Этой весной тротуары и газоны в Калининграде и городах области забиты автомобилями до предела. Как никогда раньше? 78% участников опроса «Русского Запада» заявили, что лично им постоянно мешают машины, оставленные в неположенных местах. Мы выяснили, в чём проблема, и как её предлагают решить эксперты.
Каждое утро десятки тысяч автомобилей заполняют дворы и проезды у жилых домов. Вечером транспортное цунами возвращается к своим подъездам. Утром и вечером от обилия транспорта страдают разные люди, но живут-то они в одном и том же городе.
Только в Калининграде сейчас зарегистрировано более 170 000 легковых автомобилей. Каждому нужно припарковаться. Желательно бесплатно.
«На 2-м Альпийском переулке паркующиеся весь тротуар разбили, - рассказывает местная жительница Александра Курач. – Переулок небольшой, а машины на тротуар там ставят постоянно, хотя рядом есть парковка и места там имеются».
Автомобилисты в спальных районах – особая категория. Когда они возвращаются домой после работы, некоторые дворы запружены машинами по периметру. Кажется, сколько места им не дай, столько машин и поставят.
«У нас во дворе внутренняя парковка, для местных, - говорит Александра. - Те, кто в гости приезжает, ставят свой транспорт ближе к подъездам».
Запаркованный двор дома на Ленинском проспектеДвор и тротуар – это не парковка? Нет, не слышали – так рассуждают автомобилисты. Большинство?! Их культуру диктуют условия их жизни. Кварталы спроектированы во времена, когда машина в семье была роскошью, и о сегодняшних транспортных потоках даже не думали. Неудивительно, что примерно 12 километров пробок только из одного Московского района каждое утро превращаются в стоянки под окнами жилых домов в других районах города. Куда-то же они выезжают?!
«Автомобилисты запарковали весь наш двор, а, когда я пытаюсь их вразумить, они меня кроют матом, - описывает Зинаида Москалёва ситуацию на улице Богдана Хмельницкого. – Каждое утро и вечер они все вместе газуют так, что после этого приходится окна мыть. В 1978 году у нас здесь были газоны и лужайки, а теперь всё вытоптано машинами».
Запаркованный двор домов на улице Богдана Хмельницкого
Такие же проблемы во всём квартале: Ленинский проспект, Омская, Багратиона.
«Тут ставят не только легковые, один водитель выставил под окнами целый фургон, - возмущается Зинаида Егоровна. - Он даже не посмотрел, что над местом его «стоянки» нависает ветхий балкон. Пришлось мне оставить ему записку на лобовом стекле. Фургон переставили, налетел ураган, балкон рухнул. Если б водитель не убрал машину, то – прямо на фургон».
По периметру этого квартала 15 магазинов и кафе, большой отель и 5-этажное административное здание, а в центре, во дворе дома, где живёт Зинаида Москалёва, спортивная школа по вольной борьбе. Ежедневно в этот двор привозят на занятия, а потом увозят десятки детей.
Нелегальная стоянка у спортшколы по вольной борьбе; машины ставят даже там где проваливается грунт
«Некоторых привозит автобус, который заезжает прямо во двор, но большинство – на легковых машинах, - рассказывает жительница. – Своей парковки у спортшколы нет. Где заканчивается её территория, никто не знает, поэтому паркуются все где придётся, то есть, у нас во дворе. Машины ставят даже там, где проваливается земля, над старыми немецкими подвалами. Куда смотрит полиция?»
Полиция смотрит за тротуарами больших улиц. До дворов руки не доходят. К тому же неясно, где заканчивается или начинается их компетенция.
Пока Зинаида Москалёва считает припаркованные на газонах автомобили, в 50 метрах от неё, на улице Багратиона, инспектор ГИБДД вдохновенно наблюдает, как белый эвакуатор поднимает с тротуара чёрную «Мазду». Машину выхватывают из ряда других, стоящих там, где остановка запрещена.
Найти управу на паркующихся в неположенных местах можно только на улицах, а во дворах они творят что хотят
После строительства бизнес-центра «Панорама» проезжая часть на улице Ореховой превратилась в тротуар. Правда, ходить по нему опасно, его используют как бесплатную парковку. Почему бы и нет?
«Альтернатива где, молодой человек? – возмущённо орёт на корреспондента «Русского Запада» Анатолий, водитель одного из стоящих на Ореховой авто. – Я сделал дела в «стекляшке» (указал на «Панораму». – Прим. РЗ) и уехал, а так бы крутился тут час, среди детей и бабулек, чтобы встать».
Улица Ореховая, разгар рабочего дня
Таких как Анатолий в подворотнях Ленинского проспекта десятки. На одной только Ореховой помещается около 40 «лишних» машин. Хозяева некоторых «делают дела» целый день. Пешего старика, инвалида или женщину с коляской здесь не встретишь, они ищут обходные пути, ведь дела Анатолия с его машиной поважнее будут?! Разве?!
За бизнес-центром "Панорама" пешеходу места нет
Ещё одна характерная примета запаркованного Калининграда – машины на детских площадках. Одна из таких за домом на Серпуховской, 3 - 9, где на постой оставляют свой транспорт не только местные жители, но работники прилегающих офисов, магазинов и аптек.
Двор домов на Полоцкого и Серпуховской, где взрослые "заботятся" о детях
Автомобилисты объясняют запаркованность дворов нехваткой стоянок в центре города. Возможно, это и так, только чем тогда объяснить ситуацию в районе «Балтийского бизнес-центра» на Московском проспекте? Над автомойкой возвышается четырёхэтажный паркинг, а вокруг него тоже стоят машины в три ряда.
Ситуация у четырёхэтажного паркинга около бассейна СК "Юность" усугубилась; сколько места автомобилистам не давай, им всё мало
Ещё одна абсурдная ситуация – у городской поликлиники №2 на улице Университетской. Пациенты протискиваются к главному входу и обратно через ряды машин. С палочками, на костылях, еле-еле душа в теле, больные пробираются между бамперами и фарами, а потом некоторые из них... садятся в эти машины.
Проход к городской поликлинике №2 запружен машинами
В мэрии говорят, что запаркованность Калининграда – следствие трёх причин: градостроительных ошибок прошлого, низкой личной культуры и плохого развития инфраструктуры.
В центре Калининграда пространство между немецкими домами разлиновано сотами хрущёвских кварталов. Здесь паркуется совсем не та публика, что в спальном Московском районе. Тротуары, газоны и дворы забиты машинами людей, которые приезжают в центр на работу – в магазины и офисы. Между крутыми боками дорогих авто протискиваются бабушки, молодые женщины с колясками, да и сами владельцы этого транспорта. Неудобно ходить, неудобно въезжать и выезжать. У выхлопных труб и бамперов играют дети.
Недавно в мэрии Калининграда обсуждали как переделать район улиц Генерала Соммера и Рокоссовского, чтобы всем было удобно.
Автомобильная толчея на тротуарах улицы Соммера
К 2020 году тут обещают организовать парковки, добавить фонари и лавочки, заменить тротуары. Калининградские чиновники, архитекторы и полицейские считают улицу Генерала Соммера едва ли не одной из самых запаркованных в этой части города. Проблема отчасти в том, что это и не совсем улица, ведь только её треть полноценно проездная. За памятником героям-танкистам и до перекрёстка с улицей Подполковника Иванникова чаще паркуются, чем ездят, а вплоть до тротуара Ленинского проспекта и «Янтарной шкатулки» только паркуются. Последние 250 метров «элемента улично-дорожной сети», как его называют на бюрократическом языке, выглядят почти как бульвар. Почти, потому что неспешного пешехода здесь может поджидать опасность – кто-то из водителей может сняться с насиженного места, когда вы идёте мимо.
В мэрии хотят развести потоки автомобилистов и пешеходов и упорядочить парковку. Для этого власти задумали организовать на улице Генерала Соммера кольцевое движение. Дорогу хотят пустить вдоль обоих рядов домов. Пешеходная зона, судя по схеме, будет посередине.
«Там на тротуарах постоянно паркуются машины, - объяснил на градостроительном совете главный архитектор Калининграда Андрей Анисимов. - Подъездов к магазинам, которых на первых этажах обилие, нет, или они со стороны дворов».
Главный архитектор Калининграда Дмитрий АнисимовЧлены градостроительного совета оказались не в восторге от такого решения. Они также связывают запаркованность дворов с нехваткой улиц.
«Мы утеряли улицы как атрибут городского пространства, - заявил архитектор Сергей Гулевский. - Члены совета на протяжении 15 лет предлагали открыть улицу Соммера. Это предложение каждый раз поддерживалось Госавтоинспекцией. Зачем улицу Соммера закрыли?»
Архитектор Сергей Гулевский
Стоянки в районе улице Соммера и Рокоссовского не вмещают всего массива транспорта, оставленного автовладельцами. Официальные паркинги у арбитражного суда и на выходе к улице Черняховского мешают пешеходам не меньше стихийных: людям постоянно приходится пересекать небезопасное пространство автомобильной стоянки у развлекательного комплекса «Планета». Ни один проект благоустройства улиц Соммера и Рокоссовского не решает этой проблемы.
«Как можно говорить об изменении качества бульвара, если мы идём по нему и утыкаемся в частную автостоянку?! – возмутился архитектор Сергей Гулевский. – Пешеходу выхода нет. Зачем вкладывать деньги в лавочки-дорожечки, чтобы потом упираться носом в парковку и просачиваться между машинами?»
Пешеходная зона на улице Рокоссовского упирается в платную парковку
Вопрос о судьбе улицы Рокоссовского стоит ребром: оставить всё как есть или перепланировать? Городские власти настаивают на первом варианте, а эксперты на втором. Бульвар, как считают архитекторы, не должен начинаться с платной парковки. Если не решить вопрос со стоянкой у «Планеты» сейчас, этот «бред», как выразился архитектор Гулевский, законсервируется ещё на годы.
Есть и другие проблемы. Одна из них – на улице, которая носит фамилию Александра Иванникова, участника штурма Кёнигсберга, Героя Советского Союза. Здесь трудно разъехаться двум автомобилям, почти негде припарковаться и трудно ходить пешком. Конечно, пешеходная прогулка по Иванникова не подвиг, но что-то героическое в этом есть. Попробуйте перейти там дорогу, или разойтись на тротуаре с женщиной, которая везёт коляску.
«Улица Иванникова сейчас это сумасшедший дом, с ней надо что-то делать!» - считает архитектор Сергей Гулевский.
Улица Профессора Севастьянова это продолжение улицы Иванникова, со всеми её проблемами
Точечно болезнь пешеходно-транспортной непроходимости не вылечить. Бывший главный архитектор Калининграда и области Александр Башин говорит, что нужно решать транспортную проблему всего треугольника: Ленинский проспект – Черняховского – Пролетарская - Шевченко.
«Эта территория градообразующая, к ней должны быть предъявлены общие градостроительные требования, - замечает Александр Башин. – Чтобы начать проектирование благоустройства этой территории, нужно разобраться с градостроительными проблемами, ответив на несколько вопросов, первый из которых: оставлять ли улицу Соммера пешеходной или вернуть ей транспорт?»
Архитектор Александр Башин
В администрации города не знают, пускать ли по Соммера общественный транспорт. Архитекторы считают, что без этого проблему нелегальных парковок не решить.
«Когда вы решите вопрос с транспортом, поймёте, кто куда едет, где парковки, тогда занимайтесь отдельно благоустройством этой территории, - продолжил Александр Башин. – Нужно разобраться с транспортными и пешеходными потоками, а потом заниматься цветом дорожек и местом для детской площадки. Хотите пуговицы пришить, а у вас пиджака нет!»
Паркующихся можно выдавить новыми улицами и общественным транспортом. Архитектор Олег Васютин считает, что стоит обратиться к опыту прошлого.
«Сейчас в треугольнике Ленинский проспект – Черняховского – Пролетарская» осталась только одна улица [с полноценным движением] - Иванникова, а в немецкое время было около 20, из них по четырём ездил трамвай, - напомнил Олег Васютин.– Понятно качество среды? Никто не против приоритетного пешеходного движения, но соединение Ленинского проспекта и улицы Пролетарской необходимо, это градостроительный закон. Нужно решать проблему с точки зрения уличной жизни, а не просто исходя из того, что есть территория, на которую мы заезжаем».
Архитектор Олег Васютин, справа
Дискуссия о дальнейшей судьбе «большого треугольника» на градостроительном совете свелась к тому, что нужно вносить изменения в Генеральный план, да и вообще на эти территории не разработан проект планировки.
Но главный архитектор области Евгений Костромин считает, что этого пока и не требуется: в ближайшее время есть шанс благоустроить улицу Соммера на федеральные средства. Нельзя пренебречь такой возможностью.
«А мы сидим и говорим, что нет, давайте перекроим генплан, правила землепользования и застройки, планировку и уйдём с этим проектом ещё на два-три года, - предостерёг Евгений Костромин. – Люди не получат комфортной городской среды. Пускай будут лавочки, мощение, свет, но горожане получат территорию с организованными парковками, проездами между домами».
В Госавтоинспекции считают, что чехарда с парковками, проездами и тротуарами в этой части города происходит из-за отсутствия проекта организации дорожного движения. Создание такого документа предусмотрено законом, но пока не предусматривается в мэрии Калининграда.
«Тут две структуры занялись организацией дорожного движения, совершенно не понимая, что они делают, - говорит Роман Луценко, заместитель начальника центра дорожного надзора ГИБДД Калининградской области. – Несомненно, что в мэрии должен быть разработан проект организации дорожного движения. Причём, согласно 43-го приказа Минтранса РФ, должно быть предложено несколько вариантов проектирования».
Роман Луценко
Представитель ГИБДД считает, что нужна ревизия планировочных документов улицы Генерала Соммера. Без этого все решения о судьбе пространства от улицы Пролетарской до Ленинского проспекта окажутся половинчатыми.
«Когда мы с администрацией Калининграда столкнулись с тем, что там происходит с парковками, то не смогли разобраться, какая территория «отрезана» под дом, а какая – в муниципальной собственности, какой проезд – улица, а какой является тротуаром, - говорит Роман Луценко. – Конечно, там можно делать новые парковки, но, возможно, что они получатся с заездом с тротуара. На Соммера реальная проблема, которая с годами будет только усиливаться. Если добавлять какие-то элементы в благоустройство этой улицы, то нужно учесть дворы, куда можно убрать транспорт. Стоянок, которые предложили в последних проектах, там не хватит».
Автомобиль ГИБДД, припаркованный во дворе жилого домаНа всём протяжении улицы Соммера машины выезжают и паркуются в каждом междворовом проезде. Местные жители, собственники магазинов и их клиенты – все пользуются пространством между домами, чтобы протолкнуть или оставить там свою машину. В ближайшие несколько лет ходить пешком и ездить там станет ещё сложнее.
«На улице Севастьянова даже сейчас умудряются осуществлять застройку, - говорит представитель ГИБДД. - Это не улучшит транспортную ситуацию. С дорожным движением там и сейчас катастрофа. Есть улица Иванникова, движение на которой также требует глубокого переосмысления».
Нельзя очистить тротуары и газоны от автомобилей, создав там качественную городскую среду, ведь туда приедет ещё больше машин.
«Раньше автомобили стояли на тротуаре, а теперь они встанут за тротуарами, на газонах, везде, - предостерегает Александр Башин. - Любая качественная благоустроенная среда привлекает людей. Благоустройство вытопчут и поставят на нём автомобили. Чтобы этого не было, решите сперва вопрос с транспортом, определите категории улиц, проездов, дворов».
Нехватка места для пешеходов стала поводом для проектирования ещё одной комфортной среды - вокруг Нижнего озера. Казалось бы, дорожки вокруг водоёма пешеходные, автомобилей там нет. Однако, пройти к спускам, зачастую, можно только через дворы и междворовые проезды, где в погожие дни бывает не протолкнуться.
«Пройти по улице буквально негде, везде машины стоят, - жалуются местные жители. - Приходится пробираться сквозь ряды машин».
Архитекторы КБ «Стрелка» обещают спроектировать пешеходную зону вокруг Нижнего озера до 2022 года. К сожалению, дворы и проезды вокруг концепция не затрагивает. Если комфортная территория действительно воплотится, к нему потянется ещё больше людей. Значит, ещё больше машин встанет во дворах на Пролетарской и Сергеева. Всё то же самое, что предрёк архитектор Башин улице Генерала Соммера.
География больших планов КБ "Стрелка" на благоустройство вокруг Нижнего озера
Остаётся надеяться только на то, что две концепции благоустройства совместят. Пока же дворы вокруг Нижнего озера представляют собой печальное зрелище.
Одними штрафами за остановку в неположенном месте тротуары не расчистить. Так, к примеру, считают в правительстве Калининградской области.
«Эта работа должна идти параллельно с образованием новых парковочных мест и пространств, чтобы можно было пользоваться инфраструктурой в городе, - считает губернатор Антон Алиханов. - К сожалению, в Калининграде эта работа пока идёт не теми темпами, которыми бы хотелось».
В Светлогорске, по мнению Алиханова, ситуация не лучше. Два выходных подряд, на пешеходной зоне у лестницы к морю, губернатор наблюдал припаркованные автомобили.
«Я дал поручение главе администрации, сейчас организовать эту работу, чтобы он с парковщиками и эвакуаторщиками договорились, - сказал Антон Алиханов. - Мне было сказано, что это, якобы, экономически нецелесообразно. Послушайте, это очень странно. Мне-то казалось, там только этим и занимайся: вся улица Ленина в Светлогорске это торговые ряды, страшные, захламляющие тротуар, где не пройти, а под знаком «Остановка запрещена» – ряд автомобилей. Там можно, извиняюсь, просто рубить всё это без остановки».
Губернатор говорит, что правительство региона помогает администрации Светлогорска деньгами на новые парковки. Тем более, что у автомобилистов спрос на стоянки только растёт. Уже есть план новых стоянок для машин, которые должны сделать при въезде на курорт. Антон Алиханов считает, что приезжие должны оставлять там свои машины.
Люди, которые оставляют машины на тротуарах и газонах, довели пешеходов до ручки: пользователи интернета объявили фотоохоту на автомобилистов – снимают их на телефон и выкладывают снимки на всеобщее обозрение. В таких сообществах тысячи участников и ежедневные обновления. В некоторых городах России на лобовые стёкла авто нарушителей клеят наклейки с силуэтом машины с оленьими рогами. Народные мстители обличают водителей и сдают номера их машин ГИБДД. Инспекторы выписывают штрафы, если успевают.
Мало кто задаётся вопросом о причинах поведения автовладельцев, о том, какая городская среда их сформировала. А может пробки на дорогах и во дворах от затора в мозгах?
© ИА Русский Запад/пс