размещаться в здании встроенно-пристроенного типа.

После землетрясения 2004 года и начала реконструкции набережной Адмирала Трибуца в 2012 году проблемы продолжили усугубляться. На стенах и кровле появились трещины. Кроме того, фондохранилища не могли далее оставаться под помещениями туалетных и кухонных блоков жилого дома, признанного аварийным. В любой момент произведения художников и скульпторов могло залить чем угодно. В последний год из-за протечек в залах постоянная экспозиция была перемещена в меньшие по площади помещения.

Преимущество здания Биржи в том, что помещения расположены в трёх этажах, автономны друг от друга, что позволяет выстроить логичную систему выставочных и общественных коммуникативных пространств (лекторий, Центр творчества, медиатека и так далее).  

На выставке "Калининград - Кёнигбсерг: мост над временем", в старом здании музея, на Московском проспекте


Здесь выставлялись Дега и Моне

- Разве здание бывшей Биржи связано с искусством?

- Оно было основным выставочным пространством Кёнигсберга, наряду с Залом московитов в замке, пока у Башни Врангеля не построили Городской выставочный зал - Кунстхалле (ныне магазин на ул. Профессора Баранова, 2 - прим. “Русского Запада”). Городские власти арендовали для выставок Кёнигсбергского союза художников Прегельскую галерею Биржи, нынешний колонный зал. По данным из каталогов экспозиций, помимо восточно-прусских авторов, тут экспонировались картины Эдгара Дега, Клода Моне, Гюстава Курбе и многих других. Выставки проводились каждые два года. Опубликованы каталоги этих выставок, каждая из которых включала в среднем по 500-600 произведений живописи, скульптуры и графики. В 1917 году в здании Биржи состоялась выставка к 50-летию Кете Кольвиц.

Галина Заболотская.JPG

Галина Заболотская, директор Калининградского областного музея изобразительных искусств

- Какова площадь помещений Биржи?

- Cейчас - 5024 кв м, а после реконструкции - 5500 кв м. Будет восстановлена разрушенная во время реконструкции 1960-х годов обходная галерея главного зала здания. Исторически этот зал площадью более 600 кв.м был спроектирован как биржевой, но использовался как многофункциональный – для проведения концертов, балов-маскарадов, торжественных мероприятий, выставок. Также намерены его использовать и мы. Восстановление галереи повлечёт за собой замену фальш-окон настоящими, что наполнит зал естественным светом и вернёт ему былое архитектурное величие и неповторимость.

Интерьер Кёнигсбергской биржи в 1925 году


- Когда ждать реконструкции?

- В настоящее время мы подаём заявку на финансирование работ по созданию проектно-

сметной документации на реконструкцию.

- Оценочная стоимость этого пакета документов?

- Более 24 миллионов рублей. Проект разрабатывается и проходит экспертизу в течение года. Первые реконструкционные работы на объекте могут начаться в 2020-2021 годах. Это будет зависеть от источников и объёмов финансирования.

- Не получится так, что реконструкция здания Биржи полностью остановит работу музея?

- Биржа спроектирована так, что её реконструкцию можно проводить поэтапно. Особенность здания в том, что оно имеет несколько входов на разных уровнях. Такая архитектурная планировки позволяет осваивать пространства постепенно, одно за другим. То, что колонный зал имеет два автономных входа и самостоятельную инфраструктуру, позволит ему функционировать и принимать выставки из ведущих музеев страны (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея) даже в тот период, когда в соседнем главном зале будут проводиться реконструкционные работы. 

Когда откроют цоколь

- Какие масштабные работы предстоят в ближайшее время?

- Сейчас нам выделяют 5 миллионов на переезд, с инженерно-техническое оснащением и частичное обустройство выставочным оборудованием и экспозиционным освещением основного выставочного «колонного» зала. Думаю, мы откроем его ко дню рождения нашего учреждения - к 24 ноября 2018 года.

- Когда сделают цокольный этаж, где было казино “Монетный двор” и что там будет?  

- Цокольный этаж должен реконструироваться первым. Там планируется разместить постоянную экспозицию “Калининград - Кёнигсберг: мост над временем”, работы калининградских и кёнигсбергских художников, вписанные в российский и западноевропейский контекст. Сейчас эта выставка открыта на втором этаже здания. Она занимает 250 кв м. Некоторые её части редуцированы, произведений у нас значительно больше чем мы пока можем экспонировать. Когда мы сюда въехали, состояние инфраструктуры здания соответствовало концу 19 века. После переезда в цоколь, “Калининград - Кёнигсберг” развернётся на 600 кв м. 

