В четверг, 28 февраля 2019 года, в Калининградской торгово-промышленной палате на заседании комитета по экологии и природопользованию обсудили реформу обращения с твёрдыми бытовыми отходами.
В зал в особняке на улице Ватутина пришлось заносить дополнительные стулья - заинтересованных лиц собралось очень много.
Оглядев продолжавший наполняться зал, Лапин добавил:
«Ваше присутствие говорит об очень высокой остроте вопроса. Мы должны отсюда выйти не после боя, а определив пути разрешения конфликтов интересов, которые существуют».
По традиции для таких обсуждений первое слово дали министру природных ресурсов и экологии Калининградской области Олегу Ступину. По той же традиции министр повторил свой прежний тезис:
«Это не мусорная реформа, а создание новой системы обращения с отходами. Этой отрасли явно оформленной никогда не существовало в Калининградской области».
Олег Ступин обозначил своё знание проблем бизнеса, желающего платить по фактическому объёму собранных отходов, а не по нормативу. Но тон его высказываний уже несколько отличался от того, что он говорил, например, всего две недели назад — на встрече с общественниками, да и тем же бизнесом в администрации Калининграда. Теперь министр обозначил выход из казалось бы тупиковой ситуации:
«Вещи простые, большинство добросовестных участников бизнеса смогут ими воспользоваться».
Термическая обработка — это мусоросжигательные предприятия. Но слово «сжигать» даже не прозвучало.
Но они не успокаивались.
Одновременно он рассказал о «большой проделанной работе» и о том, что рост стоимости вывоза отходов был предсказуем. «Участники рынка» об этом знали как минимум с ноября 2018 года. Но ничего не сделали, чтобы смягчить.
Из таблицы, продемонстрированной министром, оказалось, что и единый региональный оператор по обращению с отходами (ГП КО ЕСОО) не был готов с 1 января 2019 года работать по новым правилам. Причём министерство это знало.
Так, единственный полигон в Ельняках для Гурьевского и Полесского городских округов Калининградской области не был оснащён системой весового контроля. При этом за два дней с 1 января по 20 января 2019 года на него была вывезена шестая честь всех отходов. Всего за 20 дней — 12 101 тонна. Больше всего принял полигон в Круглово — 8 116 тонн.
Дальше министр обозначил направление движения, толчком к которому стало начальственное указание.
И если раньше он называл массу препятствий для перехода к учёту ТКО от юридических лиц по фактическому накоплению, то теперь он назвал... условия для перехода к такому методу.
«Оплата по факту должна осуществляться при переходе на раздельный сбор отходов. Основная цель новой системы — именно эта», - сказал Олег Ступин.
Он пояснил, что юридические лица смогут заключить договора с единым региональным оператором с учётом отходов по факту накопления при переходе на раздельный сбор мусора. Однако, для этого необходимо выполнение целого ряда условий. Первым из них является издание локального нормативного акта, им в организации должен вводиться раздельный сбор мусора.
«Это предложение министерства, которое мы готовы обсудить. Отдельными представителями отраслей такая концепция поддерживается», - сказал Олег Ступин.
По его словам, можно тем же приказом утвердить и полную переработку отходов. При этом министерство природных ресурсов и экологии будет отслеживать, какие отходы размещаются в контейнере предприятия. При многократном нарушении заявленного раздельного сбора мусора произойдёт принудительный возврат к оплате по нормативу.
«Интересное сообщение. Для многих это новация. Проблема ещё была в том, что мы упёрлись лицом в стенку, и нам никто не говорил, как выйти из этой ситуации», - отреагировал на слова Олега Ступина президент КТПП Феликс Лапина.
Предприятия, которые хотят перейти на раздельный сбор мусора, должны внести свою контейнерную площадку в территориальную схему обращения с отходами. Контейнерная площадка должна быть проверена на соответствие санитарным нормам Управлением Роспотребнадзора.
«С точки зрения требований ничего не произошло. Для отдельных объектов специальные правила — предприятия торговли, общепита. Для тех, для кого нет, специальных правил, есть общий СанПин 1988 года. Там все требования описаны, начиная с расстояний. Существует проект нового СанПИН. Там будет ряд изменений, может быть, послаблений. В частности, минимальные расстояния будут уменьшены, - пояснил заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Калининградской области Александр Васильев. - В случае поступления обращения [о контейнерной площадке] мы даём заключение в форме простого письма, это не является препятствием, чтобы мы срок в 5 дней нарушили».
При этом он уточнил, что заявка подаётся в муниципалитет, который в свою очередь подаёт запрос в Управление Роспотребнадзора. Сама организация не вступает в переписку с Управлением.
«С нами вы не будете контактировать. Муниципалитет включит вашу площадку в официальный реестр», - отметил Александр Васильев.
Министр Олег Ступин также подчеркнул, что раздельный сбор состоит также в разделении отходообразователей.
Президент КТПП Феликс Лапин обозначил ещё одну проблему: малоэтажную хаотичную застройку, «не выдерживающую всех норм». Поставить контейнерную площадку с соблюдением всех норм «очень сложно». Кроме того, существуют аптеки и магазины, которые сейчас выкидывают мусор в общий контейнер.
Феликс Лапин взял со стола пустую бутылочку с водой и стал её вертеть в руках, а потом продолжил: не только бутылочка — проблема. Проблема также и бумага, обработанная парафином, жиром и другими загрязнениями, которую не должны принимать на полигонах. Но... принимают?!
По вопросу попросили высказаться представителя Управления Росприроднадзора по Калининградской области. Но она не была к этому готова и сказала, что будет общаться с министерством в письменной «обязывающей» форме.
Министр Олег Ступин преподнёс второй сюрприз и анонсировал изменение нормативов.
Представители Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области продемонстрировали слайды со структурой тарифа за обращение с ТКО (мусор). Выходило, что плата за негативное воздействие выросла в 2019 году в 25 раз по сравнению с 2018 годом и попала, естественно, в тариф.
Кроме того, при расчёте тарифа вырос расчётный объём более чем в три раза: с 987 130 кубометров мусора со всей Калининградской области в 2018 году до 3 254 407 кубометров в 2019 году.
Феликс Лапин спросил у переработчиков, могут ли они какие-либо бытовые отходы переработать в Калининградской области?
«Мы можем заниматься только экспортом отходов. Кроме картона, который мы можем сдавать на переработку», - пояснил председатель Союза переработчиков отходов Калининградской области Святослав Лавриненко.
Президент КТПП рассказал, что уже выяснял, кто может перерабатывать отходы. По мнению министерства промышленности Калининградской области, таких предприятий много. Из министерства Феликс Лапин получил письмо со списком предприятий на двух листах. Реальность оказалась жёстче: на бумаге одно, на деле — другое.
«Я две недели никуда не мог сдать картон», - пожаловался до этого почти не издававший реплик Алексей Хряпченко, директор государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами», один из главных виновников «торжества» мусорной реформы.
Феликс Лапин рассказал, что мусорная реформа уже привела к коллапсу в сфере переработки отходов в Калининградской области: предприятия приостановили деятельность или закрылись.
Слово дали Алексею Хряпченко.
В январе, по его словам, полигоны приняли 30 тысяч тонн отходов. Хотя только что министерство демонстрировало слайд о том, что за первые 20 дней было принято 12 тысяч тонн. Выходит, что последнюю декаду января мусороперевозчики работали в авральном режиме.
По оценке Алексея Хряпченко, количество мусора, которое вывезут к концу 2019 года, будет примерно соответствовать расчётному. Причём примерно было с «разницей в 100 тысяч тонн». Учитывая, что всего в тарифе заложено ок. 465 тысяч тонн мусора, разница составила «примерно» 20%.
«В пределах погрешности», - прокомментировал министр Олег Ступин.
«Эти цифры абсолютно объективны», - заверил Алексей Хряпченко, чтобы тут же рассказать о «лукавстве многих крупных предприятий»: они заключили договоры на вывоз промышленных отходов, а на вывоз ТКО не заключили.
По его словам, в ЕСОО «пошли массовые обращения от ИП, юрлиц»: мне 1,5 — 2 месяца возил ТКО такой-то, поэтому я вам оплачивать не буду!
«Они возили на чужие полигоны, а не единого оператора. Потому что мы тщательно проверяем по морфологическому составу, - добавил Алексей Хряпченко. - Мы наводим в этом порядок. Реформа мусорная — это локомотив не только по наведению порядка обращения с ТКО, но и локомотив наведения порядка со всеми видами отходов».
По словам Олега Ступина, в муниципалитетах реформу не поддержали, не выстроив правильной системы сбора отходов.
«Много примеров, когда контейнер стоит в центре города на земле», - - отметил министр.
В то же время он сказал, что понимает большие финансовые трудности муниципалитетов. Правительство намеревается получить финансовую помощь из федерального бюджета, чтобы помочь им.
Алексей Хряпченко рассказал о трудностях общения с организациями: они не заключают договора, а пишут протоколы разногласий.
«Мы платежи от многих из вас не видели», - заявил в зал Алексей Хряпченко, вызвав гул неодобрения.
Юрий Дергачёв, председатель комитета по торговле КТПП, рассказал о том, что торговые предприятия «пока вряд ли заключали договоры» на вывоз ТКО.
Но помимо констатации страшных фактов после получаса обсуждения Юрию Дергачёву удалось буквально вытащить тисками алгоритм действий для тех, кто арендует площади в торговых центрах. Они оказались в подвешенном состоянии. Единый оператор говорил им, что по закону с ними уже де юре заключён договор на вывоз ТКО по нормативу. Но де факто у многих есть договоры с управляющей компанией в торговых или бизнес-центрах, по которому те берут на себя обязательства по решению вопросов с отходами.
То есть, платить дважды — единому региональному оператору и управляющей компании - не надо.
Выступления закончились и начались вопросы. Многие в форме утверждений о печальных фактах.
Представитель группы компаний ФОР рассказал, что мусор с их площадок не вывозится 1,5 недели. Дозвониться по горячей линии очень сложно.
Главный инженер Музея мирового океана попросил пересмотреть норматив. За морской выставочный центр в Светлогорске музею выставлен счёт на 712 кубометров мусора. В центре — 10 сотрудников, а в межсезонье почти нет посетителей.
«Каким образом мы должны создать этот мусор?» - вопросил инженер.
Алексей Хряпченко воспринял вопрос с юмором. Он считает, что мусор в Музее Мирового океана всё же создаётся.
В зале возник неодобрительный гул и смех.
«Мы должны в месяц платить 700 тысяч рублей. За год платили прошлый весь 270 тысяч рублей. Что нам делать?» - продолжал спрашивать главный инженер.
«Посчитать свои площади, норматив будет перерасчитываться через год», - ответил Олег Ступин.
Выступил предприниматель, занимавшийся сортировкой вторичного сырья:
Рассказал он также о том, как в ЕСОО с него потребовали паспорт отходов и «напугали прокуратурой».
Представитель компании «Атлантис» попробовал получить ответ на вопрос, будет ли перерасчитана плата с учётом того, что в январе 2019 года отходы с его предприятия вообще не вывозились.
Ответ Алексея Хряпченко не выглядел конструктивным: если не договоримся, то встретимся в суде.
В зале вновь возник гул неодобрения. А Феликс Лапин заявил, что КТПП будет однозначно на стороне предпринимателя — разговаривать угрозами судом нельзя.
После 2,5 часов обсуждение было закончено. Постановили решать вопросы в рабочем порядке путём переговоров.
© ИА Русский Запад/аш