«Ростелеком» и Schneider Electric показали победителям конкурса журналистов «Вместе в цифровое будущее»
самый восточный дата-кластер страны – на Сахалине. «Русский Запад» сопоставил его с самым западным, калининградским.
Южно-Сахалинск и Калининград – две крайние точки сети дата-центров «Ростелекома». Дальневосточному ЦОДу исполнился год, его ввели в эксплуатацию в сентябре 2020 года. Он стал зеркальным отражением самого западного, калининградского, открытого в 2012 году. С тех пор коммерческих и государственных клиентов облачных хранилищ стало столько, что появилась необходимость расширения на Восток.
«Наш ЦОД загружен на 80-90%», – признали в Калининградском филиале «Ростелекома». Резкий рост запросов на хранение и обработку больших объёмов данных во всём мире вызвала стремительная цифровизация всех сфер жизни: множатся потоки файлов частных компаний, растёт «вес» информации государственных структур, в том числе видео с камер «Безопасного города».
Камеры "Безопасного города" в центре Калининграда: видео требует от серверов больших объёмов памяти
Цифровизация России – это не только цель, намеченная федеральным центром, но и жёсткое требование экономики 21-го века. В портовых городах страны, в Калининграде и Южно-Сахалинске, это чувствуется одинаково.
Судно-газовоз в заливе Анива, у берегов Сахалина: предприятия нефтегазовой отрасли - значимые клиенты дата-центра "Ростелекома" в Южно-Сахалинске
Стремительное развитие высоконагруженных цифровых проектов Дальнего Востока «Цифровой регион» и «Умный город», АПК «Безопасный город», интеллектуальное видеонаблюдение с функцией аналитики и других дали толчок к строительству самого восточного центра обработки данных.
«Раньше каждая частная компания старалась держать у себя серверные, потом начали строить большие центры обработки данных в Москве, – рассказывает Алексей Кунчевский, представитель подразделения Secure Power, Schneider Electric на Дальнем Востоке. – С каждым годом объём данных растёт в геометрической прогрессии. Столичные облачные хранилища не справляются с потоками из регионов. Поэтому теперь наблюдается обратная тенденция: в регионах строят большие центры обработки данных, чтобы производить вычисления как можно ближе к местам возникновения информации. Каналы связи невозможно наращивать до бесконечности».
Представитель подразделения Secure Power, Schneider Electric на Дальнем Востоке Алексей Кунчевский
Инженерные системы одного из самых молодых дата-центров России построило АО «Шнейдер Электрик» (юридическое лицо компании Schneider Electric в России). ЦОД в Калининграде работает на оборудовании другого производителя. Живучесть систем в обоих городах обеспечивают специалисты «Ростелекома».
Инженерные системы одного из самых молодых дата-центров России построило АО "Шнейдер Электрик"
За 9 лет работы Центр обработки данных в Калининграде стал коллективным разумом, памятью и драйвером развития бизнеса и государственных структур. В серверных хранят и обрабатывают жизненно важную информацию: ЦОД работает и на министерство здравоохранения Калининградской области, а точнее на каждого пациента больниц и поликлиник региона.
«В Калининградской области нет центров обработки данных аналогичных тому, что есть у наших партнёров, – признал Александр Кравченко, министр здравоохранения Калининградской области. – Именно поэтому часть оборудования минздрава теперь размещено здесь».
Министр здравоохранения Калининградской области Александр Кравченко
Наличие в области такого инфраструктурного объекта Александр Кравченко считает хорошим подспорьем в повышении доступности работы медицинских организаций для каждого жителя области. В Южно-Сахалинске пошли по тому же пути.
«И у нас на ЦОДе крутятся данные для министерства здравоохранения», – рассказывает Вячеслав Аленьков, заместитель председателя правительства Сахалинской области.
Заместитель председателя правительства Сахалинской области, Вячеслав Аленьков (в центре)
Пока основной упор в дата-центре Южно-Сахалинска приходится на обеспечение бесперебойной работы систем безопасности. В регионе феноменально высокая плотность покрытия устройствами системы «Безопасный город», а видео требует наиболее ёмких хранилищ.
Безопасность самих дата-центров обеспечивают многоступенчатые системы: мониторинг параметров бесперебойного электропитания, стабильности работы каналов связи, температуры и влажности помещений.
В южно-сахалинском ЦОДе "Ростелекома"
«Оборудование защищено системой безопасности от несанкционированного доступа, а масштабная геораспределенная сеть центров обработки данных обеспечивает максимальную надежность хранения информации наших пользователей», – рассказывает Алексей Семёнов, директор Калининградского филиала «Ростелекома».
Директор Калининградского филиала "Ростелекома" Алексей Семёнов
Тоже актуально и для ЦОДа на противоположном краю России – в Южно-Сахалинске: оборудование защищено, но даже с учётом этого есть возможность распределённого хранения данных по всей стране.
Более 10000 процессорных ядер
Сетевой стык (канал связи) 80 ГигаБит/сек
Энергетическая мощность объекта 1,5 МВт
Калининградский и южно-сахалинский дата-центры отражают сущность своих регионов, удалённых от административного центра страны, но в то же время узловых для торговых путей Европы и Азии.
Такого размаха добились благодаря запуску волоконно-оптической линии связи, соединяющей остров с материком.
«Получается, что по связанности инфраструктуры мы – центр Дальнего Востока, - констатирует Андрей Сун, директор Сахалинского филиала «Ростелекома». – Наш ЦОД ёмкостью в 16 петабайт пока задействован на 30-40%. Оставшееся место зарезервировано на проекты, которые только прорабатываются».
Директор Сахалинского филиала "Ростелекома" Андрей Сун
На Сахалине бизнес приходит за услугами по хранению и обработке больших данных осторожно. Частные компании стали пользоваться сервисами дата-центра только после того, как там прописались государственные структуры. Сейчас, по словам директора местного филиала «Ростелекома», мощностями ЦОДа пользуется одна из известных сетей супермаркетов и компании нефтегазовой сферы. До недавнего времени эти данные хранилась и обрабатывалась в европейской части России. А ведь Сахалин от столицы отделяет расстояние в 7 000 км.
«Из-за этого работа информационных систем, а по сути самих предприятий, замедлялась, – говорит Андрей Сун. – Теперь, после переноса данных на наш ЦОД, эффективность компаний повысилась, есть прямой экономический эффект».
Экономика Южно-Сахалинска и Сахалина в целом производит массу цифровой информации, которую нужно где-то обрабатывать и хранить
Сейчас, после успешной проверки на прочность, Сахалинская власть и «Ростелеком» ждут в ЦОДе представителей IT-индустрии.
«Большой объём хранилища и обработки данных нам понадобился для прошедшего чемпионата WorldSkills Russia», – говорит зампредседателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков. – Этот ЦОД нас выручил и справился со своей задачей на отлично».
Одно из перспективных направлений для развития экономики на Сахалине – обслуживание компаний, регистрируемых в особом налоговом режиме. Речь о так называемом Сахалинском офшоре. По решению Правительства РФ, «швартоваться» там могут, в том числе, IT-компании. Так же, как и в Калининградской области. IT-инфраструктура регионов вполне это позволяет.
Инфраструктура дата-центров в Калининграде и Южно-Сахалинске уже прошла проверку на прочность
«Благодаря тому, что мы подключены к волоконно-оптическим линиям связи и имеем собственные надёжные хранилища данных, можно жить на Курилах, работая удалённо в ведущих компаниях России и мира», – подчеркнул вице-премьер правительства Сахалинской области.
Бесспорная перспектива использования мощностей дата-центра в Южно-Сахалинске –развитие инфраструктуры вдоль Северного Морского пути. Кратчайшая линия связи между европейской Россией и Дальним Востоком призвана улучшить экономику перемещения грузов в континентальных масштабах.
Сахалин - узловой пункт инфраструктуры Северного Морского пути
«Ростелеком» готов поддержать не только развитие международного транспортного коридора в Арктике, но и любого мега-проекта.
«Мы строим цифровую экономику всей страной», – подытожили в Калининградском филиале «Ростелекома».
Морские суда в центре Калининграда