В правительстве Калининградской области считают, что доля экспорта в экономике региона «высока». На круглом столе «Сделано в Калининградской области», прошедшем под эгидой РИА «ФедералПресс» сегодня, 21 августа 2018 года, в отеле Crystal House, эксперты обсудили, как наращивать дальше и эту «высокую» долю.
Как заметил в ходе дискуссии Александр Иванов, президент агрофабрики «Натурово», для калининградских предпринимателей любой вывоз за пределы Калининградской области, даже если товары поставляются на остальную территорию России, становится экспортом. Но в заданную тему для обсуждения такой «экспорт» не входил. Только «чистый» - за рубеж.
«Экономика региона интегрирована в международный рынок, - заявила заместитель министра по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговле Калининградской области Анастасия Абрамова. - Доля экспорта региона высока».
По экспортной квоте, то есть, соотношению между экспортом и валовым региональным продуктом (ВРП) Калининградская область занимает «место значительно выше среднего, чем другие регионы» - от 27 до 54%. Власти насчитали в 2017 году в регионе 380 компаний-экспортёров. Из них 250 — это малые и средние предприятия. Но их доля, по данным министерства, постоянно растёт - «хоть и незначительно». А вот объём экспорта в денежном выражении как в 2016, так и в 2017 году примерно «на том же уровне».
80% экспорта из региона дают 10 предприятий. Но даже среди них есть те, кто обеспечивает основную долю. Группа компания «Содружество» - абсолютный лидер. Далее следуют производитель химических веществ «Экополимер», производитель тралового оборудования «Фишеринг Сервис», производитель изделий из древесины «Лесобалт».
В 2017 году за счёт крупного китайского контракта в десятку топ-экспортёров Калининградской области попал Калининградский янтарный комбинат.
Власти надеются на наращивание выпуска электроники предприятием «Орбита один» в Славске, зарегистрировавшемся как резидент Особой экономической зоны в 2017 году.
Часть экспортёров смогли в 2017 году получить субсидии из бюджета для модернизации экспортного производства: «Фишеринг Сервис», «Электросварка».
Александр Пряхин, руководитель отделения Российского экспортного центра (РЭЦ) в Калининградской области, был настроен крайне оптимистично. В 2017 году экспорт мебельной отрасли вырос, по его словам, на 30%. Причём вывозят мебель не только в страны ближнего зарубежья, но и в Германию.
Новой витриной калининградской промышленности становится группа компаний «Балтмоторс». Они экспортируют мототехнику, осваивая «неизвестные ранее рынки» Канады и Северной Америки.
«Предприятия модернизируют производства, вкладывают средства, чтобы развивать экспортный потенциал. Наше особое расположение здорово влияет на экспорт, у нас комфортно экспортировать», - заключил Александр Пряхин.
Он также отметил, что логистическая составляющая экспорта в США и Канаду отработана намного лучше, чем в Китай. Позднее эти слова подтвердил Дмитрий Сивков, президент «Балтмоторс»: поставка товара в Северную Америку длится 18 дней, в Китай — более 30.
РЭЦ планирует создать «экспортный акселератор». Компаниям будут помогать выходить на внешние рынки до стадии заключения контрактов. Финансирование будет осуществляться по «ставкам, сопоставимым с теми странами, куда поставляют нашу продукцию». Будут расширены меры поддержки экспорта продукции агропромышленного комплекса.
«У нас нет задачи развивать одно направление. Мы открыты для всех видов бизнеса», - подчеркнул Пряхин.
В качестве примера он рассказал о микробизнесе, который через онлайн-плошадку вышел на рынок... США.
«Наш продукт покупают в США. Это кокошники, например, - сказал Александр Пряхин, вызвав улыбки у участников круглого стола, и тут же поспешил заверить: - Это не было связано с ЧМ-2018. Кокошники для повседневной жизни. Бренд «Русская корона».
На рынки Северной Америки стремится и компания с изделиями из янтаря. Сервисный партнёр помогает получить доступ на международные площадки, такие как Alibaba.
Пряхин вспомнил об отчёте Европейского союза десятилетней давности о перспективах развития экспорта из Калининградской области.
«Первым пунктом мешающим экспортировать стояло отсутствие желания бизнесменов в продвижении продуктов на экспорт. Сейчас количество обращений растёт. Практически каждый день встречи с бизнесом и выстраивание систем поддержки», - завершил свою речь Александр Пряхин.
Президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин, удачно вписываясь в начатые дифирамбы калининградскому экспортному бизнесу, рассказал об отсутствии психологических барьеров для местного предпринимательства к выходу на внешний рынки.
«Мы в быту часто пересекаем границы и нормально выстраиваем коммуникацию как с соседями, как и со всеми предпринимателями мира, - заметил Феликс Лапин. Мы добились высокого качества, и цена хорошая. Мы должны ориентироваться на то, что имеем здесь — переработать, доработать, углубить производство. Основная задача — использовать потенциал: сырьевой поток, который идёт с Востока на Запад, приземлить здесь и переработать сырьё. Это очень сложно, потому что есть заградительные пошлины. Но есть поддержка РЭЦ, министерства».
По оценке Феликса Лапина, объёмы экспорта в денежном выражении можно увеличить «в 2 — 3 раза».
Дмитрий Сивков, президент группы компаний «Балтмоторс», сказал о поддержке со стороны государства, которая его приятно удивили: «Здесь сидит один человек, который экспортирует, и шесть человек, которые его поддерживают».
Сивков возглавил совсем недавно созданную Ассоциацию предприятий-экспортёров Калининградской области. Её цель: наладить связь между государством и бизнесом. «Мы консолидировали мнения тех, кто занимается только экспортом», - отметил Дмитрий Сивков.
Президент «Балтмоторс» считает, что предприниматели в регионе сами по себе не боятся экспортировать. Проблема в другом — «они не знают правил работы на развитых экспортных рынках». Он выразил мнение консолидированное мнение Ассоциации: правительство региона «должно, прежде всего, делать ставку на бизнес, который есть здесь в Калининграде».
По мнению Сивкова, на экспортный разворот региональной экономики большое влияние оказала отмена льгот в 2016 году. «Мы до этого работали на Россию, но были вынуждены идти на экспорт, в России мы особенно не нужны, там есть собственные фабрики».
Поддержка экспорта в регионе, по словам Сивкова, это не просто слова, а уже реальные дела.
«Мы начали получать поддержку со стороны РЭЦ: финансирование экспорта, покрытие транспортных расходов до рынков сбыта, - сказал Сивков. - Предприниматели начинают чувствовать, что заниматься экспортом - гораздо выгоднее, чем заниматься отгрузкой в Россию. Мы больше зарабатываем на рынках Северной Америки. Тут оказывает влияние падающая платёжеспособность в России и дорожающий доллар».
По его оценке, доля экспорта в выручке ГК «Балтмоторс» составляет 30%. Он хотел бы нарастить её до 50%: «Чтобы чувствовать уверенность в завтрашнем дне».
Но есть и проблемы. Например, крупнотоннажные контейнерные отгрузки устраивают и по скорости, и по цене. Но «тарифы на доставку небольших партий очень высокие».
Доступное финансирование
Президент ГК «Балтмоторс» также напомнил, что без дешёвых денег никакой экспорт не получится:
«Мы должны прийти на экспортные рынки не только со своей продукцией, но и со своими деньгами, доступными по цене. На развитых рынках все работают с отсрочкой платежа — до 90 дней. Если у тебя дилерская сеть, то ты должен обеспечить их деньгами на срок до года. Мы ведём переговоры со Сбербанком, чтобы у нас было доступное экспортное финансирование. Нас волнует вопрос доступности инвестиционного финансирования. Мы будем год — два работать с рынками, но потом нам придётся строить собственные заводы, для этого нам нужны деньги. Нам нужны общепринятые мировые формы финансирования строительства и модернизации предприятий. Мы хотим деньги под 1 — 3%. Нам нужна специальная программа, заточенная под экспортёров».
В заключение своего оптимистичного выступления Дмитрий Сивков рассказал о разнице между экспортноориентированным предпринимателем и его коллегой, поставляющим продукцию на рынок остальной России: «У кого глаза горят, и улыбка на лице — значит, занимается экспортом. А кто угрюмый, тот рассказывает, что рубль упал».
Сивков также напомнил, что задачу, поставленную президентом Владимиром Путиным — увеличить объём экспорта в два раза до 2024 года — никто не отменял.
Александр Иванов, президент агрофабрики «Натурово», рассказал о тайной культуре, выращенной в Калининградской области, название которой он не стал раскрывать из-за сидящих в зале журналистов (понятное дело, что они тут же помешают экспорту).
«Здесь выращена культура, объём которой составляет 10% мировых запасов. Боимся напугать мировой рынок», - сказал Иванов.
По словам Иванова, сейчас спрос на продукты питания из Калининградской области возникает и в Германии, и в Польше.
По мнению Иванова, не стоит забывать об информационной поддержке экспорта из Калининградской области и создании бренда региона «Сделано в Калининграде».
«Не хватает волшебного пинка, чтобы процесс перешёл в практическую плоскость», - отметил Александр Иванов.
Анастасия Абрамова заметила, что процесс идёт, и сейчас обсуждают критерии, по которым продукция на вывоз будет получать статус, изготовленной в Калининградской области.
Александр Беляшов, руководитель департамента развития предпринимательства Фонда «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области», оценил общий объём экспорта из региона в 800 млн долларов — 27% ВРП. При этом основными покупателями продукции региона являются страны, которые, как говорят, не на слуху: Алжир, Финляндия, Норвегия.
«Это сюрприз для многих», - отметил Беляшов.
В развитие роли экспорта в экономике запланирована бизнес-миссия в США для представителей отрасли информационных технологий.
Фонд субсидировал участие калининградского бизнеса в трёх выставках.
Особое внимание, по мнению Беляшова, надо уделить Ирану:
«Вновь вводимые санкции стимулируют импорт в Иран из России».
Феликс Лапин предложил подумать над выводом на экспортные рынки строительных предприятий региона:
«У нас огромнейший потенциал и опыт в строительных организациях. Есть мировые проблемы, потребуется 10 — 15 лет восстанавливать то, что разрушено. Важно, чтобы наш потенциал был использован».
Поставлять ушанки из калининградских кроликов на экспорт в Северную Америку? Почему нет?! (с) Борис Регистер.
О необычной перспективе экспорта рассказал Дмитрий Сивков: «Мы начинаем производить шапки-ушанки для американцев. Кролики, которые выращивает Саканов, шкуры пойдут на переработку, мы будем реализовывать их под нашим брендом «Snow dog“ («Снежная собака») в Америке. Американский и канадский рынки очень стабильные с хорошей покупательной способностью, надо идти туда».
Александр Пряхин напомнил, что идти сломя голову на экспортные рынки не стоит. Необходимо защищать свою торговую марку. А иначе случаются неприятные истории: «Компания вышла на выставку, продукцией заинтересовались, через месяц была первая поставка, компании запретили ввоз, поскольку на этот бренд была подана заявка на регистрацию. Компании предложили купить бренд».
РЭЦ помогает регистрировать товарные знаки на других рынках. Причём для бизнеса эта операция ещё и субсидируется.
© ИА Русский Запад/аш