Концепция Музея изобразительных искусств, после масштабной реконструкции


Львов у входа доверят только петербуржцам

- На здании Биржи ещё после войны стояли статуи, символизирующие части Света. Какой подход по их воссозданию принят сегодня?

- Задача восстановления этих скульптурных групп увязана с общим проектом реконструкции, речь идёт о синтезе скульптурного и архитектурного решения. Визуальной информации о статуях у нас пока недостаточно, но мы её собираем. С нами работает реставрационная фирма “Наследие”, которая занималась восстановлением многих скульптурных памятников, сохранившихся в Калининграде. Для нашего музея они реставрировали произведение “После купания” Станислауса Кауэра.

- Когда статуи львов-щитодержателей приобретут первоначальный облик?

- Эта также вопрос реставрации, на которую требуется время и финансирование. Нужна проектно-сметная документация, оценка, экспертиза. Проблема не в том, чтобы очистить их от чёрной краски, которую на них нанесли в советское время, а в том, что сделать это вправе только квалифицированный реставратор, имеющий лицензию на проведение подобных работ. В Калининграде таких специалистов в настоящее время нет.

Статуя одного из двух львов-щитодержателей кёнигсбергского скульптора Эмиля Хундризера (фото: Музей искусств) 

Львы щитодержатели.jpg

Когда покажут Сальвадора Дали

- А когда первая крупная временная выставка?

- В конце сентября мы откроем первую временную выставку великого испанского художника «Сальвадор Дали. Сюрреализм – это я!»– это будет уникальная экспозиция, сочетающая в себе оригинальные графические листы и впечатляющее мультимедийное шоу «Живые сны».

- Выставку “Легенды каменных львов: история здания биржи XIX века” оставят в нынешнем виде?

- Да, но она будет постоянно трансформироваться и дополняться новыми экспонатами, связанными с историей здания. Нашего посетителя на этой выставке всегда будет ждать что-то новое. Надеемся, что в этом нам смогут помочь жители Калининграда, в личных архивах которых есть изображения и другие интересные материалы об этом здании. 

- Как продвигается реализация проекта Дома-музея художника Ловиса Коринта в Гвардейске?

- Заключение экспертизы, как анонсировали представители администрации Гвардейска на круглом столе, посвящённом 160-летию со дня рождения Ловиса Коринта, должно быть готово в последней декаде сентября. После этого Министерство по культуре и туризму Калининградской области будет решать вопрос о возможности финансирования работ по реконструкции дома знаменитого художника в 2019 году. Мы очень надеемся, что этот дом передадут нам в оперативное управление. У нас уже готова концепция создания экспозиции в его помещениях.

Будущий Дом-музей художника Ловиса Коринта и филиал калининградского Музея искусств в Гвардейске (фото: Пётр Старцев, Русский Запад)


- Почти год назад в Гвардейске вы запустили туристический маршрут “Маленькие улицы большого художника”. Каковы первые результаты?

- Многие люди пользуются этой тропой. В социальных сетях интернета периодически появляются фотографии с экскурсоводами и туристическими группами, что говорит о востребованности этих объектов. Тропа Коринта становится популярной у профессионалов, народных экскурсоводов и гостей региона.  

- Коринтовский проект получит продолжение в Калининграде?

- В конце августа к нам из Гамбурга приезжают члены Общества любителей Коринта. Они хотят способствовать созданию Дома-музея в Гвардейске и формированию нашей коллекции. Во время этого они планируют передать нам литографию Ловиса Коринта 1920 года от директора музея Ловиса Коринта Фридхельма Оривола (Friedhelm Oriwol) из Баварии как знак будущего сотрудничества.

Не ослабевают контакты и с нашими петербургскими партнёрами. В начале июля  в  Эрмитаже открылась выставка немецкого искусства конца 19-начала ХХ века, на которой впервые в российской музейной истории  представлены три работы Коринта («Утренний туалет»; «Цветы»; «Портрет Рудольфа Риттнера в роль Флориана Гейера»). 


Коринт Ловис (1858 -1925. Германия) Спящая. 1911 Бумага, литография. 42х60,5; 33,9х47,3. Из собраний Калининградского областного музея изобразительных искусств.

- Какие музейные ноу-хау смотрелись бы в Бирже?

- Идеально было бы иметь открытые фондохранилища, как в Эрмитаже и многих других российских и зарубежных музеях.  Это зрелищно, а также позволяет посетителям познакомиться с «закулисьем» музейной работы, оценить труд реставраторов и хранителей

- Вам есть что предложить для культурно-выставочного центра на Октябрьском острове?

- Если там будут представительства Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи, то почему бы рядом не сделать наше открытое фондохранилище по типу эрмитажного? Тем более, что оговаривалось, что там будет художественный институт. Он должен готовить, в том числе, и столь необходимых Калининградской области реставраторов. Это очень важно для Калининграда, где в реставрации нуждаются многочисленные объекты городской. Все это требует подготовленных специалистов.

