В фонде «Навстречу переменам» назвали тренды социального предпринимательства в 2021 году

11.02.2021 11:14
6 мин   


В 2021 году в растущем сегменте социального предпринимательства в России будут преобладать две основные тенденции: стремление к коллаборации и диджитализация. К таким выводам пришли участники состоявшейся в среду, 10 февраля 2021 года, видеоконференции «Цифровое ускорение», организованной компанией Tele2.

Гостями встречи стали Юлия Арай, преподаватель ВШМ СПбГУ, Надежда Самойлова, CEO садиков для особенных детей «Светлый город» и Кристина Танчер, директор по развитию фонда «Навстречу переменам». Tele2 поддерживает фонд «Навстречу переменам» с 2012 года. Генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин – председатель попечительского совета фонда. Компания с самого начала следовала отличающимся от общепринятых на тот момент принципам социальной ответственности: помогать не конечным адресатам, а содействовать социальному предпринимательству, умеющему создать более эффективное и длительное мультипликативное влияние на жизненную ситуацию тех, кто нуждается в поддержке.

В 2020 году в условиях коронавирусной пандемии и экономических ограничений, как сообщал «Русский Запад», фонд поддержал действующие проекты, отложив выбор новых стартапов до лучших времён.

Темой нынешней видеоконференции стало не столько подведение итогов 2020 года, сколько поиск трендов и направлений развития в 2021 году. Прошедший год был тяжёлым вызовом, с которым с разной степенью успеха справилось большинство социальных предпринимателей.

Кристина Танчер.jpg«Все почувствовали изменения, мы - как фонд – тоже их почувствовали, - сказала Кристина Танчер, директор по развитию фонда «Навстречу переменам». - Для социальных предпринимателей был отдельный челлендж – перевести свои активности в диджитал-среду. Нам это пошло на руку. Мы увидели огромное вовлечение менторов, связать которых с социальными предпринимателями помогла диджитал-платформа. Спасибо волонтёрам и менторам из Tele2! Все мероприятия у нас проходили онлайн».

«У нас всё получилось»

Основатель сети центров для детей с тяжёлыми нарушениями развития «Светлый город» (Санкт-Петербург) Надежда Самойлова рассказала о том, с какой феноменальной скоростью пришлось адаптироваться к новым условиям: переход к онлайн-консультациям для детей и их родителей был осуществлён в течение пяти суток с момента объявления всеобщего карантина:

«У нас всё получилось. По-моему, только два ребёнка из более чем 40 ушли от нас в тот период. А мы продолжили работу, стартовали с новыми проектами. За 7 лет у нас накопилось огромное количество знаний и компетенций. Мы записали большой онлайн-курс, он помогает понять родителям, что не так с ребёнком и как ему помочь, не привлекая сторонних специалистов и не тратя денег. Сейчас мы делаем полноценную профессиональную инклюзивную цифровую систему, которая поможет любому детскому саду открыть свою платформу и помогать детям».

Большинство детских садов документирует и ведёт свою деятельность в аналоговой, то есть, преимущественно медленной бумажной среде. Мультипликация наработок «Светлого города» поможет быстрее перейти к цифровизации. В Санкт-Петербурге Надежда Самойлова уже ведёт такую работу.

Резистентность предпринимателей

Юлия Арай, преподаватель Высшей школы менеджмента СПбГУ, консультант фондов «Навстречу переменам» и «Наше будущее», отметила «невероятную резистентность» социальных предпринимателей к «разным сложностям», которые помогает преодолевать непоколебимый предпринимательский дух и стремление помочь своим благополучателям.

Она рассказала о примерах коллаборации в среде социального предпринимательства. В Санкт-Петербурге объединились компании с изначально разными бизнес-моделями. Инклюзивное производство «Легко-Легко», туристическая компания для людей с инвалидностью «Либерти» и «Языки без границ» готовят новый продукт для пользователей, воспользовавшись именно экономическим вызовом, брошенным пандемией.

Юлия Арай.jpg«Кризис – это время новых возможностей. И социальные предприниматели используют эти возможности. Им это непросто даётся, - подчеркнула Юлия Арай. - И группы благополучателей непростые, и их запросы специфичны. Вдвойне хочется преклониться перед этими людьми. Они делают что-то новое, это очень важно».

Для «Светлого города» Надежды Самойловой 2020 год также стал годом кооперации и объединения усилий. Совместно с предпринимателем из Латвии и программистом из Москвы она создаёт инклюзивную цифровую среду.

Импакт-инвестирование

О бОльшем объединении для достижения единой цели говорила и Кристина Танчер: согласно исследованиям, в 2019 году объём собираемых на благотворительность денег в Москве вырос, при этом средняя сумма пожертвований по сравнению с 2018 годом даже упала. К тому же и под благотворительностью надо понимать не только «финансовые вливания», но «физическую» помощь – действие ради благополучателей.

«Люди более активно объединяются в комьюнити, - сделала вывод Кристина Танчер. - Тенденция 2021 года: у нас будет развиваться кооперация людей, которая поможет налаживать жизнь наших комьюнити».

В фонде «Навстречу переменам» действует бизнес-инкубатор для социальных предпринимателей. Часть выросших там предпринимательских проектов теперь готова к переходу на новую стадию: масштабирование через импакт-инвестирование. С 2014 года во всём мире объёмы импакт-инвестирования выросли на 400%. Фонд не только готовит своих подопечных к обычной работе, но и связывает их с сообществом инвесторов.

«Предприниматель получает инвестиции, инвестор получает прибыль, а получается социальный эффект, - рассказала Кристина Танчер. - В конце декабря 2020 года мы сделали импакт-шоу. У нас 5 из 8 проектов ушли на переговоры с инвесторами! А мы помогаем им вести переговоры.

В 2021 году мы объявляем вторую волну программы. Ведь это прекрасно, что можно зарабатывать и приносить пользу обществу. В этом направлении движется мировая экономика, и туда же будем двигаться и мы».

Фонд «Навстречу переменам» активно работает с социальными предпринимателями из Калининградской области. По числу заявок за период с 2015 по 2020 год на Северо-Западе России регион находится на 4-м месте после Санкт-Петербурга, Архангельска и Петрозаводска.

На видеоконференции обсудили, конечно, и проблемы в социальном предпринимательстве. Большинству удалось перейти в онлайн. Но только немногие смогли пойти дальше и расширить свои цифровые компетенции.

В основном, работа с аудиторией происходила ранее рука об руку, плечом к плечу, лицом к лицу, буквально с физическим контактом. Выйти на тот же самый эффект через онлайн было вызовом 2020 года.

Ещё одну проблему отметила Надежда Самойлова:

«Продвижение в социальных сетях в благотворительности отстаёт на 5 лет. Те технологии, которые были тогда, только сейчас стали применяться. То ли это специфика аудитории, то ли это наша специфика?!»

В проекте «Светлый город» в коронавирусные времена все совещания, разумеется, перешли в онлайн-режим, а сама основательница помимо основной работы активно училась новому – прежде всего, в цифровой сфере.

Надежда Самойлова.jpeg«При запуске проекта «Светлый город» моей главной целью стало благополучие детей и востребованность сотрудников. Безусловно, период повсеместных ограничений сказался и на нашей деятельности. Очевидным для нас решением стал переход в цифровую среду, - отметила Надежда Самойлова. - Это стало новым, полезным опытом, благодаря которому мы остаемся на плаву. Я чувствую ответственность перед всеми, будь то ребёнок, родитель, сотрудник, благотворитель или партнёр. И я не могу никого подвести».

Будущее предпринимательства

На огромный потенциал российских социальных предпринимателей рассчитывает Кристина Танчер:

«Как и во многих других сферах, мы в России развиваемся гораздо быстрее, чем это делает глобальный рынок. Я вижу, как быстро стартовали импакт-инвестиции, которые тоже дадут рывок.

На уровне глобальных тенденций мы пока не дотягиваем. В Европе на 2019 год около половины всех управляемых инвестиционных активов относилась к ответственному инвестированию. У нас этого пока нет. Только первые шаги делают инвестиционные компании, чтобы в своём портфеле предложить ещё и social impact. Но есть запрос более молодой аудитории. Около 40% молодых потребителей смотрят на то, насколько социально ответственный тот или иной продукт, и делают свой выбор на базе этого факта. В течение 2 лет мы увидим очень активный рост новых проектов и масштабирование существующих проектов».

Отвечая на вопрос «Русского Запада», Кристина Танчер отметила, что все подопечные бизнес-инкубатора фонда «Навстречу переменам» пережили пандемические ограничения 2020 года и продолжили развитие: «Все оказались крепкими и устойчивыми».

Что можно посоветовать социальным предпринимателям?

Кристина Танчер: «Важно потратить время и правильно сформулировать свою цель, и потом на эту цель надо постоянно поглядывать, не распыляясь на попутные раздражители. Жизнь полна сюрпризов в самых неожиданных форматах, но они не должны отвлекать».

Надежда Самойлова («Светлый город») подчеркнула важность сохранения своих ценностей, даже несмотря на экономическую ситуацию: «Что важно для организации, для своих сотрудников? Нельзя растерять в погоне за рынком эти ценности. Понятно, что финансовое состояние ухудшилось у нас, и у наших клиентов, но это значит, что мы ещё точнее должны попадать в потребности нашей аудитории».

«Период пандемии – время бесценного опыта. Важно не забывать опыт, который социальные предприниматели получили в это время, - резюмировала Юлия Арай. - Важно не забывать этот багаж знаний. Он иногда отрицательный. Но он поможет справляться и с другими кризисами. Социальные предприниматели воспринимают это время позитивно: пережив этот кризис, они теперь уверены, что справятся и с другим».

 Теле2 конкурс.jpg

О фонде «Навстречу переменам»

Благотворительный фонд «Навстречу переменам» с 2012 года поддержал более 300 проектов, изменив к лучшему жизнь 400 тысяч детей и подростков. Tele2 предоставляет фонду как финансовую помощь, так и экспертную поддержку.

Кристина Танчер, директор по развитию фонда «Навстречу переменам»:

«Фонд «Навстречу переменам» почти 10 лет поддерживает социальных предпринимателей, или, как мы говорим, лидеров социальных изменений. До сих пор главным нашим инструментом была программа «Инкубатор», в которую приходили стартапы, чтобы за 3 года стать эффективным и устойчивым предприятием. Теперь мы видим, что и общество, и бизнес готовы к переходу на следующий уровень. Поэтому в 2020 мы стартовали с программой «Навстречу импакт-инвестициям». В ней социальные бизнесы встречаются с инвесторами и получают первые инвестиции для развития проектов. Отмечу, что первые результаты оптимистичные - 5 из 8 проектов, защитившихся на финальном питчинге, вышли на стадию переговоров с инвесторами. Это очень хороший результат».

Каждый год в фонд поступает 300 – 400 заявок. С 2015 года по настоящее время из Северо-Запада России было подано 312 заявок (17% от всех), из них, из Санкт-Петербурга – 115, из Архангельска – 30, из Петрозаводска – 29, из Калининграда – 23. В полуфиналы за это время вышли 58 проектов из Северо-Запада, в том числе, 5 проектов из Калининграда.

В 2020 году грант фонда получил калининградский проект – надомный хоспис «Дом Фрупполо» (руководитель – Софья Лагутинская).

Опрос
  • Есть ли у вас лично родственники, умершие от коронавируса?
Проголосовало 15 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты