Быстрорастворимая первая линия

31.12.2019 09:00
   


Новый променад Светлогорска возвели под застройку

Берег Балтийского моря у променада в Светлогорске готовят к окончательной застройке: сначала в правительстве подписали изменения в Правилах землепользования и застройки Светлогорска, а потом показали, подо что узаконили освоение нового променада. «Русский Запад» оценил проекты первой линии застройки и проанализировал их критику.

От солнечных часов до лагеря Гайдара

Перенос первой линии застройки Светлогорска к морю обсуждают уже несколько лет. Правила землепользования и застройки курорта изменили только в декабре 2019 года. Ключевые изменения градостроительного регламента Светлогорска: морской променад от спуска к солнечным часам и до «Центра отдыха и оздоровления детей и подростков имени Аркадия Гайдара» (бывший пионерлагерь) предусмотрен теперь и для гостиничного обслуживания. В генплане, принятом для Светлогорска в конце 2012 года, зоны застройки практически не выходили на променад. Теперь метаморфозы затронули пространство под береговым склоном на отрезке более чем в 1200 метров. 

Пока только проект вид с променада в сторону будущего лифта.jpg

Пока только проект: вид с променада в сторону будущего лифта

Зона делового, общественного и коммерческого назначения впервые «спустилась» к Балтийскому морю. Такой режим установлен для нескольких участков на стыке нового променада и склона. На этих по сути насыпанных заново участках должны выстроить дома, теперь уже абсолютно законно. В частности, земельный участок с кадастровым номером 39:17:010005:527, недалеко от «Центра отдыха имени Аркадия Гайдара» - у обрыва, где установлен временный металлический спуск - теперь тоже могут застраивать. 

В мае 2019 года руководитель областного архитектурного агентства Наталья Васюкова изменила назначение земли, на которой стоит и сам центр отдыха. Бывший пионерлагерь принадлежит администрации Калининграда. 

Участок под лагерем имени А. Гайдара "подлежит разделу". Отделённая часть сможет быть застроена.

Перед центром имени Гайдара расположен другой участок площадью 2 302 квадратных метра. По нынешним изменениям, он оказался единственным, отнесённым к рекреационному назначению. Остальные упомянутые земельные участки можно превращать в новый микрорайон. 


Под застройку пустили участки между обрывом и новым променадом (фрагмент приложения к постановлению правительства Калининградской области)

Вопрос решённый

17 декабря стало очевидно, для чего узаконили застройку берега: на заседании архитектурно-градостроительного совета в правительстве Калининградской области презентовали три проекта освоения нового променада берега. Выступили проектировщики – Владислав Спицын (бюро Front Architecture, Москва), Илья Соловьёв, Евгений Зоренко, Наталья Иванова (Soloviev architects, Калининград) и Александр Башин с Фёдором Лученко («Архпроект Групп», Калининград).

Проекты отличаются друг от друга только стилем фасадов: в одном больше фахверка, в другом - стекла и зелени. Обобщает их одно: вереница капитальных строений вдоль пешеходной зоны сформирует новую первую линию городской застройки. Дело, начатое застройщиками «Гранд Паласа», решено продолжить.

Апарт отели кафе спа и так далее чтобы было не скучно гулять.jpg

Апарт-отели, кафе, спа и так далее, чтобы было не скучно гулять. 

«Серый склон и отсутствие деревьев создают на променаде неуютную атмосферу, - сказал Фёдор Лученко, проектировщик застройки первой береговой линии («Архпроект Групп»). – Пока на новом променаде можно только прогуляться. Расположение там застройки могло бы стать связующим звеном между городом и морем. Ближе к центру [променада] может быть плотная застройка, а более разрозненная - под парком».

Архитектор Фёдор Лученко.jpg

Фёдор Лученко, проектировщик застройки первой береговой линии («Архпроект Групп»)

Все проекты предполагают отели, апартаменты, кафе, рестораны, спортивные объекты, бювет с минеральной водой и даже косметологическую клинику. Высота - не более 5 этажей. Общая площадь зданий – около 50 тысяч квадратных метро, из которых 35 тысяч кв. м – гостиничные номера и апартаменты. С тыльной стороны «морской Бродвей» должен выходить окнами на «стену» обрыва. Один из проектировщиков, Александр Башин упомянул в этой связи Сопот и Колобжег, сказав, что нынешний проект освоения светлогорского берега продолжает опыт приморских городов Польши. 

Проектировщик Александр Башин.jpg

Александр Башин, проектировщик застройки первой линии Светлогорска

«Ничего общего с другими курортными городами Европы тут нет, потому что там такие объекты вписаны в инфраструктуру», - возразил Башину Пётр Черненко, председатель правления Калининградского областного союза архитекторов. 

Пётр Черненко, председатель правления Калининградского областного союза архитекторов.jpgПётр Черненко, председатель правления Калининградского областного союза архитекторов

Видимо, сравнивать с Польшей уже поздно, но по другой причине. Как сказал Башин, проект планировки территории сделан ещё в 2015 году. Последние четыре года шло проектирование, подсчёт нагрузок и инфраструктуры. Теперь застройка - вопрос решённый, как говорит в таких случаях вице-премьер правительства области Гарри Гольдман. 

«Дорога на променаде - преступление!»

Одну из главных проблем создания новой первой линии Светлогорска озвучил не чиновник или архитектор, а полицейский. Транспортная связь комплекса зданий, не считая нового лифта от Театра эстрады, организована через променад.

«Променад это не транспортная площадь, - возмутился на заседании совета Роман Луценко, заместитель начальника центра дорожного надзора ГИБДД Калининградской области. – Совмещать дорогу с променадом это преступление!»

Роман Луценко, заместитель начальника центра дорожного надзора ГИБДД Калининградской области.jpg

Роман Луценко, заместитель начальника центра дорожного надзора ГИБДД Калининградской области

Силовик предложил проектировщикам подсчитать увеличение транспортной нагрузки на улицы Светлогорска после ввода в строй новой первой линии застройки. Особенно летом, когда курорт и без того загружен машинами отдыхающих и родителей, приезжающих к детям в лагеря отдыха. Именно поэтому представитель ГИБДД забраковал то, что предложили калининградские проектировщики из бюро Башина и Соловьёва. В пику местным градостроителям, Луценко похвалил московских, которые оставили променад только для электротранспорта, велосипедистов и пешеходов. Остальным архитектор Спицын предложил перехватывающие парковки наверху, в городе.

Завершение нового променада.JPG

Завершение нынешней стадии строительства нового променада, с выездом на Балтийскую улицу 

«Конечно, перехватывающие парковки предусмотрены и в нашем проекте, в том числе, в овраге (в районе улицы Балтийской. – Прим. РЗ), - заметил Александр Башин. – Если мы отводим земельный участок под отель, то нам необходимо выдержать все нормы для этого земельного участка». 

«Там никакие нормы выдержать невозможно, - возразил замначальника центра дорожного надзора ГИБДД региона. – Нужно «врезаться» [с парковками] с тыльной стороны зданий, уменьшая габариты застройки. Один из предложенных вариантов – исключить движение транспорта по променаду. Почему мы не рассматриваем его?»

Главный архитектор Калининградской области Евгений Костромин попытался погасить дискуссию обещанием передать администрации Светлогорска задание по проработке транспортной концепции. Костромину помешал архитектор Вячеслав Генне. 

архитектор Вячеслав Генне.jpg

Архитектор Вячеслав Генне

«Появление этих объектов связано с большой программой финансирования самого променада, об этом не стоит забывать, - сообщил Генне. – Вместе с тем, в нынешнем состоянии променад это полторы гостиницы, «Гранд Палас» и «Дом рыбака», но даже они создают автомобильный трафик. Нужно проанализировать, что происходит с улицей Балтийской и где можно сделать перехватывающую парковку с табличкой «Светлогорский променад». Пока Солнечные часы не огородили ажурной нержавейкой, нормой было встретить там утром машину, в которой люди пили шампанское. Машину, припаркованную прямо на Солнечных часах».

Вид на строящийся лифт в проекте.jpg

Вид на строящийся лифт в проекте...Вид на строящийся лифт в реальности.JPG

... и в реальности

Строительство парковок с тыльной стороны новой линии домов, по словам Вячеслава Генне, не решит прежних проблем, но создаст новые. Под каждую стоянку у обрыва понадобится котлован глубиной в три с половиной метра.

«Как в этом случае берегоукрепительная конструкция поведёт себя? – спросил Генне. – Не повлечёт ли это негативных последствий? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно привлечь  специалистов, которые представят нам аналитику геологии. Может, не понадобится делать подземные парковки [под отелями], потому что мы затронем «подушку» склона. От темы «как должно быть красиво», нужно перейти к теме «как будет функционально».

Один инвестор многое упрощает

«Оценить архитектурную составляющую проектов мне мешает непонимание того, выдержит ли эта территория транспортную нагрузку или нет», - согласился Пётр Черненко. Его коллега Олег Копылов предложил варианты решения проблемы: проложить под променадом транспортный тоннель, объединив «подземные» парковки отелей или оставить движение на променаде, ограничив проезд по времени и пропускам. 

архитектор Олег Копылов.jpg

Проектировщик реконструкции калининградской Площади Победы, архитектор Олег Копылов

«То, что у всей новой линии застройки один инвестор, многое упрощает, - сказал Олег Копылов. – Появление застройки променада оживит сонный Светлогорск, в котором наконец-то начнётся ночная жизнь».

Увидим ли эту жизнь мы, большой вопрос. 

© ИА Русский Запад / Пётр Старцев 

© Фото: Пётр Старцев