Потроховый мост с острова Канта могут восстановить

- Есть ли перспективы воссоздания Рабочего (Потрохового) моста?

- Очень на это надеемся, так как его очень не хватает на этом месте. В рамках проекта «Музейный квартал» Министерства по культуре и туризму Калининградской области предусматривается единый пешеходный маршрут, который должен связать остров Канта с территорией, на которой располагается наш музей и столь полюбившийся калининградцам и гостям города светомузыкальный фонтан. Мост мог бы существенно облегчить эту задачу. Во время визита в наш музей эту идею поддержала Ольга Юрьевна Голодец (вице-премьер Правительства РФ – прим. “Русского Запада”).

Как может выглядеть Потроховый (Рабочий) мост у биржи, если его восстановят 


- В музеях России масса предметов из Кёнигсберга. Есть ли смысл требовать их в Калининград?

- Нет, музеи так не работают. Мы формируем собственные уникальные коллекции. При необходимости можно брать предметы во временное пользование.  В 2005 году мы представляли выставку из Государственного Эрмитажа «Серебро кёнигсбергских мастеров». В будущем надеемся показать эрмитажные работы Людвига Бонштедта – одного из участников конкурса на создание проекта здания Кенигсбергской биржи. Наш выставочный опыт подтверждает, что публике особенно интересны выставки, посвящённые личностям и событиям, исторически связанным с территорией Калининградской области.

- Что сейчас со старинной статуей богини Цереры, найденной на месте господского дома под Правдинском? 

- Мы связались с архивом Villeroy & Boch, компании-производителя этой скульптуры. Они подтвердили, что это работа их фабрики, прислали немногочисленные архивные материалы. Дальнейшую работу в архивах мы должны будем продолжить самостоятельно. Возможно, будем искать грантовые средства.


Эта статуя Цереры - точный двойник найденной в Калининградской области (фото: Ботанический сад в Рио-де-Жанейро, Бразилия)

Для нас Церера - интересная скульптура, но до представления её на экспозиции ещё предстоит большая работа. Необходимы консультации опытных реставраторов, как в рамках музейных визитов (Русский музей, Эрмитаж), так и запросов в специализирующиеся на реставрационных работах компании.  Пока мы переводим архивные материалы, касающиеся истории этой скульптуры.

- Можно ли, благодаря таким наработкам, превратить музей ещё и в исследовательский центр?

- У нас ведётся большая научно-исследовательская работа, иначе бы мы не смогли  собрать столь значимую и масштабную коллекцию. Но приходится считаться с тем, что большую часть рабочего времени занимает решение организационных вопросов (монтажи выставок, этикетаж,  экспликации, договоры). Мы ограничены штатом сотрудников и рамками рабочего дня. В нашем музее практически невозможно так, как, например, в Эрмитаже, специализироваться на хранении и исследовании коллекции определённого периода или художника. Но все музеи разные, и этим они интересны. Главное, чтобы музей имел собственное лицо и следовал своей миссии. 

У нашего музея  интересная и амбициозная задача – формировать коллекцию произведений искусства практически с «нуля», быть центром художественной жизни Калининграда. 

Многие, работающие сегодня сотрудники, стояли у истоков нашего музея и его собрания.

- С каким профессиональным багажом ваше учреждение въезжает в здание старинной Биржи?

- За 30 лет из Художественной галереи мы выросли в Музей изобразительных искусств, сформировали коллекцию, в состав которой входит более 16 тыс. произведений, приняли в своих стенах выставки Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, других известных российских и зарубежных музеев; создали собственную постоянную экспозицию, открыли Ресурсный центр для детей и подростков с различными физическими и социальными возможностями, успешно реализуем проект первой в стране биеннале графики «Калининград-Кёнигсберг» и фестиваль творчества молодых художников "Арт-сессия".

Все эти достижения и проекты будут иметь продолжение по новому адресу. Уверены, что здание, являющееся одной из архитектурных доминант современного Калининграда, подчеркнёт масштаб и социально-культурную значимость наших проектов, а мы, в свою очередь, постараемся наполнить его новыми смыслами.

Один из залов постоянной экспозиции "Калининград - Кёнигсберг: мост над временем" в здании биржи

IMG_0590.JPG

Цифры “Русского Запада”

Калининградский музей искусств это

5 тысяч кв м помещений

16 тысяч единиц хранения

2202 свай, от 12 до 18 м, держащих здание

210 окон смотрящих на улицы, мост и реку

© ИА Русский Запад/пс

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 760 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты