Ковидный период стимулировал рост спроса на органическую продукцию во всем мире. По оценке Россельхозбанка, в 2021 году мировой рынок органики вырастет на 12% и достигнет 140 млрд. долл. В России объём рынка органической продукции может составить к концу года более 12 млрд руб.
Рост спроса на органическую продукцию во всем мире эксперты связывают с общим трендом на здоровый образ жизни. Самыми ярыми приверженцами органики остаются жители США – страна аккумулирует примерно 50% мирового рынка органической продукции. Доля стран Евросоюза – 35%, Китая – около 10%. По объему внутреннего рынка также выделяются Великобритания, Швейцария.
Как отметил эксперт, российский рынок органической продукции имеет большой потенциал импортозамещения и выхода на экспорт. Органическая модель производства в России наиболее перспективна в тех сегментах агропромышленного комплекса, которые в значительной степени интегрированы в международную торговлю и уже соприкасаются с рынками, на которых органическая продукция пользуется большим спросом. Сейчас объем поставок органической продукции за рубеж исчисляется всего в 20 млн евро. При правильном подходе к 2025 году эта цифра может вырасти в десятки раз.
Среди конкретных культур востребованы российская органическая пшеница, зеленый горох, соя, гречиха. Определенное значение имеет также эффект низкой базы – только 0,3% пашни в России используется для производства «органики». В ЕС этот показатель составляет около 10%.
В животноводстве наиболее перспективным направлением для производства органической продукции является молочное скотоводство. Этот один из сегментов российского АПК, где фермерские хозяйства наиболее конкурентоспособны и достаточно мобильны для удовлетворения растущего спроса. Рост производства органического молока закономерно приведет к росту потребности в органических зеленых кормах.
Рост внутреннего рынка органической продукции будет сопряжен с ростом доверия покупателя к органической сертификации, с его способностью выделить соответствующее обозначение на фоне других (не сертифицируемых) указателей на улучшенные качества продукции, таких как «фермерские», «эко», «био». По данным международной компании по исследованиям рынка Growing For Knowledge, на данный момент российские поклонники ЗОЖ считают здоровыми ряд продуктов (сухофрукты, мед, хлебцы, пастилу), которые также целесообразно сертифицировать и брендировать как органические.
Партнёрский материал