К постановке «Вилла «Эдит» или «Прусские ночи» сделали около 100 исторических костюмов и массу реплик оружия времён Великой Отечественной войны. Об этом в пятницу, 9 апреля 2021 года, «Русскому Западу» сообщили в Калининградском областном драматическом театре.
Подготовка главного спектакля к 75-летию региона обошлась примерно в полтора миллиона рублей. Костюмеры и бутафоры Драмтеатра постарались детально воссоздать элементы обмундирования советских, британских и немецких разведчиков, пехотинцев, моряков, танкистов: звёзды, просветы на погонах, «мёртвые головы» и шевроны – всё до мельчайшей детали. Декорации и всплывающее видео на сцене воспроизвели силуэты руин Кёнигсберга, афишные тумбы и уличные указатели. На заднике фигурировали старые названия районов города. Руководство театра не посчиталось с перспективой проблем, которые могут создать борцы «против германизации».
В начале спектакля на сцене появляется руководитель СССР и председатель Государственного комитета обороны Иосиф Сталин (актёр Пётр Мутин). Стоя у картины Аркадия Пластова «Фашист пролетел» он вещает премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю и президенту США Франклину Рузвельту о культурных ценностях СССР. Как бы невзначай вождь представляет лидерам западных держав советского разведчика, спасшего их жизни. Больше Сталин в спектакле не фигурирует. Гитлера, Коха и Ляша на сцену не вывели.
«Вилла «Эдит» или «Прусские ночи» - это микс легендарной постановки советских времён, кёнигсбергских сюжетов писателя Юрия Иванова и кинохроники. Конфликт завязан на конкуренции советского и американского разведчиков. Сотрудники тайных ведомств ищут похищенные нацистами культурные ценности. Главного героя пьесы зовут так же как и центрального персонажа советского шпионского телесериала «Щит и меч» - Александр Белов.
Исполнитель театральной роли Сергей Борисов, в отличие от кинозвезды Станислава Любшина, ищет Янтарную комнату в Кёнигсберге. Ему помогают эксперт по поиску похищенных картин, офицер Николай Юрьев (актёр Владимир Корчуков) и немка Лотта (актриса Диана Горбунова).
Из зала новая сценическая работа режиссёра Вячеслава Виттиха и художника Елены Менсон смотрится как скверный комикс. Мизансцены сменяют друг друга быстро. Банальные диалоги построены пафосно. Многие ситуации высосаны из пальца, показаны для «общей информации» или просто для красоты, а от того гротескны. Скрывающиеся в кёнигсбергском склепе советские разведчики обсуждают труды Иммануила Канта. Старшина Степаныч трясущейся рукой наливает полковому почтальону спирт, чтобы тот исполнил романс «Не для меня». Немка-антифашистка в красном платье поёт эсэсовцам «Лили Марлен». Происходящее на подмостках вызывает только два вопроса «зачем?» и «к чему?».
Судя по костюмам и ритму действия, авторы постановки стремились сделать патриотический экшн о борьбе за мир и культуру. Однако, сравнивать даже сюжет нового детища мастеров калининградской сцены, скажем, с фабулой фильма Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами» не приходится. Ни Голливуда ни Болливуда. Под сонные вальсы медленно вращается поворотное устройство сцены. Декорации и персонажи меняются как в галлюциногенном хороводе. Молодые зрители озадаченно всматриваются в сумерки бутафорских подземелий, пытаясь разглядеть в происходящем хоть какой-то смысл. Зрители постарше постепенно покидают зал.
В дирекции Драмтеатра считают, что спектакль рассчитан на молодёжь и точно не на ветеранов. Полностью воспроизвести эпоху здесь и не пытались, но и с хроникой не вышло.
«Это больше образовательный проект для школьников и туристов, - отметил худрук театра. – Было романтическое произведение «Вилла «Эдит», которые ставили здесь в 1960-х - 1970-х годах. Теперь он шагает вместе с развитием области, с 1960-х многое меняется. Мы постарались показать это с соотношением сегодняшнего времени».
Ремейк старой «Виллы «Эдит» решили не делать изначально. Причём, даже несмотря на то, что первый вариант спектакля выдержал более 200 показов. Сюжет книги Марка Баринова о тайнике в кёнигсбергском доме вымышлен, а к 75-летию Калининградской области нужна была пьеса по мотивам реальных событий. Поэтому на романтическую фабулу легендарной постановки и повести нанизали воспоминания калининградского писателя Юрия Иванова и документальные сюжеты с поиском культурных ценностей.
«Работа над спектаклем началась ещё полтора года назад, но потом, к сожалению, все коронавирусные мероприятия не дали возможности реализовать замысел в то время, - рассказал Вячеслав Виттих, режиссёр-постановщик спектакля. – Это дало нам время больше узнать и глубже погрузиться в то время».
Авторы спектакля попытались показать не только 1940-е, но и конец 1980-х, когда в Калининграде ждали архив немецкого кладоискателя Георга Штайна. На сцене разыграли реальный эпизод, произошедший в Калининградском отделении Советского фонда культуры. Именно туда поступили документы погибшего при загадочных обстоятельствах эксперта. Собранные Штайном сведения могли вывести на утраченные в годы Великой Отечественной войны ценности. Ценностью являлись и сами штайновские бумаги. Актёры Сергей Пацаль, Пётр Мутин, Олег Яковенко и Диана Горбунова сыграли участников исторической приёмки важных бумаг. Здесь легко узнаются и автор "10 эпизодов кёнигсбергской жизни", проводник калининградской культуры на Запад Юрий Иванов и военный инженер, исследователь темы перемещённых ценностей Авенир Овсянов и нынешний председатель фонда культуры Нина Перетяка.
Художественный руководитель театра Александр Федоренко надеется, что новая «Вилла «Эдит» продержится на подмостках долго. Спектакль вошёл в постоянный репертуар. Предостерегая от поспешных выводов, постановщик Вячеслав Виттих напомнил журналистам ещё перед финальным прогоном: дорабатывать сценический материал будут от показа к показу.
© ИА Русский Запад/пс