Основатель одного из крупнейших производителей автомобилей в России, компании «Автотор», Владимир Щербаков поделился своим мнением о возможных путях развития отрасли и экономики в целом.
С начала запуска своего производства более 20 лет назад калининградский «Автотор» произвёл на сегодняшний день более двух миллионов автомобилей. По финансовым показателям компания считается одной из самых успешных в автомобилестроении.
Тем не менее, Владимир Щербаков считает, что именно сейчас самое время развернуться от устоявшейся модели управления в сторону принципиально новых подходов и бизнес-решений.
Переход к новому технологическому укладу диктует новые подходы и принципы организации, новые решения в вопросах обеспечения кадрами и т.д.
В автомобиле Tesla около 140 трущихся (крутящихся) деталей, в то время как в BMW их 1700. Но и детали в электромобиле произведены без сварки, обточки и фрезеровки - «применяется технология 3D». И это наглядный пример того, какие глобальные изменения наступят в отрасли в ближайшие 10 лет: вместо металлов будут композиты, а значит никакой металлообработки, заводы, производящие «поршневые кольца, цилиндры, клапаны», станут не нужны и т.д.
В этой модели развития самыми востребованными специалистами становятся программисты или, как указывает Владимир Щербаков, «по крайней мере, люди, хорошо разбирающиеся в работе обрабатывающих центров», для работы которых не нужны огромные здания и кабинеты.
«Работают фрилансеры, которые берутся за определённую задачу и отвечают за результат. И где они работают — в офисе или из дома — неважно».
На этот вопрос Владимир Щербаков даёт однозначный ответ: те, кто опережает время, кто вкладывает в перспективные разработки, пусть даже, создавая пока не всегда удачные образцы, как, например, Илон Маск.
То, что ещё совсем недавно казалось фантастикой, сегодня становится реальностью – электромобили, автомобили с водородными двигателями. Этот рынок стремительно развивается. «На это сейчас брошены гигантские ресурсы, не только денежные, но и умственные, и это имеет реальный выход. Все это меняет парадигму развития», - отмечает Владимир Щербаков.
В связи с этими тенденциями у отечественного автомобилестроения есть сегодня два пути, считает он: продолжать внедрять «достижения уходящего технологического уклада», или все ресурсы направить на «разработку и внедрение совершенно новых технологий», которые можно будет экспортировать, как и продукцию на её основе. Основатель компании «Автотор» полагает, что Россия вполне может пойти по второму пути: «Фундаментальная база и многие прикладные разработки для создания этих технологий и продуктов в России есть».
Чтобы совершить качественный прорыв, нужно сосредоточиться на прогрессивных технологиях нового уклада вместо инвестиций в технологии, «которые устаревают быстрее, чем произойдёт их массовое внедрение», считает Владимир Щербаков. Наглядный пример из того же автопрома: «Внедрение целого ряда критических технологий экономически оправдано только для моделей автомобилей массового спроса (100-200 тысяч автомобилей в год). Например, для окупаемости крупный штамп должен сделать около 1 млн. ударов, и при годовом выпуске даже 50 тыс. автомобилей его окупаемость составляет около 20 лет». А это, как отмечает автор, означает, что внедрение таких технологий при производстве автомобилей малых серий (до 30 тысяч штук в год) приводит к тому, что оно становится убыточным. В итоге - остановка производства, эту нишу занимает прямой импорт, а люди, которые были заняты на этом производстве, оказываются на улице.
То же и с локализацией компонентов. При грамотном подходе это направление имеет хорошие перспективы, в том числе и для экономики региона. Поскольку в мировой практике ни один ведущий производитель не занимается всем сразу - и дизайном автомобиля, и его сборкой, и производством всех его компонентов, а выбирает лучшие из лучших решений, которые поставляют независимые компании по конкурентной цене, есть шанс и у нашей области. Причём спрос на автокомпоненты появится и извне, а не только «со стороны местного завода».
«В ближайшее время нам потребуется большое количество производителей компонентов. Так что любой, кто хочет производить компоненты, добро пожаловать», - заявляет основатель «Автотор».
Сегодня Калининград имеет шанс реализовать на практике эти передовые подходы в рамках «нового города цифровой эпохи». Проект, в который инвестирует «Автотор», предусматривает большие возможности для бизнеса, отмечает Владимир Щербаков.
«Кто-то может делать строительные работы, вентиляционные системы, котлы для отопления и т.д. Проект нового города будет стоить примерно 40 млрд рублей. Большая часть финансирования у нас уже есть. Мы находимся в состоянии практической реализации — подготовили проект, доказали, что такой проект здесь нужен. Мы создаём новые рабочие места в виде заводов по производству компонентов и автомобильные заводы. Мы дадим людям работу. Это будет наукоград, куда соберут все научные подразделения области. Мы готовы давать заказы. Мы договариваемся, что все наши иностранные партнеры будут давать работу этому центру с точки зрения разработки новых материалов, новых программ, новых технологий. Это программа серьёзная. Она рассчитана на 7 – 10 лет».
Предполагается, что главной движущей силой проекта должна стать молодёжь.
© ИА Русский Запад/аш