ТОП-5 событий в Калининградской области на неделе с 4 по 10 ноября: обзор Русского Запада

11.11.2013 08:16
   


Прошедшая неделя началась с праздника -  Дня народного единства (день освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году), в который 20 тысяч калининградцев символично решили пересечь российско-польскую границу. Однако оставшиеся четыре дня показали, что в Калининградской области происходит и будет происходить много интересного, а градус политико-экономического напряжения снижаться вовсе не намерен. О наиболее значимом за прошедшие семь дней - в новом выпуске традиционной рубрики.

1. Первые шаги к безвизовому режиму. Иностранцы смогут прилетать в аэропорт Храброво без обязательных российских виз

Калининградский аэропорт Храброво вошел в число тех воздушных ворот страны, где будет разрешено трехдневное безвизовое пребывание иностранных туристов. Соответствующий законопроект одобрен в первом чтении депутатами Государственной Думы РФ. Правда, по неизвестной логике соответствующими преференциями будут наделены лишь граждане следующих государств: Германия, Китай, США, Великобритания, Швеция, Италия, Франция, Испания, Корея, Япония, Польша, Канада, Нидерланды, Швейцария, Австрия, Бельгия, Финляндия, Сингапур и Австралия.

Подобные меры могут значительным положительным образом сказаться как на развитии калининградского аэропортового комплекса, так и на росте туристической привлекательности Калининградской области в целом. Многие еще помнят времена расцвета региональной авиакомпании “КД авиа”, когда калининградский аэропорт стал настоящим хабом, удобным как для жителей самого западного региона страны, так и для транзитных пассажиров из материковой России. Сейчас же из зарубежных направлений прямое авиасообщение (за исключением стран СНГ) присутствует только со столицами Латвии и Германии. При этом привычные калининградцам направления в Варшаву и Копенгаген были закрыты по причине низкой рентабельности (отчасти как раз из-за слабой туристической привлекательности региона и визовых осложнений).

В этой связи особое значение получили прошедшие на минувшей неделе переговоры руководства регионального правительства с известной венгерской низкобюджетной авиакомпанией WizzAir. Губернатор Николай Цуканов в очередной раз обозначил стремление к созданию региональной авиакомпании, в WizzAir же отметили, что авиасообщение Калининграда с остальной территорией РФ и так является достаточно насыщенным. Впрочем, для большинства калининградцев интересны не столько бюджетные перелеты в другие города страны, сколько надежное прямое авиасообщение с ключевыми европейскими столицами (рейсы бюджетных авиакомпаний из польских и литовских аэропортов пользуются бешеной популярностью). Компания WizzAir уже начала работать в России, соединив Москву и Будапешт. Думается, компания могла бы продолжить развитие на внутреннем рынке, если будут сняты соответствующие государственные ограничения.

2. Равномерное распределение разочарования. Проект областного бюджета на следующий год не сулит жителям региона процветания. 

В Калининградской областной Думе началась горячая пора обсуждения и принятия главного финансового документа региона на следующий год. Первое чтение бюджет-2014, на первый взгляд, прошел без каких-либо преград, – помимо большинства “Единой России” за него проголосовали и депутаты оппозиционных фракций. Однако уже сейчас, когда озвучены основные параметры региональной казны, бросается в глаза значительный дефицит бюджета, который составит порядка 4 миллиардов рублей, а также верхний предел государственного долга в 18,6 млрд.

Министр финансов правительства Калининградской области Виктор Порембский уже заявил, что в следующем году предстоит урезать расходы. О каких именно статьях бюджета идет речь, станет известно в ближайшее время по итогам консультаций в рамках специально созданной комиссии, в которую вошли как правительственные министры, так и парламентарии. Однако депутаты не скрывают, что вызывают сомнения многомиллионные траты на такие искусственные образования в недрах органов исполнительной власти, как “Корпорация развития Калининградской области” и “Корпорация развития туризма”. Также областным властям рекомендовано сократить планируемые 50 миллионов рублей на освещение своей деятельности в средствах массовой информации.

Все это некоторым образом настораживает в преддверии 2016 года, когда закончат свое действие таможенные льготы в рамках режима Особой экономической зоны, и 2018 года, когда региону предстоит проводить игры Чемпионата мира по футболу. Каких-либо внятных альтернатив льготам в рамках ОЭЗ до сих пор не предложено. А что касается ЧМ-2018, то государство уже объявило, что за федеральный счет будет профинансировано исключительно строительство стадионов; на всю сопутствующую инфраструктуру придется тратиться самим. Вопрос только в том, где на все это взять средства в достаточном объеме.

3. Отдых в концессии. Областные власти намерены отдать 8 гектаров Калининградского побережья частному инвестору под строительство многофункционального центра

И вновь о развитии туризма в Калининградской области. На минувшей неделе эта тема всякий раз оказывалась в центре внимания. Очевидно, что ключом к развитию соответствующего потенциала является обустройство побережья Балтийского моря. Мягкий калининградский климат является притягательным для многих гостей из материковой России, при этом весьма популярным является приобретение жилья на побережье, которое фактически весь год, за исключением нескольких сезонных месяцев, пустует. Массовому же европейскому туристу не хватает инфраструктуры, якорных проектов, масштабных развлечений.

Нельзя говорить о полном отсутствии интереса потенциальных инвесторов к развитию калининградской Балтики. Но, как правило, многочисленные проекты остаются лишь на бумаге. Самым ярким примером можно считать так и не осуществившееся строительство игорной зоны в районе поселка Поваровка. Хотя региональные власти провели немало презентаций эскиза проекта как для внутренних, так и российских инвесторов.

Что ждет 8 гектаров земли на побережье в поселке Куликово, который областные власти намерены отдать под строительство многофункционального центра в рамках концессионного соглашения? На бумаге должны появиться аквапарк, океанариум, дельфинарий, детский развлекательный центр, гостиница, выставочный центр и автостоянка. Только вот готовился этот проект для какого-либо конкретного инвестора или для всех желающих? В первом варианте вызывает сомнения возможность возврата инвестиций в объеме 4,5 млрд. рублей за 10 лет, которые будет длиться концессионное соглашение, да и последующая передача готового комплекса в региональную собственность явно не заманит потенциальных интересантов. Что же касается второго варианта, то сомнений еще больше - с учетом всех преград по развитию бизнеса как в стране в целом, так и в самом западном регионе РФ в частности.

4. Наноинвестиции. В Калининградской области анонсировали строительство домостроительного комбината стоимостью 5 миллиардов рублей

Калининградская область третий год участвует в инновационном форуме в Москве, который проводит “Роснано” Анатолия Чубайса. Как правило, проекты туда привозятся одни и те же (речь о заводе корпорации “Дженерал Сателайт” в Гусеве), слова говорятся одинаковые: Николай Цуканов любит рассказывать историю про 40 ученых, которые переехали в регион из Сибири, чтобы на базе Балтийского федерального университета наладить физико-математическое образование, а также о проекте некой IT-деревни, которая, впрочем, пока не материализовалась из умов чиновников. В этот же раз было подписано соглашение о строительстве в регионе домостроительного комбината с объемом инвестиций в 5 миллиардов рублей с крупной федеральной компанией “Мортон”.

Очевидно, что этот проект калининградские власти видят в качестве центрового для развития индустриального парка в районе поселка Храброво Зеленоградского района. В настоящее время начато проектирование данной территории. Во многом это новое слово в развитии калининградской промышленности, ведь существующее крупное производство в регионе фактически ограничивается ООО “Автотор” и ЗАО “Содружество-Соя”. Это при том, что бюджетные инвестиции в проводника проекта индустриального парка – “Корпорацию развития Калининградской области” - достаточно значительные и не всегда вызывают молчаливое согласие со стороны сторонних наблюдателей и депутатов регионального парламента.

Еще один элемент сомнения связан с профилем “Мортона” – домостроением из сборных железобетонных изделий. Это далеко не первый подобный инвестиционный проект на территории Калининградской области. Предыдущие попытки не увенчались особым успехом, в частности - домостроительный комбинат из сборных конструкций уже упомянутой корпорации “Дженерал Сателайт”, хотя он пользовался значительной поддержкой региональных властей.

5. Здравствуй, "Лидл"! Здравствуй, "Бедронка"! День освобождения от польских захватчиков калининградцы отметили массовым посещением польских магазинов

Ночь с понедельника на вторник (после Дня народного единства) автор этих строк проводил в многочасовой очереди на калининградско-польской границе. Пограничные переходы работали на пике своих возможностей, но количество возвращавшихся было таковым, что автомобили вставали в колеи за несколько километров до самих переходов. Сыграли свою роль три выходных дня, которые многие калининградцы традиционно привыкли проводить не в своей области.

Почему калининградцы настолько непатриотичны, что используют практически любую возможность выехать за пределы Российской Федерации? Впрочем, обвинения в отсутствии патриотизма здесь не очень уместны. Речь идет о традиционном воплощении принципа “своя рубашка ближе к телу”. Польские супермаркеты предлагают калининградским покупателям значительное разнообразие товаров по вменяемым ценам. Гостиничные операторы соседней страны разрабатывают специальные программы на уик-энд, которые пользуются огромной популярностью у калининградцев. Поляки научились зарабатывать калининградские деньги - факт; мы же пока ограничиваемся сверхдоходами владельцев приграничных заправочных станций.

Режим малого приграничного движения уже действует больше года, и российской стороне впору задуматься о дальнейших путях его развития. Пока все упирается в неограниченный ввоз продуктов и прочих товаров, значительные очереди и соответствующие убытки калининградских производителей и ритейлеров, что, в свою очередь, приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, возможно, к угрозам калининградской продовольственной безопасности. 

© Кирилл Качанов, специально для Русского Запада
Опрос
  • Нужен ли Калининградской области ещё один город-курорт на море?

    007.jpg


Проголосовало 89 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты