За январь-май Россия увеличила экспорт мёда в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года до 1 443 тонн, а число направлений выросло с 17 до 31.
В то время как ближайших соседей России привлекает возможность компенсировать производственные потери, наибольший прирост в абсолютном выражении демонстрирует Евросоюз (более чем в 12 раз до 219 тонн) за счёт высокого внутреннего спроса на мёд на фоне дефицита ресурсов собственного пчеловодства.
Основными потребителями российского мёда стали страны бывшего СССР, чей удельный вес в общем объёме экспорта увеличился с 41% до 53%, а сами поставки выросли на 159% до 755 тонн.
В частности, первое место по закупкам мёда занял Казахстан (+123% до 364 тонн), который за счет высокого прироста отодвинул на второе место бывшего лидера – Китай (+6% до 323 тонн). Третье место удержала Беларусь, которая удвоила импорт из России (+106% до 248 тонн), в первую пятёрку также вошла Украина. Эта страна поднялась в рейтинге импортёров российского мёда сразу на 5 позиций за год (рост в 26 раз до 83 тонн).
Предпосылками увеличения экспорта мёда из России по новым направлениям стало снижение курса рубля и нарушение найма сезонных рабочих из-за антиковидных ограничений в ряде стран, что привело к снижению собственного производства мёда.
Так, самые большие темпы роста импорта российского мёда показал Европейский Союз, который увеличил свою долю в экспорте российского мёда с 2% до 15% за год. Во многом это стало результатом начала экспорта в Польшу (141 тонна) и Германию (21 тонна), сильное увеличение отмечено в Чехии (+153% до 42 тонн). Три страны вошли в первую десятку импортёров мёда из России.
Место |
Страна |
Объём, тонн |
Динамика за год, % |
1 |
Казахстан |
364 |
123% |
2 |
Китай |
323 |
6% |
3 |
Беларусь |
248 |
106% |
4 |
Польша |
141 |
− |
5 |
Украина |
83 |
2542% |
6 |
Чехия |
42 |
153% |
7 |
США |
29 |
-21% |
8 |
Канада |
23 |
-4% |
9 |
Азербайджан |
23 |
432% |
10 |
Германия |
21 |
− |
В пуле новых импортёров российского мёда помимо Польши и Германии появились ещё 14 стран: Сербия, Литва, Вьетнам, Грузия, Марокко, Кувейт, ОАЭ, Южная Корея, Армения, Туркменистан, Мальта, Либерия, Багамские острова и Южная Осетия.
Поставки в эти страны в основном представлены небольшими объёмами, что характерно для стадии открытия новых рынков.
Партнёрский материал