Когда речь заходит о калининградских предприятиях, их конкуренты, расположенные на основной территории России, начинают, мягко говоря, нервно ёрзать.
Режим Особой экономической зоны, преференции, всё это - «нечестная конкуренция», считают российские коллеги. Однако им и не снились те сложности и убытки, которые несут все калининградские производители в связи с эксклавным расположением региона.
Простои дорого обходятся перевозчику.
Большинство производителей Калининградской области отправляют свою продукцию на территорию России автомобильным транспортом. Чтобы попасть, к примеру, в Москву, фуры, которые загружаются в регионе, должны пересечь три границы. На каждом международном пункте пропуска абсолютно все машины проходят через весы. Опломбированные фуры взвешиваются вместе с товаром. Таможня определяет вес брутто.
И тут начинается самое интересное. Почти всегда вес машины с товаром не совпадает с весом, указанным в таможенной декларации. Всё сходится: наименование товара, марки и модели, цвет и описание, стоимость продукции, количество штук в партии и в фуре. Но вес может отличаться. Его величина никак не влияет на размер таможенных платежей, но формально – это административное нарушение.
В странах ЕС на вес таможня давно уже не обращает внимания. Даже литовские и латвийские таможенники не смотрят на вес, когда российские фуры с российским товаром идут транзитом по территории этих стран в «большую Россию». Но для отечественной таможни вес, который не соответствует указанному в документах, - это отличный повод завести на перевозчика дело об административном нарушении и поставить себе лишнюю галочку: «Видите, мы работаем! Мы на страже!»
Таможня руководствуется частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки». В ней говорится, что «сообщение в таможенный орган недостоверных сведений... о весе брутто при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза... влечёт предупреждение или наложение административного штрафа... на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения».
Андрей Шелест, специалист по таможенному оформлению:
На любом производстве есть свои особенности и нюансы, будь то продукты питания, мебель, электроника или что-то ещё. На конвейере обычно взвешивают контрольные образцы продукции, затем полученный вес умножается на количество штук в партии. Но на практике оказывается, что каждое изделие весит по-разному, чуть больше или чуть меньше контрольного образца.
Затем партия загружается в фуру, её опломбируют и отправляют. Опломбированная машина с грузом внутри проезжает через весы на каждой границе. Причём на каждой границе одна и та же машина может весить по-разному, хотя у всех весов должна быть поверка. Но есть ли она? Как только на российском международном пункте пропуска вес машины с товаром превышает заявленный в документах более чем на 5%, фуру задерживают для досмотра. Машина в ожидании досмотра и оформления протокола может простоять на таможне до недели, а то и больше. А товар изымается в качестве обеспечения уплаты штрафа, наподобие залога.
Например, в конце апреля 2017 года на МАПП Бурачки (латвийско-российская граница) была задержана фура с товаром крупного калининградского завода по производству бытовой электроники. Суд по заведённому административному делу состоялся 11 сентября, а товар производителю удалось забрать только в октябре. Около 250 телевизоров на сумму около 3 млн рублей стояли на таможне почти полгода.
Каждая грузовая машина, которая двигается из и в Калининградскую область рискует быть задержанной и досмотренной. Естественно, у производителей, которые находятся на основной территории России, вообще не возникает таких проблем, они даже не знают о них, и это их конкурентное преимущество. Создаётся ощущение, что таможня таким образом лоббирует интересы конкретных предприятий.
Калининградские перевозчики постоянно в зоне риска.
Сегодня стоимость отправки грузовой фуры с товаром по маршруту Калининград - Москва составляет 70 тысяч рублей. Штраф, который накладывает российская таможня на перевозчика по административному делу о нарушении статьи 16.1 КоАП, – от 50 до 100 тысяч рублей. Сумма не маленькая, но не критичная. Но на этом убытки, наносимые таможней калининградской экономике, не заканчиваются.
Таможня выставляет штраф перевозчику, а он, в свою очередь, перевыставляет эти расходы производителю. Ведь логистическая фирма не может отвечать за вес товара, который ей заказали перевезти из одного российского города в другой. Но и перевозчик тоже остается внакладе: если у него накопится определённое количество штрафных санкций в году, компанию могут лишить лицензии. Машина простаивает на таможне в ожидании досмотра и оформления протокола: это упущенная выгода транспортной компании, ведь машина за это время могла бы ездить и приносить прибыть. Кроме того, водителю, который в ожидании досмотра на таможне живёт в машине, нужно платить командировочные и суточные. А зимой прибавляется ещё и расход топлива, ведь машину нужно греть и тратить на это топливо. Таможенные органы, зная обо всем этом, совершенно не торопятся ускорить процесс оформления, чтобы сэкономить чужие деньги.
Несёт убытки и грузополучатель. Он ждёт груз, но не получает его вовремя. А если товар изъяли на таможне, то грузополучатель вообще не дождётся своего заказа. То есть вернуть его можно, но как минимум через полгода.
Данила Копытов, менеджер по логистике:
Общие убытки от столь предвзятого отношения российской таможни к калининградским грузам составляют миллионы рублей. И, конечно же, производители, перевозчики и грузополучатели хотели бы, если не избежать их, то, как минимум, сократить. Естественным стало появление околотаможенных контор, которые предлагают свою помощь в скорейшем решении вопроса.
Механизм следующий. В таможне имеются координаты грузоотправителя и перевозчика, чья машина задержана из-за перевеса. Документы, составленные, к примеру, на МАПП Бурачки, передаются в Псковскую таможню. Инспектор, который ведёт следствие, видит координаты этих юрлиц. Но связаться с грузоотправителем даже не пытается. Хотя и сайты грузоотправителя, и перевозчика есть в интернете, позвонить или написать по электронной почте не составляет проблем.
Однако, буквально на следующий день после задержания фуры, в Калининград поступают звонки от странных юридических организаций, которые предлагают свои услуги... по ускорению процесса за сумму штрафа. То есть, если наложен штраф в 50 тысяч рублей, то и фирме-ускорителю тоже нужно заплатить такую же сумму.
На самом деле никакой юридической фирмы нет, просто некто находит способ вымогать наличные средства якобы за решение всех вопросов с таможней.
Всё дело в том, что узнать о факте задержания машины с грузом можно только в таможне. Нужно знать, что у конкретной фирмы имеется административное правонарушение. Информацией об этом владеют только инспектор таможни и сам грузоотправитель, на которого заведено дело. Получается, российская таможня занимается рэкетом образца 90-х, прикрываясь КоАП?! Останавливает фуры с грузами, изымает товары, специально затягивает с досмотром и оформлением документов и, вишенка на торте, разглашает сведения сторонним организациям. Отличный способ заработать, не правда ли?
Калининградская областная таможня.
- Отвечая на запрос ИА «Русский Запад», направляем обоснование законности привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ со ссылкой на нормы действующего законодательства (вопрос № 1).
Положениями п. 2 ст. 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) определено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах (...). Местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определённые в соответствии с законодательством государств-членов (п. 2 ст. 10 ТК ЕАЭС). Места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия, а через которые убывают с таможенной территории Союза — местами убытия (п. 4 ст. 10 ТК ЕАЭС).
Согласно п.1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путём представления документов и сведений, предусмотренных ст. 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем предоставления документа, содержащего сведения о номере предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в сроки, установленные указанным пунктом.
Перечень документов и сведений, представляемых перевозчиком при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке автомобильным транспортом, установлен п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС, в том числе: документы - транспортные (перевозочные) документы, имеющиеся,коммерческие документы на перевозимые товары; сведения - о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, наименования, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых 6 знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объём товаров (в кубических метрах).
В соответствии с п.п. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза.
Как следует из примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путём, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам и иные документы, не имеющие юридической силы.
Таким образом, представленные перевозчиком таможенному органу документы, содержащие недостоверные сведения о весе брутто товаров, рассматриваются для таможенных целей в качестве недействительных документов.
Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию Союза путём представления недействительных документов образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ является порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Союза. Данная норма направлена на обеспечение порядка перемещения товаров через таможенную границу, исключающего возможность сообщения таможенному органу недостоверных сведений, и предназначена для защиты самостоятельного объекта охраняемых государством общественных отношений в сфере таможенного дела, связанных с осуществлением таможенного контроля. Поэтому административная ответственность за совершение данного административного правонарушения наступает независимо от факта неуплаты таможенных платежей или наступления иных материальных последствий (Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.2011 №1031-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Березовского А.А. на нарушение его конституционных прав примечаниями к статье 16.1 КоАП России»).
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Осуществляя перевозку груза, и учитывая, что при этом предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами РФ, в частности, по представлению в таможенный орган предусмотренных таможенным законодательством документов и сведений, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Санкция ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает в качестве дополнительного вида наказания, конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно ст. 27.10 КоАП РФ предусматривает в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении изъятие вещей, явившихся предметами административного правонарушения.
- Борьба с коррупционными проявлениями в таможенных органах в силу их высокой общественной опасности постоянно находится в центре внимания руководства Калининградской областной таможни.
В таможне создана и ведёт свою деятельность комиссия по профилактике коррупционных правонарушений. На заседаниях комиссии рассматриваются наиболее актуальные вопросы реализации системы предупредительно-профилактических мер, направленных на устранение причин и условий, негативно влияющих на деятельность таможенных органов и способствующих совершению коррупционных правонарушений должностными лицами таможенных органов.
Кроме того, в состав таможни входит Служба по противодействию коррупции (СГОС), основной задачей которой является работа по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений коррупционной направленности, преступлений против интересов службы в таможенных органах, совершенных должностными лицами при исполнении должностных обязанностей, а также воспитательно-профилактическая деятельность.
В 2018 году по выявленным Калининградской областной таможней фактам коррупционных проявлений возбуждено 49 уголовных дел (в 2017 году - 19), из которых 48 - коррупционной направленности (в 2017 году - 13). По фактам взяточничества возбуждено 42 уголовных дела (в 2017 году — 11), в том числе по фактам получения взятки в отношении 3 должностных лиц таможни — 9 уголовных дел, по фактам дачи взятки в отношении недобросовестных участников ВЭД - 33 уголовных дела.
В результате работы, проводимой таможней по данному направлению, в 2018 году судебными инстанциями Калининградской области вынесено 8 обвинительных приговоров: 5 в отношении взяткодателей и 3 в отношении должностных лиц таможенных органов.
© ИА Русский Запад/аш