МТС готовит Калининград к управляемому туризму

16.06.2021 18:19    © Фото: Борис Регистер
3 мин   


На фестивале "Башня" у Музея искусств в Калининграде.

С 2018 года Калининградская область стабильно входит в топы туристических направлений страны. Регион успешно справился с потоком «ковидного» туризма и принял немалую часть тех, кто не улетел в Турцию «на майские» в 2021 году. По оценкам аналитиков, турпоток в Балтийский регион будет только возрастать. А значит потребуются новые управленческие решения.  

«Цифровой» вариант решения вопроса предложили на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Использование сервисов геоаналитики и искусственного интеллекта для развития туристической индустрии в регионе вошли в соглашение о сотрудничестве, подписанном президентом компании МТС Вячеславом Николаевым и губернатором Антоном Алихановым на площадке форума.

Цифровая нянечка

"У нас сейчас в разработке отдельный большой проект - сервис по туристическим потокам”, - рассказывает Вячеслав Николаев, президент МТС

ИТ-решение, который предложили внедрить в Калининграде и других городах России, уже «обкатали» в Самаре.

“Чтобы гость приехал, нужно сделать предложение, которое включает в себя транспорт, места куда он должен пойти, уверенность, что он туда попадёт и понимание, сколько потратит, - говорит Вячеслав Николаев. - Разрабатывая комплексный продукт, мы действуем вместе с правительствами регионов - это и есть цифровизация привлечения туристов. В каждом отдельном случае всё зависит от активности властей субъекта РФ. Самарская область оказалась наиболее инициативным регионом. Они чётко знали, чего хотят. В результате, получили продукт, который на них же и тестируется. Теперь самарцы рассказывают о своих решениях жителям других частей России”.

“Цифровая платформа региона” - это программа наблюдения за экономикой туризма и одновременно ноу-хау по управлению отраслью. Инновация МТС появилась как ответ на нехватку информации, предоставляемой чиновникам из традиционных источников. Цифровой мир изменчив, а его пользователи всё менее предсказуемы. Интеллектуальная система, о которой идёт речь, улавливает как поведение групп туристов, так и общие тренды на любом отрезке времени. Своего рода цифровая нянька для всех приезжающих, чуткая и заботливая.   

На острие рейтингов и трендов

“Мы, как оператор мобильной связи, знаем и пониманием нашего абонента, в курсе того, чем он интересуется, куда и когда ездит, - рассказывает “Русскому Западу” Лариса Татарова, руководитель направления “Цифровая платформа региона” МТС. - Благодаря этому создан сервис, который детально анализирует туристические потоки. Потенциальными пользователями цифрового решения являются представители органов исполнительной власти, мэры, губернаторы и их подчинённые, отвечающие за туризм”.

Лариса Татарова.JPG

Руководитель направления “Цифровая платформа региона” МТС Лариса Татарова

После регистрации пользователя, на его мониторе открывается интерактивная карта области и меню статистики туристских потоков. Там можно задать любой период и параметры информации. Сервис выдаст обезличенные сведения, собранные из многообразия данных о перемещениях людей: об их «домашнем» регионе, возрасте, социальном статусе и многом другом. Приложение МТС снабжено фильтрами, через которые можно отсеять ненужные и оставить важные факты. К примеру, что реально является объектами притяжения гостей и какая часть туристов добирается к достопримечательностям на автомобилях.

Дорога в Гусев.JPG

Технологии больших данных позволяют собирать данные и о движении туристов по дорогам

“Тепловая карта региона позволяет составлять рейтинг знаковых мест, что дает возможность грамотно распределять бюджеты между объектами, - говорит руководитель направления “Цифровая платформа региона”. - Всё строится на анализе геоданных: есть сведения о территории и о том, как на ней ведут себя люди. В зависимости от этого пользователь платформы расставляет приоритеты”.      

Большие данные, которыми оперируют разработчики платформы, формируются за счёт цифровых “следов”, оставляемых пользователем устройства. В дело идёт всё, от поиска информации и онлайн-регистрации на авиарейс, до оплаты топлива на заправке и сведений о скорости перемещения туриста на том или ином отрезке дороги.

туристы семья муж и жена лето Светлогорск.JPG

Семейные туристы в Светлогорске

3 стратегии гостеприимства: тусовщики, семейные и трезвенники

“Платформа позволяет распределить гостей по степени активности (концерты, экскурсии, пляжи или спокойный отдых), - отмечает Лариса Татарова. - Есть разбивка и по доходам, ведь одна из целей внедрения цифрового продукта - увеличение туристического потенциала региона. Регионы на этом намерены зарабатывать”.

Программа по-новому открывает глаза и на семейный туризм. Она анализирует логику поведения отдыхающих с детьми. Оператор мобильной связи “видит” круг общения абонента. Исходя из частоты звонков родным, наличия на смартфоне контента для взрослых и контента детского, появляется вывод о том, что хозяин устройства, к примеру, родитель с детьми определённого возраста.    

мать ребёнок дети.jpg

На торжественном мероприятии в Кафедральном соборе (Калининград, остров Канта)

Платформа рассказывает и о поведении туристов, ориентированных на здоровый образ жизни. Эксперты отрасли считают, что на основании такой информации можно формировать политику и экономику гостеприимства. Тем более, что ЗОЖ снова в тренде. Обезличенный контент с мобильного телефона покажет, записывался ли приезжий на тренировку, пришёл ли он на соревнования. Благодаря геоданным и алгоритмам искусственного интеллекта, можно увидеть, какая доля гостей города ведёт здоровый образ жизни. Причём, не только здесь, в поездке, но и на своей малой родине. 

Пловец.jpg"Цифровая платформа региона" не оставляет без внимания запросы на здоровье и активность

Если показатель “зожник” не подтверждается несколько раз, абонента выводят из данного сегмента и переводят в иную категорию. Соответственно, человек или группа людей становится частью другой стратегии отрасли гостеприимства. 

пляж Зеленоградск море.jpg

Летний пляж Зеленоградске 

Чем привлечь новые деньги 

Ещё одна возможность платформы - анализ домашних регионов гостей. По нему видно, откуда приезжают чаще и реже всего. Субъект РФ, давший наименьшее число людей, - отдельная тема для изучения. Инструменты инновационного решения позволяют выяснить причины непопулярности одного города у жителей другого. Искусственный интеллект уже выявил несколько случаев, в которых жители соседних областей не ездят друг к другу из-за отсутствия прямого авиасообщения. При этом, транзитной аудитории много - люди въезжают и выезжают на наземном транспорте постоянно. Власти получили сигнал: новый рейс поможет привлечь новые деньги в оба края. Ещё одна сторона проблемы, которую позволяет высветить сервис МТС - дефицит инфраструктуры. 

В Краснолесье.JPG

В посёлке Краснолесье, у опушки Роминтенской пущи

“Очень часто бывает, что туристы приезжают, но остаются ненадолго, так как они с детьми, а переночевать и пообедать негде, - рассказывает Лариса Татарова. - В одном из регионов было большое культурное событие у красивого озера. Нас попросили проанализировать поток приезжих. Тепловая карта показала огромную концентрацию людей в день мероприятия. Однако почти все пробыли там часов 5 и вечером стали уезжать. Мы сопоставили эту информацию со слоем данных по инфраструктуре и увидели, что на месте ивента не хватает гостиниц, а рядом, на берегу прекрасного озера, нет ни одного кафе. В итоге, вывели для членов правительства региона коэффициент, показавший дефицит мест размещения”. 

Деревня викингов Кауп в Зеленоградском районе.jpgДеревня викингов Кауп (Калининградская область, Зеленоградский район)  

Уже сегодня “Цифровую платформу региона” можно не только масштабировать по всей стране, но и углублять с помощью сервисов вне мобильных данных. Программное обеспечение позволяет собирать сведения с любых объектов интернета вещей (IoT), транспорта, видеокамер. 

От аэропорта до нацпарка: новые вызовы и угрозы

“До использования этой системы мы теоретически рассчитывали маршруты на одну целевую группу, а получали другую аудиторию, - комментирует Артур Абдрашитов, руководитель департамента туризма министерства культуры Самарской области. - Наше планирование было неправильным. Не было главного - точных исходных данных. Теперь они есть. Благодаря Big Data, ежегодно мы открываем новые рейсы, в том числе, по программам субсидируемых авиационных перевозок”. 

Артур Абдарашитов.JPG

Руководитель департамента туризма министерства культуры Самарской области Артур Абдрашитов 

Так, 9 из 13 внутренних авиарейсов в аэропорту Самары открыты в 2021 году.

Ещё одно направление Big Data, которое можно развивать и в других регионах - наблюдение за особо охраняемыми природными территориями. В Самарском регионе их более 200, включая две федеральные. Искусственный интеллект помог проанализировать большие данные, собранные с мобильных устройств всех гостей особенных лесов и лугов. Члены правительства области и администрации биосферного резервата “Самарская Лука” узнали, каков предельно допустимый уровень антропогенной нагрузки на природный объект ЮНЕСКО и перераспределили поток гостей.

Самарская Лука.jpg

Природное чудо Средне-Волжского региона - Самарская Лука (фото с сайта парка)

“Нынешняя версия “Цифровой платформы региона” точно не последняя, так как новые задачи появляются постоянно, - продолжает руководитель департамента туризма министерства культуры Самарской области. - Мы наконец начали понимать, сколько людей к нам приезжает. Официальная статистика никак не учитывала однодневных и транзитных посетителей, которые прибывают к нам на автомобилях и круизных теплоходах. Они также, как и “официальные” экскурсанты оставляют деньги в регионе”.    

Kaliningrad Street Food Festival.JPG

Kaliningrad Street Food Festival у набережной Преголи в Калининграде

“Калининграду нужен консалтинг”

Следующая версия системного решения, по словам собеседника “Русского Запада”, позволит сразу планировать туристический бюджет региона. Разумеется, с учётом налогов и вложений в инфраструктуру. Запрос самого западного края России - Калининградской области - тут оказался кстати.      

“Калининграду, как нашему заказчику, тоже нужен консалтинг, - отмечает руководитель “Цифровой платформы региона”. - Мы уже подсчитали туристов в регионе. Теперь необходимо составить стратегию работы с этими данными. Часто бывает, что анализируя статистические потоки, выявляются неочевидные закономерности. С Калининградской областью как раз так и вышло. Теперь мы формируем рекомендации, что нужно изменить для улучшения тех или иных показателей… Во многих уголках России до сих пор не хватает гостиниц, чтобы принять нужное число людей, остаётся масса исторических объектов, за которыми не ухаживают и до них трудно добраться".    

Калининградская область: Уникальный средневековый город Гердауэн а ныне поселок Железнодорожный Развитие туризма здесь сдерживается драконовским режимом погранзоны

Посёлок Железнодорожный, бывший городок Гердауэн, остаётся сложным по логистике и притягательным для туристов уголком региона

Рекреационная индустрия - не единственная точка взаимодействия МТС с Калининградской областью. 

Аналитика на службе у бизнеса и государства

“МТС - один из крупнейших операторов Big Data, - отметил на форуме в Петербурге Антон Алиханов, губернатор Калининградской области. - Аналитика, которую компания уже предоставляет нашему региону, крайне полезна во многих отраслях. Нам предстоит очень много работы в туристической и социальной отрасли”. 

Губернатор Антон Алиханов и президент МТС Вячеслав Николаев.jpg

Президент МТС Вячеслав Николаев и губернатор Антон Алиханов после подписания меморандума в Петербурге 

Подписанное главой региона и президентом МТС соглашение учитывает оба аспекта взаимодействия. Неслучайно Алиханов назвал меморандум с цифровым оператором особенно значимым. 

© ИА Русский Запад/пс

Опрос
  • Верите ли вы, что всем жителям Калининградской области предоставят дешёвые авиабилеты?

    Сам.jpg


Проголосовало 1206 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты