Немецкие СМИ напомнили о расистской подоплёке некоторых работ Канта

22.06.2020 13:36    © Фото: Алексей Шабунин
4 мин   


Памятник Иммануилу Канту у корпуса БФУ им. И. Канта на улице Университетской.

В воскресенье, 21 июня 2020 года, сразу несколько влиятельных немецких СМИ опубликовали авторские колонки на тему расисткой подоплёки некоторых философских трудов выдающегося немецкого философа Иммануила Канта. Поводом стала общемировая дискуссия, развернувшаяся после протестов в США, и сбрасывание с постамента памятника Эдварду Кольстону в Великобритании. Теперь пришли за Кантом?

Ещё в субботу, 20 июня 2020 года, в интеллектуальной «Франкфуртер Альгемайне» появился материал с заголовком «Кант был расистом?» Такой заголовок остался и в почтовой рассылке, но исчез с интернет-сайта издания.

Далее дискуссия продолжилась. Юрген Каубе спрашивает себя и читателей: постигнет ли Иммануила Канта (как памятник) такая же судьба, что и изваяния Кольстона или Христофора Колумба, фигуре которого в США оторвали голову? По логике вещей «такой «политики», собственно, так и должно было с ним стать, - пишет журналист, но тут же добавляет: -Но Калининград – далеко». Не добраться, значит, сюда ликующей толпе, «восстанавливающей» таким насильственным образом «историческую справедливость».

Тему подхватил «Тагесшпигель» (Der Tagesspiegel), зайдя прямо в лоб: «Надо лет теперь свергать с постамента философа просвещения?» Статья иллюстрируется фотографией памятника Канту в тот день 27 ноября 2018 года, когда его облили розовой краской. Правонарушителей, несмотря на титанические усилия всех правоохранительных органов региона и сплошное видеонаблюдение в том районе и по пути, не нашли до сих пор. Что будет, если они теперь неправильно поймут дискуссию против расовой дискриминации? Не хочется даже гадать. Упрёки в адрес Канта не новы. В 70-х и 80-х годах 18-го века профессор Альбертины опубликовал несколько работ об антропологии, в которых он сформулировал некую расовую теорию.

В двух словах его тезис состоит в следующем: все люди происходят от одного корня, но в силу различных климатических условий у них произошло взаимно отдаляющееся друг от друга развитие, которое привело к образованию четырёх рас: белых, индусов, чёрных и индейцев. Расы, по его мнению, отличаются ясно выраженными различными наследуемыми свойствами, которые могут быть разбавлены в случае детей смешанной расы.

Всё бы ничего, если бы Кант не пошёл гораздо дальше. Расы отличаются друг от друга не только цветом кожи и генетикой, но и способностью к созданию культурных ценностей. И вот тут-то у философа выходит, что наибольшие способности у… «белых». И если сейчас читать эти тексты, написанные в XVIII веке, то так или иначе, по всем критериям, их нельзя не назвать расистскими. Хотя сам расизм как понятие появился только в 20-м веке.

Кант не был просто «дитём своего времени», продолжает Флорис Бискамп, сам учёный в университете Тюбингена (ФРГ), он внёс самостоятельный и активный вклад в развитие расовой теории, последовательно дискутируя об этом с такими авторами как Йоханн Готтфрид Гердер, отвергавшим эту теорию.

Автор предлагает воспринимать Канта во всей его многозначительности и воспринимать всерьёз его практическую философию также всерьёз, как и его расизм.

Кроме того, в своём трактате «К вечному миру» Иммануил Кант, в конце концов, формулирует то, что в предыдущих работах нельзя было найти: однозначное признание равноправного статуса всех людей независимо от расы, а также недвусмысленное осуждение рабовладения и колониализма.

Так что рано свергать Канта с постамента, делает вывод автор. Просто надо признать, что он смог отказаться от расизма, который раньше был частью его самого.

Опрос
  • Были ли вы хоть раз на концерте в "Янтарь холле"?

    Ян.JPG

Проголосовало 286 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты