Отчёт-2019: «Автотор» - это половина экономики Калининградской области

25.06.2020 14:51    © Фото: Алексей Шабунин
8 мин   


Компания «Автотор» представила годовой отчёт о своей работе в 2019 году: предприятия, участвующие в производстве автомобилей в Калининградской области, составляют основу региональной экономики, гарантируя около 30 тысяч рабочих мест на своих площадках и у смежников.

Как отметил председатель Совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов в своём обращении к акционерам, предваряющем отчёт, прошедший год стал важнейшим этапом в реализации стратегического курса компании в русле приоритетных направлений государственной политики в области развития отечественного автомобилестроения.

БМВ 05062019 Автотор.jpg 

Основные показатели

Вклад «Автотор» в общий объём товарной продукции, выпускаемой в Калининградской области, составил в 2019 году 53,3%. Более 50% железнодорожных перевозок и более 70% морских контейнерных перевозок в портах региона обеспечиваются за счёт деятельности калининградского автомобилепроизводителя.

«Автотор» уплачивает 65,8% всего НДС в регионе и 47% собираемых в регионе акцизов. На его долю таким образом приходится добрая половина всех налогов и сборов в Калининградской области — 48,2%. При этом «Автотор» значительно увеличил свой вклад в поддержку бюджетной системы за минувшие 12 месяцев: в 2018 году эта доля составляла 42,1% - 67,2 млрд рублей.

За годы своей работы с момента основания в 1994 году и выпуска первого автомобиля в 1997 году компания вложила в организацию полнопрофильного автомобильного производства в регионе более 650 млн евро.

В 2019 году с конвейеров «Автотор» сошли 213 153 автомобиля, в сравнении с 2018 годом рост составил +4,9% (годом ранее были выпущены 203 218 единиц). Объём товарной продукции составил 351,9 млрд рублей, значительно – на 14,5% - превысив показатель 2018 года (307,4 млрд).

Компания последовательно наращивает свою долю по количеству выпускаемых автомобилей на российском рынке: в 2015 году она составляла 5,8%, в 2016-м — 6,6%, в 2017-м — 9,1%; в 2018-м — 11,3%; в 2019-м — 12,1%.

Конвейер Автотор.jpg

Доли мировых автомобильных брендов, сходящих с конвейеров на «Автоторе», распределились в 2019 году следующим образом:
  • KIA – 65,5% (139 665);
  • Hyundai – 23,3% (49 593);
  • BMW – 8,1% (17 200);
  • Коммерческие автомобили Hyundai – 0,7% (1 510);
  • Китайские бренды — 2,2% (4 690);
  • Ford Cargo и другие коммерческие автомобили — 0,1% (295);
  • Прочие легковые автомобили — 0,1% (200).

  • Бизнес-модель «Автотор» связана с ограниченностью российского рынка и, как указано в годовом отчёте, серийность калининградского производства составляет от 500 до 5-7 тысяч автомобилей одной модели в год. В 2019 году компания производила 50 моделей легковых автомобилей, и, как подчеркнул генеральный директор ООО «АВТОТОР Холдинг» Александр Сорокин, «является единственным автомобилестроительным предприятием в мире, выпускающим такое количество моделей одновременно на одном производстве». Особенностью компании является и скорость, с которой происходит запуск новых моделей. 15 из 50 выпускавшихся в 2019 году моделей пришлись на новые, поставленные на конвейер в течение года, в том числе, и по полному циклу, включающему сварку, окраску и сборку.

    «Автотор» обладает экспертизой для производства не только моделей повседневного спроса, но и эксклюзивных, сочетающих в себе последнее слово в автомобилестроении единиц. В январе 2019 года с конвейера сошёл флагман модельного ряда KIA – седан К900. Он сменил выпускавшегося с 2013 года предшественника – седан Quoris. И та, и другая модели входят в премиум-сегмент.

    С июня 2019 года на обновлённой производственной площадке сошёл с конвейера первый флагманский кроссовер BMW – Х7. «Автотор» сотрудничает с немецким автоконцерном с 1998 года. Нарастив свои компетенции, компания сейчас выступает экспертным центром по производству всего ряда кроссоверов BMW, обеспечивая превосходное качество.

    Автотор1.jpg

    СПИК

    28 июня 2019 года «Автотор» подписал специальный инвестиционный контракт (СПИК) по реализации инвестиционного проекта модернизации действующего и создании нового промышленного производства для расширения и углубления технологических процессов. Сторонами контракты выступили Российская Федерация в лице министра промышленности и торговли Денисам Мантурова, правительство Калининградской области в лице губернатора Антона Алиханова и ещё десять компаний в статусе «Привлечённых лиц».

    Существо СПИК состоит в переводе в течение 10 лет подавляющего количества моделей на полный технологический цикл – со сваркой и окраской кузовов. Контракт предусматривает запуск одной модели по полному циклу в год. В 2019 году «Автотор» запустил сразу две модели, значительно опередив исполнение обязательств, рассчитанное на период до 2029 года.

    Во исполнение СПИК в 2019 году компания подписала контракт на создание нового завода с мировым лидером в сфере проектирования интегрированных сборочных и окрасочных систем, немецкой компанией Dürr. Мощности нового производства составят 50 тысяч автомобилей год. При этом в Калининградской области будут созданы десятки и сотни высококвалифицированных, а, значит, высокооплачиваемых рабочих мест.

    Автотор2.jpg

    «Автотор» намерен создать с нуля в Калининградской области целую отрасль по производству автомобильных компонентов. Уже сейчас предприятие прикладывает беспрецедентные усилия по поиску и поддержке отечественных производителей компонентов для своих производств. В 2019 году, как сообщил в отчёте о работе за 2019 года генеральный директор ООО «АВТОТОР Холдинг» Александр Сорокин, закупки на внутреннем рынке Евразийского экономического сообщества превысили 2,2 миллиарда рублей, обозначив рост на величину более 30% по сравнению с 2018 годом.

    Компании, которые «Автотор» привлёк в рамках программы локализации, вложили со своей стороны в экономику Калининградской области более 6,2 млн евро за 2018 и 2019 годы.

    Резидент ОЭЗ в Калининградской области «Мотрекс КЛД» освоил производство мультимедийных систем для автомобилей, систем отопления, вентиляции и кондиционирования.

    Калининградская компания «Гефест» выпускает надстройки для шасси коммерческих автомобилей Hyundai, адаптируя их под коммунальные нужды муниципальных предприятий. Общий объём локализации только в этом сегменте составил в 2019 года около 400 млн рублей.

    Другая калининградская компания «Енгсан КЛД» в 2019 году инвестировала в локализацию производства для выпуска бамперов, помимо этого партнёр «Автотор» уже выпускает электропроводку, сидения для автомобилей KIA Sorento и Cerato, а также выхлопные системы.

    В рамках реализации СПИК, как указал в отчёте Валерий Горбунов, председатель Совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг», компания намерена значительно превысить минимальный объём инвестиций в 12 млрд рублей. По оценке, «Автотор» вложит более 20 млрд в гарантированное исполнение своих обязательств перед правительствами Российской Федерации и Калининградской области.

    В 2019 году для решения стратегической задачи смены вектора развития «Автотор» создал инжиниринговый центр, центр локализации и IT центр. Согласно отчёту, новые шаги были необходимы для подготовки платформы беспрерывного внедрения инноваций на предприятиях с учётом перехода на новый технологический уклад в мировом автомобилестроении.

    Директор Православной гимназии Калининграда.jpg 

    Социальная ответственность

    Непосредственно на своих производственных площадках компания довела численность сотрудников до 3,4 тыс. Рост количества занятых составил в абсолютном выражении более 500 рабочих мест.

    В региональном сравнении «Автотор» создал самые высокооплачиваемые места в обрабатывающем секторе. Средняя зарплата на производствах компании составила в 2019 году 48,8 тысяч рублей, увеличившись на 3% по сравнению с 2018 годом. В среднем в обрабатывающей промышленности зарплата в регионе составила 33,9 тыс. рублей. «Автотор» превысил медиану на 44%.

    В ознаменование 25-летия со дня основания решением акционеров и Совета директоров были поощрены все сотрудники компании, проработавшие более года. Сотрудники, которые участвовали в выпуске автомобилей в 1997 – 1998 годах, получили дополнительно премии в размере 100 000 рублей.

    Кроме того, как и в предыдущие годы, компания выплатила по итогам 2019 года 13-ю зарплату в качестве оценки за выдающиеся показатели работы.

    Свыше 700 работников предприятий получили также нематериальное поощрение: корпоративную медаль «25 лет основанию компании».

    В мае 2019 года «Автотор» на конференции трудового коллектива принял новый коллективный договор, закрепляющий и гарантирующие исполнение обязательств работодателя перед своими работниками. Его выработке предшествовала работа согласительной комиссии, которая учла 12 предложений. Со 2-го полугодия в компании выплачиваются новые доплаты и надбавки к зарплате за профессиональное мастерство, наставничество, руководство звеном и другие.

    Большое внимание «Автотор» традиционно уделяет питанию своих сотрудников, получающих компенсацию в 83% от стоимости обеда. На площадке №2 введена в эксплуатацию после капитального ремонта новая столовая площадью 913 квадратных метров, рассчитанная на одновременное нахождение 320 сотрудников.

    Новым в 2019 году стало также утверждение Концепции жилищной политики «Автотор». Компания направит на её осуществление треть средств, выделяемых на социально ориентированные мероприятия. Это означает, что сотрудники смогут получить от предприятия жильё на различных основаниях, в том числе, и на условиях последующего выкупа по цене существенно ниже рыночной.

    Реализацию Концепцию «Автотор» уже начал: под строительство жилья приобретён участок на улице Челюскинской, завершается строительство многоквартирного дома на улице 1-й Алтайской под служебный фонд, компания вошла в долевое строительство 8 квартир на улице Карташова – Ижорской для предоставления как служебное.

    В 2019 году «Автотор» продолжил исполнять свои добровольные обязательства рамках политики социально ответственной деятельности в Калининградской области.

    Вложив за всё время сотрудничества более 400 млн рублей в строительство и оснащение Православной гимназии Калининграда, компания в 2019 году дооснастила цифровое обучение, передав школьникам десятки планшетов и несколько цифровых станций для учителей. Основатель «Автотор» Владимир Щербаков передал гимназии компьютерную технику и оборудование для гончарной мастерской, гимназического кафе и зоны отдыха на сумму в 5,6 млн рублей. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл поблагодарил Владимира Щербакова и акционера «Автотор» Сергея Щербакова за их вклад в социальные проекты и поддержку Калининградской епархии во время своего первосвятительского визита в Калининградскую область.

    Детский сад №52 на улице Калужской в Калининграде для детей с особыми потребностями получил от «Автотор» комплекты книг специальной конструкции, позволяющие вести обучение.

    Основатель «Автотор» Владимир Щербаков также не оставлял без внимания в 2019 году Музей Мирового океана, подарив уникальную коллекцию «Люди моря» для экспозиции в театре эстрады «Янтарь-холл».

    «Автотор» продолжает вести работы по подготовке к вводу в эксплуатацию «Автотор-Арены» - уникального физкультурно-оздоровительного комплекса, сочетающего в себя крытый футбольный манеж, бассейн олимпийского класса и многофункциональные спортивные залы.

    Опрос
    • Были ли вы хоть раз на концерте в "Янтарь холле"?

      Ян.JPG

    Проголосовало 286 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты